logo
Лекция_Безопасность в ЧС

6.1. Принципы управления риском

Изучение большого количества материалов по безопасности и риску поз-воляет выделить четыре принципа управления риском.

1. Принцип оптимизации соотношений выгоды и ущерба. Страте­гическая цель управления риском — стремление к повышению уровня благосостояния общества при обязательном условии: никакая практическая деятельность, направленная на реализацию цели, не может быть оправдана, если выгода от нее для общества в целом не превышает вызываемого ею ущерба (оправдан-ность практической деятельности).

Этот принцип объединяет два фундаментальных утверждения:

  1. ценность любой практической деятельности в первую оче­редь опреде-ляется ее полезностью для общества в целом, т.е. ее способностью повысить уровень благосостояния общества;

  2. только учет всех плюсов и минусов (выгоды и ущерба) лю­бой деятель-ности может дать ответ на вопрос о ее полезности.

В этом принципе можно выделить три подпринципа:

  1. деятельность, при которой отдельные индивидуумы подвер­гаются чрез-мерному риску, не может быть оправдана, даже если она выгодна для общества в целом;

  2. члены общества добровольно соглашаются на наличие в их жизни определенного, не превышающего чрезмерного уровня, риска от той или иной деятельности, ведение которой требуется для удовлетворения их материальных и духовных потребностей;

  3. должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждой личности от чрезмерного риска. Затраты на эти меры (денежные компенсации, перемещения населения, создание за­щитных барьеров и т.д.) включаются в общую сумму затрат на данный проект или вид деятельности и, таким образом, учиты­ваются при оценке полезности реализации данного проекта или вида деятельности для общества в целом. При выборе конкретных мер защиты от чрезмерного риска необходимо в обязательном порядке учитывать мнение индивидуума, нуждающегося в такой защите.

Под чрезмерным уровнем риска понимают такой уровень инди­видуального риска, который превышает предельно допустимый уровень риска для индивида.

2. Принцип оптимизации защиты от опасности. Этот принцип направлен на решение задачи распределения ограниченных мате­риальных ресурсов на снижение риска от тех или иных видов опасности, воздействию которых может быть подвержен человек и окружающая среда.

Согласно 2-му принципу в процессе управления риском требу­ется опре-делить такую величину затрат на меры безопасности в рассматриваемой деятельности, которая бы обеспечила максималь­но возможное увеличение СОПЖ в данной социально-экономиче­ской системе. В рамках такого процесса управления риском долж­на быть определена конкретная количественная величина прием­лемого риска от того или иного вида деятельности.

Этот принцип включает в себя подпринцип: максимизация СОПЖ в целом для общества не должна происходить за счет от­дельных членов общества.

Практическая реализация этого подпринципа сводится к умень­шению риска для общества в целом с обязательным условием устранения неравенства между его членами методом компенса­ции: если можно определить заранее, кто именно в силу тех или иных обстоятельств (профессиональной деятельности на опасных производствах или проживании вблизи предприятий с повышен­ным уровнем риска) подвергается повышенному уровню риска, то этому лицу должна выплачиваться компенсация, соответству­ющая величине этого риска.

3. Принцип региональности. В управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в регионе опасно­стей, и вся информация о принимаемых решениях в этой области должна быть доступна самым широким слоям населения.

Некоторые страны (США, Нидерланды, Швейцария и др.) уже провели специальные исследования по оценке совокупного риска для индивидуума и населения в целом, проживающих в крупных промышленных регионах этих стран, и внимание органов, при­нимающих решения в области риска, прив-лечено к необходимости определить и разработать унифицированную политику безопас­ности, установить унифицированную систематическую и интеграль­ную методологию принятия решений по уменьшению риска в промышленных районах, основанную на принципе оптимального выделения средств на ее снижение с учетом сложных и многочис­ленных целей соответствующего процесса принятия решений. Со­здание общей политики безопасности, основанной на концепции приемлемого риска и интегральной региональной методике его обеспечения, идет в странах ЕС.

С 1986 г. в рамках проекта «Оценка риска и управление им для защиты здоровья людей и окружающей среды от энергетических и других сложных промышленных систем» разработаны: Руковод­ство по оценке и ранжированию риска в крупных промышленных регионах и методам создания банков данных о различных видах риска, присущих этим регионам, которое прошло практическую проверку в разных странах (в том числе в России – в г.Сосновый Бор, где расположена Ленинградская АЭС), и методологический документ «Принципы и рекомендации по интегральному управ­лению техногенным риском».

В России разработано Руководство по идентификации опасно­стей для здоровья населения и окружающей среды, оценке риска от этих опасностей и управлению риском в крупных промышлен­ных регионах России. МЧС России была разработана карта особо опасных в отношении техногенного риска городов и регионов стра­ны. Она приведена на рис.6.1.

4. Принцип экологического императива. Политика в области уп­равления риском должна реализовываться в рамках строгих огра­ничений техногенного воздействия на природные экосистемы. Прин­цип 4-й говорит о том, что экономика должна удовлетворять нуж­ды и законные желания каждого чело-века и общества в целом в условиях повышения безопасности (повышения качества жизни и максимизации продолжительности жизни) при условии ее со­ответствия экологическим возможностям биосферы.

Практическая реализация этого принципа возможна только в том случае, если используется система индикаторов состояния окружающей среды и сформированная на ее основе совокупность показателей, которые бы количественно и на научной основе оп­ределяли состояние защищенности (безопасности) этой среды.

Довольно сложно соста­вить систему индикаторов состояния окружающей среды. А система количественной оценки безопасности в значительной степени на­ходится на стадии разработки. Количественно оценить устойчи­вость экосистем очень сложно, однако в некоторых странах идет процесс разработки таких методик. Например, в Нидерландах ис­пользуют критерий,

● — города с наиболее высоким уровнем риска, неблагоприятной санитарно-

гигиенической и экологической обстановкой

▲ — химические и нефтеперерабатывающие предприятия

Рис. 6.1. Особо опасные с точки зрения риска города России

называемый предельно допустимыми техно­генными нагрузками на природную среду (ПДТН). Согласно при­нятому в Нидерландах законодательству, уровень воздействия на экосистему (т. е. ПДТН) не должен превышать уровня, при кото­ром могут пострадать 5 % видов в экосистеме.

Такие ПДТН должны использоваться в сферах обеспечения экологической безопасности атмосферы и океанов, использования природных ресурсов, ресурсов пресной воды, сохранения биоло­гического разнообразия, борьбы с уничтожением лесов и опусты­ниванием.

Описанная система управления риском может помочь обозна­чить пробелы в информации, позволит наиболее полно и наилуч­шим способом учесть при принятии решений количественные показатели. Вариантные исследования практического использова­ния такого подхода показывают, что он может быть успешно ис­пользован для определения эффективности решений в области обеспечения безопасности. Научный подход к принятию решений в любой области требует взвешенного и непредвзятого анализа, основанного на количественных расчетах риска и выгоды послед­ствий принятых решений.