logo
Лекция_Безопасность в ЧС

Введение

Население России живет в условиях постоянного воздействия чрезвычай­ных ситуаций (ЧС) природного, техногенного, биолого-социального характе­ра и нарастания угроз ЧС террористического характера. Возрастание масшта­бов воздействия на население подтверждает и печальная статистика последних лет. Если учитывать жертвы террористических актов, военных кон­фликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, то в среднем Рос­сия ежегодно теряет свыше 50 тысяч человеческих жизней, более 250 тысяч че­ловек получают увечья.

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям со стороны опасных природных и тех­ногенных процессов (всего в мире насчитывается более 50 опасных природ­ных процессов, из них в России около 30). Уровень изношенности производ­ственной инфраструктуры в стране таков, что катастрофы и аварии стали нормой. Главный вывод многих оценок — общество превысило компенсатор­ные возможности природы, тот предел допустимых изменений, при которых сохраняется гомеостаз биосферы (законы 1 и 10 %). Так не создается ли меха­низм самоуничтожения человека и всего созданного им на Земле?

Для устойчивого развития любой страны необходимо принятие мер по со­кращению ущерба, причиняемого ЧС. Эти меры должны опираться на теорию анализа и управления риском. К сожалению, общество еще не овладело в до­статочной степени механизмом управления столь большими системами, как «природа — техносфера — общество». Разноплановые задачи, которые дол­жны решаться в интересах управления риском, опираются на такие наукоем­кие сферы, как физические механизмы развития аварийных ситуаций и ава­рий, формирования опасных природных явлений, модели и методы прогноза силы, времени и места их возникновения, способы предотвращения их воз­никновения, снижения силы или смягчения последствий ЧС, экономические исследования, методы оптимального планирования.

Развитие системы предупреждения опасных явлений, способов умень­шения опасности и смягчения последствий ЧС считается одной из приоритет­ных областей деятельности на всех уровнях — международном, государствен­ном, региональном и местном. Однако опасные природные и техногенные явления как источник чрезвычайных ситуаций могут прогнозироваться лишь на очень малых с точки зрения проведения превентивных мероприятий вре­менных интервалах. Это приводит к необходимости использования в качестве исходных данных частот этих событий. Важное место в снижении риска тех­ногенных ЧС занимают диагностика и профилактика возможных отказов объ­ектов техносферы (планово-предупредительные мероприятия).

Меры по смягчению последствий ЧС должны стать элементом государст­венного планирования социально-экономического развития, а работа по их предупреждению и готовности к ним — одним из постоянных направлений хозяйственной деятельности — от государственного до местного уровня. Стра­тегию уменьшения угрозы следует учитывать во всех проектах и инвестицион­ных программах, связанных со строительством, образованием, социальным обеспечением, здравоохранением. Информация, знания и новейшие техноло­гии, направленные на предупреждение и смягчение последствий ЧС, должны стать достоянием специалистов всех стран. Важнейшую роль здесь играют об­разование и СМИ, которые должны вести просветительскую и информацион­ную работу, призванную повысить осведомленность общественности об ис­точниках опасности, правилах поведения в ЧС и мерах по смягчению их последствий.

Необходимы научные исследования, направленные на организацию систе­мы прогноза и предупреждения, создание новых строительных технологий и конструкций, устойчивых к воздействию нагрузок от опасных явлений, а также новых материалов и средств, используемых при предупреждении и ликвидации природных бедствий.

Принимая решения об инвестициях в районах, подверженных различным опасностям, надо учитывать риск, а расходы на его предотвращение включать в экономический анализ. К этому следует привлекать страховые компании, а также другие финансовые институты, интересы которых совпадают с задача­ми и целями снижения ущерба.

Реализация мер защиты требует огромных затрат. При этом следует иметь в виду, что достижение абсолютной безопасности невозможно, так как даже с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления с силой, которая превысит стойкость элементов инфраструктуры. Поэтому меры защи­ты должны быть экономически обоснованы и наращиваться по мере роста экономических возможностей общества, оставаясь оптимальными. Повыше­ние безопасности любой ценой нерационально.

Эффективность затрат на защиту, уровень безопасности в стране и на конк­ретных территориях в значительной мере зависят от профессиональной подго­товки лиц, принимающих решения и их реализующих. В России функциони­рует Единая государственная система подготовки руководящего состава и обучения населения в области защиты от ЧС. Однако отлаженной много­уровневой системы подготовки специалистов в этой области пока не сложи­лось. Основой для рациональных решений является теория анализа и управле­ния риском. Данное учебное пособие призвано восполнить имеющиеся пробелы в этой области.

Материал учебного пособия апробирован при чтении лекций на базовых кафедрах МЧС России «Высокие технологии предупреждения и ликвида­ции ЧС» Московского физико-технического института и «Природная и техно­генная безопасность и управление риском» Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского.