8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)
Управление в РСЧС заключается в деятельности руководства органов управления различных уровней по развитию и совершенствованию РСЧС, а также поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в постоянной готовности к предупреждению и ликвидации различных ЧС в целях обеспечения безопасности населения путем выполнения мероприятий по защите населения и территорий в ЧС.
Управление осуществляется по режимам функционирования РСЧС (степеням готовности мероприятий ГО) на основе системы управления РСЧС.
Система управления РСЧС строится по территориально-производственному принципу и имеет 5 уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляет Правительство РФ. Обеспечение функционирования РСЧС возложено на МЧС России.
На каждом уровне система управления имеет органы управления, пункты, управления и технические средства управления.
а) Органы управления
Органы управления РСЧС включают координирующие органы управления, постоянные органы управления и повседневные органы управления.
В настоящее время на основе существующих повседневных органов
Рис. 8.8.Структура системы управления рисками
управления — оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских; систем (ОДС, ДДС) в районах, городах и крупных населенных пунктах создаются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), предназначенные для повышения эффективности оказания экстренной помощи населению, в основном при возникновении ЧС бытового характера.
ЕДДС является элементом местного и городского звена повседневного управления Единой системы предупреждения и ликвидации ЧС и вышестоящим органом для всех ОДС (ДДС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также органом, координирующим работу служб 01, 02, 03,04.
Данные службы, в свою очередь, не отменяются. Система работает круглосуточно по режимам функционирования РСЧС (степеням готовности ГО). В дальнейшем планируется подключение ЕДДС к автоматизированной информационно-управляющей системе РСЧС (АИУС).
С 2008 г. вводится единый номер «112» вызова экстренных оперативных служб: пожарная охрана; реагирование на ЧС; милиция; скорая медицинская помощь; газовые сети; служба «Антитеррор» — на всей территории России (Постановление Правительства РФ № 894 от 31 декабря 2004 г.).
б) Пункты управления
Пункты управления (ПУ) РСЧС — это специально оборудованные сооружения, помещения или транспортные средства, оснащенные необходимыми средствами связи, жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективности работы органов управления РСЧС как в мирное, так и в военное время.
Пункты управления (ПУ) могут быть стационарными и подвижными, размещенными на различных транспортных средствах.
К стационарным ПУ относятся повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в мирное и военное время, и запасные пункты управления (ЗПУ) для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в условиях военного времени.
По месту размещения ЗПУ могут быть городскими и загородными.
Подвижные пункты управления могут быть воздушными (самолеты, вертолеты) и мобильными (автомобильный, железнодорожный, водный транспорт).
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи). При переходе страны на военное положение на ПУ дополнительно развертывается переменный состав, включающий руководство органов управления РСЧС и ГО, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС. ПУ должен иметь помещения, для размещения и работы как постоянного, так и переменного состава ПУ (рис. 8.9).
в) Технические средства управления
Для управления в PCЧС используются различные технические средства и системы связи, оповещения, приема, обработки и передачи информации
Рис.8.9. Структура пунктов управления РСЧС
Основной системой непосредственного управления в РСЧС является внедряемая на всех уровнях РСЧС автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).
Основные задачи, решаемые АИУС: сбор и обработка оперативной информации о состоянии потенциально опасных объектов экономики и инфраструктуры, природной среды, сил и средств РСЧС, о наличии и состояний запасов и резервов РСЧС (банк данных); подготовка рекомендаций и вариантов решений по ликвидации ЧС; сопряжение с информационными системами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС; передача необходимой информации органам управления РСЧС всех уровней и обмен информацией между различными подсистемами и звеньями РСЧС.
АИУС РСЧС построена как территориально-распределительная система расположенных по всей стране региональных, республиканских, краевых, областных информационно-управляющих центров, городских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных.
АИУС функционируют как в мирное, так и в военное время по режимам функционирования РСЧС (степеням готовности ГО) с задачей обеспечения выполнения мероприятий по защите населения и территорий в ЧС.
Система связи РСЧС: общая система связи РСЧС представляет собой взаимосвязанную сеть связи общего пользования (ОАО «Электросвязь»), ведомственные сети связи и сети связи РСЧС, развертываемые, как правило, в районах ликвидации ЧС.
ОАО «Электросвязь» является основным оператором услуг связи на территории России, в том числе и в интересах РСЧС.
Управление с повседневных ПУ РСЧС осуществляется в основном по сети общего пользования через местные АТС и междугородние МТС. Кроме каналов телефонной связи в РСЧС используются также каналы радиосвязи, в том числе радиотелефоны сотовых сетей и транкинговые сети связи (высокочастотная радиорелейная связь).
Связь с ЗПУ осуществляется также по сети общего пользования, но через узлы связи этих пункте управления.
Система связи РСЧС в военное время имеет стационарную и мобильную компоненты.
Помимо использования в РСЧС сети связи общего пользования в районах ЧС могут использоваться также средства и сети связи Минобороны России и Правительственной связи.
8.5.4. Действия руководства и органов управления исполнительной власти и РСЧС по организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление безопасностью в ЧС)
Под действиями руководства и органов управления РСЧС по организации защиты населения и территорий в ЧС понимается выполнение руководством и всеми должностными лицами органов управления РСЧС своих функциональных обязанностей по реализации мероприятий защиты населения и территорий в ЧС по режимам функционирования РСЧС (степеням готовности ГО). Выполнение любого мероприятия по защите населения и территорий в ЧС осуществляется, как правило, по единому алгоритму с учетом специфики условий работы и решения задач в каждом режиме функционирования РСЧС (степени готовности ГО) (рис.3.10).
Рис. 3.10. Алгоритм выполнения мероприятий по защите населения и территорий в ЧС
Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация ЧС
9.1. Ликвидация ЧС. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
9.2. Содержание АСДНР
(табл.10.1)
Таблица10.1
- Оглавление
- Тема 1. Общие сведения о чс 6
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс 40
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем 67
- Тема 4. Прогнозирование чс 101
- Тема 5. Основы теории риска 123
- Тема 6. Управление риском 140
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс 170
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем 185
- Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация чс 229
- Введение
- Тема 1. Общие сведения о чс
- 1.1. Чс и их связь с техническим прогрессом
- 1.2. Общие сведения о чс и их поражающих факторах
- 1.2.1. Понятия и терминология: определение чс, аварии, катастрофы, стихийного бедствия
- 1.2.2. Классификация чс
- 1.2.3. Основные поражающие факторы чс
- 1.2.4. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)
- 1.2.4.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 1.2.4.2. Стихийные бедствия метеорологического характера
- 1.2.4.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 1.2.4.4. Природные пожары
- 1.2.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы)
- 1.2.5.1. Общие понятия
- 1.2.5.2. Аварии на химически опасных объектах
- 1.2.5.3. Аварии на радиационно-опасных объектах
- 1.2.5.4. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 1.2.5.5. Аварии на гидродинамически опасных объектах
- 1.2.5.6. Аварии на транспорте
- 1.2.5.7. Аварии на коммунально-энергетических сетях
- 1.2.6. Чс военного времени
- 1.2.6.1. Общие сведения о последствиях военных конфликтов
- Число погибших в войнах
- 1.2.6.2. Ядерное оружие и его поражающие факторы
- Последствия облучения человека
- 1.2.6.3. Химическое оружие и его поражающие факторы
- 1.2.6.4. Биологическое (бактериологическое) оружие
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс
- 2.1. Концепции обеспечения безопасности
- 2.2. Виды защиты и системы безопасности
- 2.2.1. Классификация видов защиты
- Меры защиты по этапам развития чс
- Объекты защиты и их защищаемые жизненно важные интересы
- 2.2.2. Виды и системы безопасности
- Системы безопасности
- 2.3. Роль социальной организации в обеспечении природно-техногенной безопасности
- 2.3.1. Роль государства в обеспечении безопасности
- 2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков
- 2.3.3. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 2.3.4. Система управления рисками чс
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем
- 3.1. Общие понятия об устойчивости функционирования онх в чс. Оценка устойчивости
- 3.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
- 3.3. Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.4. Рациональное размещение объектов экономики с позиций их безопасности
- 3.5. Защита персонала объектов экономики
- 3.6. Восстановление утраченной устойчивости функционирования объекта экономики
- 3.7. Особые требования к устойчивости опасных производственных объектов. Международная практика.
- 3.7.1. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
- 3.7.2. Классификация промышленных объектов по степени опасности в развитых странах
- Оценка опасности промышленного объекта
- 3.7.3. Декларация безопасности опасного промышленного объекта
- 3.7.4. Требования к размещению промышленного объекта
- 3.7.5. Система лицензирования
- 3.7.6. Экспертиза промышленной безопасности
- 3.7.7. Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях
- 3.7.8. Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб
- 3.7.9. Учет и расследование
- 3.7.10. Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности
- 3.7.11. Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью
- 3.7.12. Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.7.13. Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
- 3.8. Российское законодательство в области промышленной безопасности
- Тема 4. Прогнозирование чс
- 4.1. Теоретические основы прогнозирования
- 4.1.1. Выявление и оценка обстановки
- 4.1.2. Общие положения прогнозирования
- 4.1.3. Прогнозирование опасных зон
- 4.1.3.1. Модели воздействия
- 4.1.3.2. Законы разрушения сооружений и поражения людей. Общие понятия
- 4.1.3.3. Законы разрушения сооружений
- 4.1.3.4. Законы поражения людей
- 4.2. Прогнозирование последствий техногенных чс (на примере химических аварий)
- 4.3. Примеры решения типовых задач по прогнозированию химической обстановки
- 4.4. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного характера
- 4.4.1. Прогнозирование последствий чс в районе разрушительных землетрясений
- Вероятности повреждения различных типов зданий в зависимости от интенсивности землетрясения
- 4.4.2.. Прогнозирование обстановки при лесном пожаре
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- Значение комплексного показателя пожарной опасности
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Основы теории риска
- 5.1. Понятие риска
- Классификация и характеристика видов риска
- Источники и факторы индивидуального риска
- Источники и факторы экологического риска
- Источники и факторы социального риска
- 5.2. Техногенный риск и развитие риска на промышленных объектах
- 5.2.1. Модель развития техногенного риска
- 5.2.2. Проблемы безопасности человека в техносфере
- 5.2.3. Классификация техногенных рисков. Опасные производственные объекты
- 5.3. Нормативные значения риска
- 5.3.1. Приемлемый (допустимый) риск
- Индивидуальный риск фатального исхода за год, обусловленный различными причинами (данные для всего населения сша)
- 5.3.2. Нормирование опасностей и риска
- Тема 6. Управление риском
- 6.1. Принципы управления риском
- 6.2. Система управления риском
- 6.3. Мониторинг риска
- 6.4. Предупреждение аварий и катастроф. Превентивные (заблаговременные) меры защиты
- 6.5. Управление техногенным риском
- 6.6. Механизмы государственного регулирования риска
- 6.6.1. Государственный надзор и контроль
- 6.6.2. Нормативное государственное регулирование
- 6.6.2.1. Требования промышленной безопасности
- 6.6.2.2. Сертификация технических устройств
- 6.6.2.3. Государственная регистрация опасных производственных объектов
- 6.6.2.4. Экспертиза промышленной безопасности
- 6.6.2.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чс
- 6.6.2.6. Декларирование безопасности промышленных объектов
- 6.6.2.7. Лицензирование видов деятельности
- 6.6.2.8. Надзор в области промышленной безопасности
- 6.6.2.9. Экономические механизмы регулирования
- 6.6.2.10. Резервы материальных и финансовых ресурсов
- 6.6.2.11. Средства стимулирования работ по безопасности
- 6.6.2.12. Страхование рисков
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс
- 7.1. Основные этапы становления и развития защиты населения и территорий в чс
- II этап (1961-1990 гг.). Создание и функционирование системы Гражданской обороны страны (го)
- III этап (1990 г. — по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени
- 7.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Гражданская оборона рф (го)
- 7.2.1. Предназначение, задачи и структура рсчс и го
- 7.2.2. Объектовая территориальная подсистема рсчс. Го объекта
- 7.3. Режимы функционирования рсчс, степени готовности го
- 7.4. Перспективная система защиты населения и территорий в чс — Российская система гражданской защиты (рсгз)
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем
- 8.1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.2. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности
- 8.2.1. Правовые мероприятия
- 8.2.2. Организационные мероприятия
- 8.2.2.1. Планирование защиты населения и территорий от чс
- 8.2.2.2. Эвакуация населения
- 8.2.2.3. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации чс
- 8.2.2.4. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию
- 8.2.2.5.Проведение экологического контроля окружающей среды
- 8.2.2.6. Физическая защита объектов инфраструктуры
- 8.2.2.7. Подготовка должностных лиц, специалистов и населения к действиям в условиях чс
- Система подготовки населения к действиям в чс
- 8.2.2.8. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о чс
- 8.2.2.9.Создание оперативных резервов и запасов материальных средств рсчс
- 8.2.2.10. Инженерно-технические мероприятия
- 8.2.2.11. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в чс
- 8.2.2.12. Медико-профилактические мероприятия
- 8.3. Мероприятия по защите населения в территории, проворимые заблаговременно в режиме повышенной готовности
- 8.4. Мероприятия по защите населения в территории, проводимые при возникновении и ликвидации чс (в чрезвычайном режиме)
- 3. Подготовка к действиям и выдвижение в район чс сил и средств 2-го эшелона. Мероприятия, проводимые на 2-м этапе
- Мероприятия, проводимые на 3-м этапе
- 8.5. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.5.1.Общие положения об организации защиты населения и территорий в чс
- 8.5.2. Организация разработки и обоснования мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление рисками чс)
- 8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)
- Комплексы мероприятий аварийно-спасательных и других аварийных работ
- Постоянно действующие органы управления рсчс
- 9.5. Социальная защита населения, пострадавшего в чс
- Приложения