2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков
Стратегия снижения рисков, являясь составной частью стратегии национальной безопасности России, в своей основе имеет национальные интересы, которые предусматривают наряду с другими задачами защиту личности, общества и государства от ЧС природного и техногенного характера. Причинами, по которым необходим переход к новой стратегии обеспечения безопасности населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, являются следующие.
Во-первых, масштабность влияния ЧС на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества, по-видимому, уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим, но локальным сбоям в эволюционном функционировании общественных структур. Тот порог системной адаптации, который позволяет системе (в данном случае — обществу) демпфировать отклонения от допустимых значений характеристик и сохранять при этом свое качественное содержание, вероятно уже пройден. Поэтому необходима переоценка сложившихся в общественном сознании стереотипов, касающихся путей развития общества, и пересмотр ряда основополагающих принципов и организационных подходов к государственному управлению в части стратегии снижения природных и техногенных рисков.
Во-вторых, одной из причин негативной тенденции увеличения потерь от аварий и катастроф в последние десятилетия в России и во всем мире является направленность государственной политики обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в основном на ликвидацию последствий ЧС, а не на их профилактику. Необходимость экономии расходов государства требует переоценки представлений о сложившемся (как правило, стихийно) соотношении затрат на превентивные меры по снижению рисков ЧС и на смягчение (ликвидацию) их последствий.
Новая стратегия должна строиться на научном подходе, состоящем в переходе на анализ и управление риском. Его центральным звеном является обоснование мер защиты по критерию «затраты — выгоды» с учетом экономических (в условиях жестких финансовых ограничений) и социальных факторов, их оптимизация. Это приводит почти всегда к целесообразности переноса центра тяжести усилий по защите населения с ликвидации последствий уже произошедших ЧС на их предупреждение, так как затраты на предупреждение ЧС являются, как правило, более эффективными уже в среднесрочной перспективе. Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.
Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:
высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве цели государственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;
приоритета здоровья человека — в соответствии с этим принципом при любых ЧС необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, был сведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;
экологического императива — повреждающее воздействие на окружающую природную среду в ЧС должно быть сведено к минимуму;
защиты культурного наследия — при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;
обоснования — меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не только экономического, но и политического, социального, экологического);
оптимизации — выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;
регионального императива — при реализации стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности региона ЧС;
локального реагирования — основные мероприятия по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться на местном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местные органы власти. Необходимо исходить из приоритетности принятия решений в зоне ЧС органами местного самоуправления и их ответственности за своевременность и эффективность этих решений. Это не исключает помощь и поддержку в случае необходимости региональной и федеральной администрации;
национальной консолидации — реализация государственной стратегии должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями, т.е. следует исходить из необходимости консолидации всех национальных сил — государственных, частных и общественности;
приоритета профилактики и предотвращения ЧС — идентификация, диагностика, мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧС должны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа лежит доказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле и гуманнее, чем ее ликвидация;
права на выбор — признание права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это не затрагивает права других людей. Необходимо уважать право отдельных людей и организаций жить и вести свой бизнес там, где они считают это наилучшим, даже если они сознательно идут при этом на высокий риск потерпеть ущерб или погибнуть в случае возникновения ЧС.
Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. В настоящее время стало ясным, что устойчивое развитие страны может быть достигнуто не на пути ликвидации последствий ЧС, а на принципиально ином пути — прогнозирования ЧС природного и техногенного характера и их предупреждения. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.
Предупреждение и готовность к ЧС — это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.
Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказание санитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения и готовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях — от местного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.
Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах. Задача государственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболее важных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения и экстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.
- Оглавление
- Тема 1. Общие сведения о чс 6
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс 40
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем 67
- Тема 4. Прогнозирование чс 101
- Тема 5. Основы теории риска 123
- Тема 6. Управление риском 140
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс 170
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем 185
- Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация чс 229
- Введение
- Тема 1. Общие сведения о чс
- 1.1. Чс и их связь с техническим прогрессом
- 1.2. Общие сведения о чс и их поражающих факторах
- 1.2.1. Понятия и терминология: определение чс, аварии, катастрофы, стихийного бедствия
- 1.2.2. Классификация чс
- 1.2.3. Основные поражающие факторы чс
- 1.2.4. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)
- 1.2.4.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 1.2.4.2. Стихийные бедствия метеорологического характера
- 1.2.4.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 1.2.4.4. Природные пожары
- 1.2.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы)
- 1.2.5.1. Общие понятия
- 1.2.5.2. Аварии на химически опасных объектах
- 1.2.5.3. Аварии на радиационно-опасных объектах
- 1.2.5.4. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 1.2.5.5. Аварии на гидродинамически опасных объектах
- 1.2.5.6. Аварии на транспорте
- 1.2.5.7. Аварии на коммунально-энергетических сетях
- 1.2.6. Чс военного времени
- 1.2.6.1. Общие сведения о последствиях военных конфликтов
- Число погибших в войнах
- 1.2.6.2. Ядерное оружие и его поражающие факторы
- Последствия облучения человека
- 1.2.6.3. Химическое оружие и его поражающие факторы
- 1.2.6.4. Биологическое (бактериологическое) оружие
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс
- 2.1. Концепции обеспечения безопасности
- 2.2. Виды защиты и системы безопасности
- 2.2.1. Классификация видов защиты
- Меры защиты по этапам развития чс
- Объекты защиты и их защищаемые жизненно важные интересы
- 2.2.2. Виды и системы безопасности
- Системы безопасности
- 2.3. Роль социальной организации в обеспечении природно-техногенной безопасности
- 2.3.1. Роль государства в обеспечении безопасности
- 2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков
- 2.3.3. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 2.3.4. Система управления рисками чс
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем
- 3.1. Общие понятия об устойчивости функционирования онх в чс. Оценка устойчивости
- 3.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
- 3.3. Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.4. Рациональное размещение объектов экономики с позиций их безопасности
- 3.5. Защита персонала объектов экономики
- 3.6. Восстановление утраченной устойчивости функционирования объекта экономики
- 3.7. Особые требования к устойчивости опасных производственных объектов. Международная практика.
- 3.7.1. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
- 3.7.2. Классификация промышленных объектов по степени опасности в развитых странах
- Оценка опасности промышленного объекта
- 3.7.3. Декларация безопасности опасного промышленного объекта
- 3.7.4. Требования к размещению промышленного объекта
- 3.7.5. Система лицензирования
- 3.7.6. Экспертиза промышленной безопасности
- 3.7.7. Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях
- 3.7.8. Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб
- 3.7.9. Учет и расследование
- 3.7.10. Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности
- 3.7.11. Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью
- 3.7.12. Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.7.13. Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
- 3.8. Российское законодательство в области промышленной безопасности
- Тема 4. Прогнозирование чс
- 4.1. Теоретические основы прогнозирования
- 4.1.1. Выявление и оценка обстановки
- 4.1.2. Общие положения прогнозирования
- 4.1.3. Прогнозирование опасных зон
- 4.1.3.1. Модели воздействия
- 4.1.3.2. Законы разрушения сооружений и поражения людей. Общие понятия
- 4.1.3.3. Законы разрушения сооружений
- 4.1.3.4. Законы поражения людей
- 4.2. Прогнозирование последствий техногенных чс (на примере химических аварий)
- 4.3. Примеры решения типовых задач по прогнозированию химической обстановки
- 4.4. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного характера
- 4.4.1. Прогнозирование последствий чс в районе разрушительных землетрясений
- Вероятности повреждения различных типов зданий в зависимости от интенсивности землетрясения
- 4.4.2.. Прогнозирование обстановки при лесном пожаре
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- Значение комплексного показателя пожарной опасности
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Основы теории риска
- 5.1. Понятие риска
- Классификация и характеристика видов риска
- Источники и факторы индивидуального риска
- Источники и факторы экологического риска
- Источники и факторы социального риска
- 5.2. Техногенный риск и развитие риска на промышленных объектах
- 5.2.1. Модель развития техногенного риска
- 5.2.2. Проблемы безопасности человека в техносфере
- 5.2.3. Классификация техногенных рисков. Опасные производственные объекты
- 5.3. Нормативные значения риска
- 5.3.1. Приемлемый (допустимый) риск
- Индивидуальный риск фатального исхода за год, обусловленный различными причинами (данные для всего населения сша)
- 5.3.2. Нормирование опасностей и риска
- Тема 6. Управление риском
- 6.1. Принципы управления риском
- 6.2. Система управления риском
- 6.3. Мониторинг риска
- 6.4. Предупреждение аварий и катастроф. Превентивные (заблаговременные) меры защиты
- 6.5. Управление техногенным риском
- 6.6. Механизмы государственного регулирования риска
- 6.6.1. Государственный надзор и контроль
- 6.6.2. Нормативное государственное регулирование
- 6.6.2.1. Требования промышленной безопасности
- 6.6.2.2. Сертификация технических устройств
- 6.6.2.3. Государственная регистрация опасных производственных объектов
- 6.6.2.4. Экспертиза промышленной безопасности
- 6.6.2.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чс
- 6.6.2.6. Декларирование безопасности промышленных объектов
- 6.6.2.7. Лицензирование видов деятельности
- 6.6.2.8. Надзор в области промышленной безопасности
- 6.6.2.9. Экономические механизмы регулирования
- 6.6.2.10. Резервы материальных и финансовых ресурсов
- 6.6.2.11. Средства стимулирования работ по безопасности
- 6.6.2.12. Страхование рисков
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс
- 7.1. Основные этапы становления и развития защиты населения и территорий в чс
- II этап (1961-1990 гг.). Создание и функционирование системы Гражданской обороны страны (го)
- III этап (1990 г. — по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени
- 7.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Гражданская оборона рф (го)
- 7.2.1. Предназначение, задачи и структура рсчс и го
- 7.2.2. Объектовая территориальная подсистема рсчс. Го объекта
- 7.3. Режимы функционирования рсчс, степени готовности го
- 7.4. Перспективная система защиты населения и территорий в чс — Российская система гражданской защиты (рсгз)
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем
- 8.1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.2. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности
- 8.2.1. Правовые мероприятия
- 8.2.2. Организационные мероприятия
- 8.2.2.1. Планирование защиты населения и территорий от чс
- 8.2.2.2. Эвакуация населения
- 8.2.2.3. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации чс
- 8.2.2.4. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию
- 8.2.2.5.Проведение экологического контроля окружающей среды
- 8.2.2.6. Физическая защита объектов инфраструктуры
- 8.2.2.7. Подготовка должностных лиц, специалистов и населения к действиям в условиях чс
- Система подготовки населения к действиям в чс
- 8.2.2.8. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о чс
- 8.2.2.9.Создание оперативных резервов и запасов материальных средств рсчс
- 8.2.2.10. Инженерно-технические мероприятия
- 8.2.2.11. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в чс
- 8.2.2.12. Медико-профилактические мероприятия
- 8.3. Мероприятия по защите населения в территории, проворимые заблаговременно в режиме повышенной готовности
- 8.4. Мероприятия по защите населения в территории, проводимые при возникновении и ликвидации чс (в чрезвычайном режиме)
- 3. Подготовка к действиям и выдвижение в район чс сил и средств 2-го эшелона. Мероприятия, проводимые на 2-м этапе
- Мероприятия, проводимые на 3-м этапе
- 8.5. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.5.1.Общие положения об организации защиты населения и территорий в чс
- 8.5.2. Организация разработки и обоснования мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление рисками чс)
- 8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)
- Комплексы мероприятий аварийно-спасательных и других аварийных работ
- Постоянно действующие органы управления рсчс
- 9.5. Социальная защита населения, пострадавшего в чс
- Приложения