logo
Лекция_Безопасность в ЧС

7.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Гражданская оборона рф (го)

В 1990 г. в СССР было начато создание государст­венной системы по предупреждению и действиям в ЧС, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входили задачи по защите населения и территорий (ЗНиТ) в ЧС природ­ного и техногенного характера. Этим было положено начало существования в стране как бы двух систем, од­на из которых решала задачи по ЗНиТ в ЧС природно­го и техногенного характера, другая — в ЧС военного характера.

В 1991 г. в РСФСР был создан Государственный ко­митет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (ГКЧС), реорганизованный в 1994 г. в Минис­терство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий (МЧС).

Таким образом, был создан единый федеральный орган исполнительной власти по решению задач защи­ты населения и территорий от ЧС природного, техно­генного характера, а также ЧС военного характера.

В 1992 г. было начато создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуаци­ях (РСЧС), преобразованной в 1995 г. на основе Феде­рального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера» в Единую государственную систему преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако если МЧС было наделено функциями орга­низации ЗНиТ в ЧС любого характера, то РСЧС де-юре нацелена была только на решение задач защиты от ЧС природного и техногенного характера.

В 1999 г. Гражданская оборона была выведена из со­става Министерства обороны и передана в распоряжение МЧС, а все ее структуры — в РСЧС, в том числе основные силы и средства бывшей системы ГО — подразделения сети наблюдения и лабораторного контроля и войска ГО.

Таким образом, ГО де-факто прекратила существо­вание и была преобразована в систему мероприятий по защите населения и территорий в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий, выпол­няемых структурными элементами РСЧС.

В настоящее время перерабатывается «Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с внесением туда дополнительных задач по защите населения и тер­риторий в условиях ведения боевых действий или вследствие этих действий, т. е. в условиях ЧС военно­го характера. Таким образом, РСЧС будет юридически наделена полномочиями по решению задач защиты на­селения и территорий в различных ЧС в условиях как мирного, так и военного времени.