logo search
Лекция_Безопасность в ЧС

8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)

Управление в РСЧС заключается в деятельности руководства органов управления различных уровней по развитию и совершенствованию РСЧС, а также поддержанию ее территориальных и функциональных подсистем в постоянной готовности к предупрежде­нию и ликвидации различных ЧС в целях обеспечения безопасности населения путем выполнения мероприя­тий по защите населения и территорий в ЧС.

Управление осуществляется по режимам функцио­нирования РСЧС (степеням готовности мероприятий ГО) на основе системы управления РСЧС.

Система управления РСЧС строится по территори­ально-производственному принципу и имеет 5 уров­ней — федеральный, региональный, территориаль­ный, местный и объектовый.

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляет Правительство РФ. Обеспечение функ­ционирования РСЧС возложено на МЧС России.

На каждом уровне система управления имеет орга­ны управления, пункты, управления и технические средства управления.

а) Органы управления

Органы управления РСЧС включают координиру­ющие органы управления, постоянные органы управ­ления и повседневные органы управления.

В настоящее время на основе существующих по­вседневных органов

Рис. 8.8.Структура системы управления рисками

управления — оперативно-дежурных и дежурно-диспетчерских; систем (ОДС, ДДС) в районах, городах и крупных населенных пунктах создаются Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), предназначенные для повышения эффектив­ности оказания экстренной помощи населению, в ос­новном при возникновении ЧС бытового характера.

ЕДДС является элементом местного и городского звена повседневного управления Единой системы предупреждения и ликвидации ЧС и вышестоящим органом для всех ОДС (ДДС) по вопросам сбора, обра­ботки и обмена информацией о ЧС, а также органом, координирующим работу служб 01, 02, 03,04.

Данные службы, в свою очередь, не отменяются. Си­стема работает круглосуточно по режимам функциони­рования РСЧС (степеням готовности ГО). В дальнейшем планируется подключение ЕДДС к автоматизированной информационно-управляющей системе РСЧС (АИУС).

С 2008 г. вводится единый номер «112» вызова экст­ренных оперативных служб: пожарная охрана; реаги­рование на ЧС; милиция; скорая медицинская помощь; газовые сети; служба «Антитеррор» — на всей терри­тории России (Постановление Правительства РФ № 894 от 31 декабря 2004 г.).

б) Пункты управления

Пункты управления (ПУ) РСЧС — это специально оборудованные сооружения, помещения или транс­портные средства, оснащенные необходимыми сред­ствами связи, жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективности рабо­ты органов управления РСЧС как в мирное, так и в во­енное время.

Пункты управления (ПУ) могут быть стационарны­ми и подвижными, размещенными на различных транспортных средствах.

К стационарным ПУ относятся повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в мирное и военное время, и запас­ные пункты управления (ЗПУ) для защиты органов управ­ления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в условиях военного времени.

По месту размещения ЗПУ могут быть городскими и загородными.

Подвижные пункты управления могут быть воз­душными (самолеты, вертолеты) и мобильными (авто­мобильный, железнодорожный, водный транспорт).

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи). При переходе страны на военное положение на ПУ дополнительно развертывается переменный состав, включающий руководство органов управления РСЧС и ГО, операторов из состава администрации и ор­гана управления ГОЧС. ПУ должен иметь помещения, для размещения и работы как постоянного, так и пере­менного состава ПУ (рис. 8.9).

в) Технические средства управления

Для управления в PCЧС используются различные технические средства и системы связи, оповещения, приема, обработки и передачи информации

Рис.8.9. Структура пунктов управления РСЧС

Основной системой непосредственного управле­ния в РСЧС является внедряемая на всех уровнях РСЧС автоматизированная информационно-управ­ляющая система (АИУС).

Основные задачи, решаемые АИУС: сбор и обра­ботка оперативной информации о состоянии потенци­ально опасных объектов экономики и инфраструкту­ры, природной среды, сил и средств РСЧС, о наличии и состояний запасов и резервов РСЧС (банк данных); подготовка рекомендаций и вариантов решений по ликвидации ЧС; сопряжение с информационными си­стемами других федеральных органов исполнительной власти, входящих в РСЧС; передача необходимой ин­формации органам управления РСЧС всех уровней и обмен информацией между различными подсисте­мами и звеньями РСЧС.

АИУС РСЧС построена как территориально-рас­пределительная система расположенных по всей стра­не региональных, республиканских, краевых, област­ных информационно-управляющих центров, город­ских и районных абонентских пунктов, объединенных государственными и ведомственными каналами связи и передачи данных.

АИУС функционируют как в мирное, так и в военное время по режимам функционирования РСЧС (степеням готовности ГО) с задачей обеспечения выполнения меро­приятий по защите населения и территорий в ЧС.

Система связи РСЧС: общая система связи РСЧС представляет собой взаимосвязанную сеть связи об­щего пользования (ОАО «Электросвязь»), ведомствен­ные сети связи и сети связи РСЧС, развертываемые, как правило, в районах ликвидации ЧС.

ОАО «Электросвязь» является основным операто­ром услуг связи на территории России, в том числе и в интересах РСЧС.

Управление с повседневных ПУ РСЧС осуществляет­ся в основном по сети общего пользования через местные АТС и междугородние МТС. Кроме каналов телефонной связи в РСЧС используются также каналы радиосвязи, в том числе радиотелефоны сотовых сетей и транкинговые сети связи (высокочастотная радиорелейная связь).

Связь с ЗПУ осуществляется также по сети общего поль­зования, но через узлы связи этих пункте управления.

Система связи РСЧС в военное время имеет стацио­нарную и мобильную компоненты.

Помимо использования в РСЧС сети связи общего пользования в районах ЧС могут использоваться так­же средства и сети связи Минобороны России и Пра­вительственной связи.

8.5.4. Действия руководства и органов управления исполнительной власти и РСЧС по организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление безопасностью в ЧС)

Под действиями руководства и органов управления РСЧС по организации защиты населения и террито­рий в ЧС понимается выполнение руководством и все­ми должностными лицами органов управления РСЧС своих функциональных обязанностей по реализации мероприятий защиты населения и территорий в ЧС по режимам функционирования РСЧС (степеням готов­ности ГО). Выполнение любого мероприятия по защи­те населения и территорий в ЧС осуществляется, как правило, по единому алгоритму с учетом специфики условий работы и решения задач в каждом режиме функционирования РСЧС (степени готовности ГО) (рис.3.10).

Рис. 3.10. Алгоритм выполнения мероприятий по защите населения и территорий в ЧС

Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация ЧС

9.1. Ликвидация ЧС. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы

9.2. Содержание АСДНР

(табл.10.1)

Таблица10.1