3.3. Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций
С целью обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций проводится подготовка объектов к такому функционированию.
Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций заключается в проведении комплекса мероприятий организационно-технического, технологического, производст-венного, экономического, научного, учебного и иного характера, направлен-ных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, максимально возможное сохранение уровня выполнения производственных или целевых функций объекта.
В ходе этой подготовки:
осуществляются организационно-экономические меры, содейст-вующие повышению устойчивости функционирования объектов экономики;
готовятся варианты возможного изменения и совершенствования кооперационных и производственных связей объектов и отраслей, в том числе систем жизнеобеспечения, способствующих устойчивому их функционирова-нию в условиях чрезвычайных ситуаций, проводятся другие организационно-экономические мероприятия по повышению устойчивости;
ведется разработка и внедрение безопасных технологий уско-ренной безаварийной остановки цехов, технологических линий и оборудо-вания производств с непрерывным технологическим циклом, перевода их на безопасный режим функционирования в условиях чрезвычайных ситуаций;
разрабатываются и реализуются специальные инженерно-технические решения, обеспечивающие повышение физической и технологической стойкости производственных фондов, осуществляются организационные и инженерно-технические мероприятия по защите этих фондов и персонала от поражающих воздействий;
создаются и постоянно эксплуатируются локальные системы оповещения потенциально опасных объектов;
организуется взаимодействие между объектами по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами между ними;
создается страховой фонд конструкторской, технологической, эксплуатационной документации;
накапливаются и поддерживаются в готовности к использованию резервные источники питания;
создаются запасы энергоносителей, сырья, строительных матери-алов, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования объектов в условиях прерванного материально-технического снабжения, принимаются другие меры совершенствования материально-технического обеспечения;
производится подготовка к возможной эвакуации особо ценного оборудования и персонала;
осуществляется подготовка к ведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты персонала и объекта;
ведется подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
осуществляется подготовка к возможному восстановлению нарушенного функционирования объектов экономики и систем жизне-обеспечения.
В деле повышения устойчивости функционирования объектов экономики важную роль играют общегосударственные, ведомственные, территориальные, корпоративные меры организационно-экономического характера.
Организационные меры предусматривают планирование действий (мероприятий) по повышению устойчивости функционирования, управление этими действиями, контроль за их результатами.
Целью организационных усилий по поддержанию устойчивого функцио-нирования в основном является предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение потерь и ущерба от них, создание возможностей для продолжения функционирования объекта, обеспечения его безопасности.
Организация конкретных действий по поддержанию и повышению устойчивости специфична для каждого объекта экономики и разнообразна по своему содержанию. Однако в масштабе государства существуют общие меры организационного, правового, экономического характера, которые универ-сальны для всех объектов экономики. К ним могут быть отнесены следующие:
декларирование промышленной безопасности;
лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности;
государственная экспертиза проектной документации;
государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
государственный надзор в области промышленной безопасности;
страхование природных и техногенных рисков и некоторые другие.
В интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций могут быть приняты и другие меры организационно-экономического характера. К их числу могут быть отнесены:
повышение экономической ответственности за обеспечение должного уровня устойчивости функционирования, в том числе путем применения различного рода санкций, прежде всего экономических;
стимулирование работ по повышению уровня безопасности за счет льготного налогообложения, льготного кредитования, частичного бюджетного финансирования мер по повышению устойчивости функционирования производств особо важных для государства;
резервирование финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций и для восстановления нарушенного производства.
Меры по повышению физической устойчивости зданий, сооружений, оборудования предусматривают обычно сейсмостойкое строительство, физическую защиту особо важных объектов, уникального оборудования, ценностей и т. д.
В частности, такими мерами являются:
проектирование и строительство сооружений с жестким каркасом (металлическим или железобетонным), что способствует снижению степени разрушения несущих конструкций при землетрясениях, ураганах, взрывах и других бедствиях;
применение при строительстве каркасных зданий облегченных конструкций стенового заполнения и увеличение световых проемов путем использования стекла, легких панелей из пластиков и других легко разрушающихся материалов. Эти материалы и панели при разрушении уменьшают воздействие ударной волны на сооружение, а их обломки наносят меньший ущерб оборудованию. Эффективным является крепление к колоннам сооружений на шарнирах легких панелей, которые под воздействием динами-ческих нагрузок поворачиваются, значительно снижая воздействие ударной волны на несущие конструкции сооружений;
применение легких, огнестойких кровельных материалов, облегченных междуэтажных перекрытий и лестничных маршей при реконструкции существующих промышленных сооружений и новом строительстве. Обрушение этих конструкций и материалов приносит меньший вред оборудованию по сравнению с тяжелыми железобетонными перекрытиями, кровельными и другими конструкциями;
дополнительное крепление воздушных линий связи и электропередачи, наружных трубопроводов на высоких эстакадах в целях защиты от повреждений при ураганах, взрывах и наводнениях, а также при скоростном напоре воздушной ударной волны и гидроволны прорыва;
установка в наиболее ответственных сооружениях дополнительных опор для уменьшения пролетов, усиление наиболее слабых узлов и отдельных элементов несущих конструкций, применение бетонных или металлических поясов, повышающих жесткость конструкций;
повышение устойчивости оборудования путем усиления его наиболее слабых элементов, прочное закрепление на фундаментах станков, установок и другого оборудования, имеющего большую высоту и малую площадь опоры. Устройство растяжек и дополнительных опор повышает их устойчивость на опрокидывание;
рациональная компоновка технологического оборудования при разработке планировочного проекта предприятия для исключения его повреждения обломками разрушающихся конструкций. Некоторые виды технологического оборудования размещают вне здания — на открытой площадке территории объекта под навесами, что исключает разрушение его обломками ограждающих конструкций. Особо ценное и уникальное оборудо-вание целесообразно размещать в зданиях с повышенными прочностными характеристиками (наличие жесткого каркаса, пониженная высотность и т.п.), в заглубленных, подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности или, наоборот, в зданиях, имеющих облегченные и трудновозгораемые конструкции, обрушение которых не приведет к разрушению этого оборудования. Тяжелое оборудование размещают, как правило, на нижних этажах производственных зданий;
углубление или надежное укрепление емкостей для хранения химических веществ и производства технологических операций, а также устройство автоматических отключателей на системах подачи АХОВ;
осуществление сейсмостойкого строительства в сейсмоопасных районах, а также сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных без учета сейсмичности.
Значительное место в подготовке к устойчивому функционированию занимает повышение технологической стойкости объектов экономики, поскольку именно технологические процессы составляют суть производства и выполнения других целевых функций объектов экономики.
В этих мерах, как правило, предусматривается:
обновление основных производственных фондов;
повышение технологической и эксплуатационной надежности производственных процессов;
дублирование и резервирование технологического (технического) оборудования;
внедрение технологических процессов без участия человека, в том числе использование робототехники;
освоение безаварийных остановов производства с непрерывным циклом;
внедрение эффективных систем технологического контроля и технической диагностики;
создание систем локализации и подавления аварийных ситуаций;
осуществление превентивных мер по предотвращению возникновения вторичных факторов поражения и т. д.
Важную роль среди основных мер по повышению технологической стойкости играют предупредительные меры, связанные с предотвращением возникновения при чрезвычайных ситуациях вторичных факторов поражения различного характера или ослаблением их действия. В числе мер, осуществляемых с этой целью, целесообразно назвать:
возможное ограничение в использовании или отказ от применения в производстве АХОВ, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, использование их заменителей, обеспечение готовности к нейтрализации опасных веществ, создание запасов нейтрализующих веществ;
максимально возможное сокращение запасов АХОВ, легковоспла-меняющихся и взрывоопасных веществ на промежуточных складах и в технологических емкостях предприятий;
размещение складов ядохимикатов, легковоспламеняющихся и других опасных веществ с учетом направления господствующих ветров;
защита емкостей для хранения АХОВ от разрушения взрывами и другими воздействиями путем расположения их в защищенных, в том числе обвалованных, хранилищах, заглубленных помещениях и т.д.;
принятие мер, исключающих разлив АХОВ по территории предприятия (строительство подземных хранилищ; устройство самозакрывающихся и обратных клапанов, поддонов, ловушек и амбаров с направленным стоком; сооружение земляных валов вокруг хранилищ; заглубление в грунт технологических коммуникаций; обеспечение надежной герметизации стыков и соединений в транспортирующих трубопроводах; оборудование с плотно закрывающимися крышками всех аппаратов и емкостей с АХОВ и легковоспламеняющимися веществами; устройство специальных отводов от хранилищ на низкие участки местности);
сведение к минимуму возможности возникновения пожаров путем при-менения огнестойких конструкций, устройства противопожарных разрывов, сооружения специальных противопожарных резервуаров с водой и искус-ственных водоемов, обеспечения готовности к установке водяных завес, обеспечения маневра пожарных сил и средств во время тушения пожаров и т.д.;
оборудование хранилищ взрывоопасных веществ специальными строительными конструкциями, ослабляющими разрушительный эффект взрыва (вышибные панели, самооткрывающиеся окна, фрамуги, клапаны-отсекатели);
заглубление линий электроснабжения и установка автоматических отключающих устройств с целью исключения воспламенения материалов при коротких замыканиях.
Важное место в подготовке и устойчивому функционированию объектов экономики занимает подготовка защитных сооружений для персонала, зданий, сооружений, оборудования, территорий объектов, предназначенных для защиты от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и вторичных факторов поражения. Вопросы защиты персонала будут рассмотрены в последующем, здесь кратко остановимся на защитных сооружениях различных материальных объектов и некоторых других инженерно-технических мерах.
Устойчивость функционирования объектов при чрезвычайных ситуациях может быть существенно повышена, если они и прилагающая местность будут оборудованы в инженерном отношении, в том числе иметь соответствующие защитные сооружения. Как правило, при инженерном оборудовании местности и возведении этих сооружений ориентируются на те или иные возможные в районе данного объекта экономики стихийные бедствия и аварии. К данным мерам инженерной защиты объектов могут быть отнесены мероприятия по защите от землетрясений, противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия, меры по защите от селей, противолавинные, противокарстовые мероприятия, меры по защите от наводнений, пожаров, взрывов и т. д.
Состав конкретных мер по инженерной защите территорий изложен в дополнительном материале, посвященном защите населения.
В ходе подготовки к устойчивому функционированию объектов экономики в чрезвычайных ситуациях осуществляется совершенствование материально-технического обеспечения производства, которое заключается:
в развитии внутренних и внешних кооперационных экономических и технологических связей объекта, обеспечивающих постоянное взаимодействие со смежниками и поставки всех видов ресурсов;
в дублировании и резервировании энергетического, топливного, сырьевого и водоснабжения;
в создании резервов оборудования и запасных частей, сырьевых, топливных и других материальных ресурсов в экономически оправданных объемах;
в создании страховых резервов технической документации — конструкторской, технологической, эксплуатационной;
в создании финансовых резервов, в том числе на случай чрезвычайных ситуаций.
Подготовка объектов экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
- Оглавление
- Тема 1. Общие сведения о чс 6
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс 40
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем 67
- Тема 4. Прогнозирование чс 101
- Тема 5. Основы теории риска 123
- Тема 6. Управление риском 140
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс 170
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем 185
- Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация чс 229
- Введение
- Тема 1. Общие сведения о чс
- 1.1. Чс и их связь с техническим прогрессом
- 1.2. Общие сведения о чс и их поражающих факторах
- 1.2.1. Понятия и терминология: определение чс, аварии, катастрофы, стихийного бедствия
- 1.2.2. Классификация чс
- 1.2.3. Основные поражающие факторы чс
- 1.2.4. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)
- 1.2.4.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 1.2.4.2. Стихийные бедствия метеорологического характера
- 1.2.4.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 1.2.4.4. Природные пожары
- 1.2.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы)
- 1.2.5.1. Общие понятия
- 1.2.5.2. Аварии на химически опасных объектах
- 1.2.5.3. Аварии на радиационно-опасных объектах
- 1.2.5.4. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 1.2.5.5. Аварии на гидродинамически опасных объектах
- 1.2.5.6. Аварии на транспорте
- 1.2.5.7. Аварии на коммунально-энергетических сетях
- 1.2.6. Чс военного времени
- 1.2.6.1. Общие сведения о последствиях военных конфликтов
- Число погибших в войнах
- 1.2.6.2. Ядерное оружие и его поражающие факторы
- Последствия облучения человека
- 1.2.6.3. Химическое оружие и его поражающие факторы
- 1.2.6.4. Биологическое (бактериологическое) оружие
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс
- 2.1. Концепции обеспечения безопасности
- 2.2. Виды защиты и системы безопасности
- 2.2.1. Классификация видов защиты
- Меры защиты по этапам развития чс
- Объекты защиты и их защищаемые жизненно важные интересы
- 2.2.2. Виды и системы безопасности
- Системы безопасности
- 2.3. Роль социальной организации в обеспечении природно-техногенной безопасности
- 2.3.1. Роль государства в обеспечении безопасности
- 2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков
- 2.3.3. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 2.3.4. Система управления рисками чс
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем
- 3.1. Общие понятия об устойчивости функционирования онх в чс. Оценка устойчивости
- 3.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
- 3.3. Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.4. Рациональное размещение объектов экономики с позиций их безопасности
- 3.5. Защита персонала объектов экономики
- 3.6. Восстановление утраченной устойчивости функционирования объекта экономики
- 3.7. Особые требования к устойчивости опасных производственных объектов. Международная практика.
- 3.7.1. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
- 3.7.2. Классификация промышленных объектов по степени опасности в развитых странах
- Оценка опасности промышленного объекта
- 3.7.3. Декларация безопасности опасного промышленного объекта
- 3.7.4. Требования к размещению промышленного объекта
- 3.7.5. Система лицензирования
- 3.7.6. Экспертиза промышленной безопасности
- 3.7.7. Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях
- 3.7.8. Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб
- 3.7.9. Учет и расследование
- 3.7.10. Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности
- 3.7.11. Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью
- 3.7.12. Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.7.13. Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
- 3.8. Российское законодательство в области промышленной безопасности
- Тема 4. Прогнозирование чс
- 4.1. Теоретические основы прогнозирования
- 4.1.1. Выявление и оценка обстановки
- 4.1.2. Общие положения прогнозирования
- 4.1.3. Прогнозирование опасных зон
- 4.1.3.1. Модели воздействия
- 4.1.3.2. Законы разрушения сооружений и поражения людей. Общие понятия
- 4.1.3.3. Законы разрушения сооружений
- 4.1.3.4. Законы поражения людей
- 4.2. Прогнозирование последствий техногенных чс (на примере химических аварий)
- 4.3. Примеры решения типовых задач по прогнозированию химической обстановки
- 4.4. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного характера
- 4.4.1. Прогнозирование последствий чс в районе разрушительных землетрясений
- Вероятности повреждения различных типов зданий в зависимости от интенсивности землетрясения
- 4.4.2.. Прогнозирование обстановки при лесном пожаре
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- Значение комплексного показателя пожарной опасности
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Основы теории риска
- 5.1. Понятие риска
- Классификация и характеристика видов риска
- Источники и факторы индивидуального риска
- Источники и факторы экологического риска
- Источники и факторы социального риска
- 5.2. Техногенный риск и развитие риска на промышленных объектах
- 5.2.1. Модель развития техногенного риска
- 5.2.2. Проблемы безопасности человека в техносфере
- 5.2.3. Классификация техногенных рисков. Опасные производственные объекты
- 5.3. Нормативные значения риска
- 5.3.1. Приемлемый (допустимый) риск
- Индивидуальный риск фатального исхода за год, обусловленный различными причинами (данные для всего населения сша)
- 5.3.2. Нормирование опасностей и риска
- Тема 6. Управление риском
- 6.1. Принципы управления риском
- 6.2. Система управления риском
- 6.3. Мониторинг риска
- 6.4. Предупреждение аварий и катастроф. Превентивные (заблаговременные) меры защиты
- 6.5. Управление техногенным риском
- 6.6. Механизмы государственного регулирования риска
- 6.6.1. Государственный надзор и контроль
- 6.6.2. Нормативное государственное регулирование
- 6.6.2.1. Требования промышленной безопасности
- 6.6.2.2. Сертификация технических устройств
- 6.6.2.3. Государственная регистрация опасных производственных объектов
- 6.6.2.4. Экспертиза промышленной безопасности
- 6.6.2.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чс
- 6.6.2.6. Декларирование безопасности промышленных объектов
- 6.6.2.7. Лицензирование видов деятельности
- 6.6.2.8. Надзор в области промышленной безопасности
- 6.6.2.9. Экономические механизмы регулирования
- 6.6.2.10. Резервы материальных и финансовых ресурсов
- 6.6.2.11. Средства стимулирования работ по безопасности
- 6.6.2.12. Страхование рисков
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс
- 7.1. Основные этапы становления и развития защиты населения и территорий в чс
- II этап (1961-1990 гг.). Создание и функционирование системы Гражданской обороны страны (го)
- III этап (1990 г. — по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени
- 7.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Гражданская оборона рф (го)
- 7.2.1. Предназначение, задачи и структура рсчс и го
- 7.2.2. Объектовая территориальная подсистема рсчс. Го объекта
- 7.3. Режимы функционирования рсчс, степени готовности го
- 7.4. Перспективная система защиты населения и территорий в чс — Российская система гражданской защиты (рсгз)
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем
- 8.1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.2. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности
- 8.2.1. Правовые мероприятия
- 8.2.2. Организационные мероприятия
- 8.2.2.1. Планирование защиты населения и территорий от чс
- 8.2.2.2. Эвакуация населения
- 8.2.2.3. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации чс
- 8.2.2.4. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию
- 8.2.2.5.Проведение экологического контроля окружающей среды
- 8.2.2.6. Физическая защита объектов инфраструктуры
- 8.2.2.7. Подготовка должностных лиц, специалистов и населения к действиям в условиях чс
- Система подготовки населения к действиям в чс
- 8.2.2.8. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о чс
- 8.2.2.9.Создание оперативных резервов и запасов материальных средств рсчс
- 8.2.2.10. Инженерно-технические мероприятия
- 8.2.2.11. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в чс
- 8.2.2.12. Медико-профилактические мероприятия
- 8.3. Мероприятия по защите населения в территории, проворимые заблаговременно в режиме повышенной готовности
- 8.4. Мероприятия по защите населения в территории, проводимые при возникновении и ликвидации чс (в чрезвычайном режиме)
- 3. Подготовка к действиям и выдвижение в район чс сил и средств 2-го эшелона. Мероприятия, проводимые на 2-м этапе
- Мероприятия, проводимые на 3-м этапе
- 8.5. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.5.1.Общие положения об организации защиты населения и территорий в чс
- 8.5.2. Организация разработки и обоснования мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление рисками чс)
- 8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)
- Комплексы мероприятий аварийно-спасательных и других аварийных работ
- Постоянно действующие органы управления рсчс
- 9.5. Социальная защита населения, пострадавшего в чс
- Приложения