logo search
Лекция_Безопасность в ЧС

Вероятности повреждения различных типов зданий в зависимости от интенсивности землетрясения

Протяженность заваленных проездов определяется из условия, что на 1 км2 разрушенной части города в среднем приходится 0,6 км заваленных маршру­тов (данные получены на основе анализа последствий разрушительных земле­трясений):

Lп п = 0,6 Sразр,

где Sразр определяется по формуле (5.8)

Как показывает опыт, вынос завала за контуры зданий при их полном разру­шении невелик и составляет, например, для 9-этажных зданий 7-9 м. Поэтому проезды в зонах землетрясений оказываются практически не заваленными. На проезжей части могут оказаться отдельные отлетевшие обломки конструкций зданий. Это подтверждает и опыт ликвидации последствий землетрясения в Ар­мении. Например, в старой части города Ленинакан, где ширина улиц не превы­шала 10 метров, при разрушении 1-2-этажных зданий на проезжей части образо­вались лишь небольшие завалы из туфовых блоков.

Однако все сказанное справедливо только для случаев разрушения зданий без опрокидывания. В районах с пониженной несущей способностью и большой деформированностью грунтов возможны случаи разрушения высотных зданий с их опрокидыванием. Высота и длина завала в этом случае будет зависеть от размеров здания.

Наиболее характерными повреждениями дорог при землетрясениях являются: разрушение участков дорог вследствие оползней; образование трещин (шириной до нескольких десятков сантиметров) в дорожном полотне, а также разрушение дорожного покрытия (в девятибалльной зоне). В горной местности возможно образование каменных и снежных завалов, разрушение мостов, путепроводов, тоннелей. При землетрясении в 9 баллов и более могут быть разрушены аэро­дромные покрытия.

Количество аварий коммунально-энергетических сетей (КЭС) определя-ется из условия, что на 1 км2 разрушенной части города приходится 6-8 аварий:

Ккэс = 8 Sразр,

где Sразр, определяется по формуле (4.8).

Причины, вызывающие повреждения КЭС, можно разделить на две группы.

  1. Связанные с волновым движением грунта, вследствие чего в элементах КЭС появляются растягивающие и сдвигающие усилия, которые вызывают движе­ние подземных коммуникаций и сооружений КЭС — коллекторов, трубопро­водов, колодцев, кабельных линий.

  2. Связанные с разрушением вводов в наземные здания и сооружения, а также повреждения элементов КЭС обломками зданий.

При авариях на КЭС люди могут пострадать в результате поражения электриче­ским током; отравления газом; пожаров, возникающих из-за коротких замыка­ний и возгорания газа. Кроме того, возможно затопление территорий водой из разрушенных водопроводных труб и канализационных коллекторов, а также получение людьми ожогов при разрушении элементов систем паро- и тепло­снабжения. Аварии на КЭС могут привести к прекращению снабжения зданий и сооружений водой, электроэнергией и теплом.

К показателям, влияющим на объемы аварийно-спасательных работ и решение задач жизнеобеспечения населения в зонах разрушительных землетрясений, от­носятся:

Количество людей, оказавшихся без крова, принимается равным численности лю­дей, проживавших в зданиях, получивших тяжелые повреждения, частичные раз­рушения и обвалы.

Анализ последствий землетрясений показывает, что в среднем в половине зда­ний, частично разрушенных и обвалившихся, возможно возникновение пожаров.