4.4.1. Прогнозирование последствий чс в районе разрушительных землетрясений
Обстановку в районе разрушительных землетрясений принято оценивать показателями, характеризующими инженерную обстановку, а также объемами аварийно-спасательных работ и мероприятий по жизнеобеспечению населения. Для оценки инженерной обстановки большие населенные пункты (города) разбиваются на несколько площадок (пятна застройки). Значения координат площадок принимаются равными значениям координат их центров. Малые населенные пункты рассматриваются в качестве одной элементарной площадки (ее координаты определяются как координаты центра населенного пункта). Затем определяются расстояния от эпицентров землетрясений до центра площадок и для каждой площадки рассчитывается интенсивность землетрясения.
При заблаговременном прогнозировании возможная интенсивность землетрясения определяется по картам общего сейсмического районирования территории России (ОСР-78; ОСР-97).
Основными показателями инженерной обстановки в районе разрушительных землетрясений являются:
количество зданий, получивших обвалы, частичные разрушения, тяжелые, умеренные и легкие повреждения, шт.;
площадь разрушенной части города, в пределах которой застройка получила тяжелые повреждения, частичные разрушения и обвалы (разрушения 3, 4 и 5-й степеней), км2;
объем завалов, м3;
количество участков, требующих укрепления (обрушения) поврежденных или частично разрушенных конструкций, шт.;
протяженность заваленных улиц и проездов, м.
Количество зданий Рj получивших j-ю степень разрушений, определяется по формуле
Pj = ,
где Кi — количество зданий i-го типа в городе; Сij — вероятность получения зданием i-го типа j-й степени разрушения по табл. 4.1; п — число типов рассматриваемых зданий (максимальное число типов п = 6 — А, Б, В, С7, С8, С9).
Площадь разрушений части города, в пределах которой застройка получила тяжелые или частичные разрушения и обвалы, определяется по формуле
Sразр = (4.8)
Общий объем завалов определяется из условия, что при частичном разрушении здания объем завала составляет примерно 50% от объема завала при его полном разрушении.
Если город большой, с неравномерной плотностью и этажностью застройки, то расчеты следует производить по участкам застройки (площадкам), на которые предварительно разбивается город. Затем результаты вычислений суммируются.
Опыт ликвидации последствий разрушительных землетрясений показал, что при проведении спасательных работ разбирается примерно 15% завалов от общего их объема. Количество участков, требующих укрепления (обрушения) поврежденных или частично разрушенных конструкций, принимается равным числу зданий, получивших частичные разрушения (4-я степень разрушения).
Таблица 4.1.
- Оглавление
- Тема 1. Общие сведения о чс 6
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс 40
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем 67
- Тема 4. Прогнозирование чс 101
- Тема 5. Основы теории риска 123
- Тема 6. Управление риском 140
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс 170
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем 185
- Тема 9. Экстренное реагирование и ликвидация чс 229
- Введение
- Тема 1. Общие сведения о чс
- 1.1. Чс и их связь с техническим прогрессом
- 1.2. Общие сведения о чс и их поражающих факторах
- 1.2.1. Понятия и терминология: определение чс, аварии, катастрофы, стихийного бедствия
- 1.2.2. Классификация чс
- 1.2.3. Основные поражающие факторы чс
- 1.2.4. Чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)
- 1.2.4.1. Стихийные бедствия геологического характера
- 1.2.4.2. Стихийные бедствия метеорологического характера
- 1.2.4.3. Стихийные бедствия гидрологического характера
- 1.2.4.4. Природные пожары
- 1.2.5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы)
- 1.2.5.1. Общие понятия
- 1.2.5.2. Аварии на химически опасных объектах
- 1.2.5.3. Аварии на радиационно-опасных объектах
- 1.2.5.4. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
- 1.2.5.5. Аварии на гидродинамически опасных объектах
- 1.2.5.6. Аварии на транспорте
- 1.2.5.7. Аварии на коммунально-энергетических сетях
- 1.2.6. Чс военного времени
- 1.2.6.1. Общие сведения о последствиях военных конфликтов
- Число погибших в войнах
- 1.2.6.2. Ядерное оружие и его поражающие факторы
- Последствия облучения человека
- 1.2.6.3. Химическое оружие и его поражающие факторы
- 1.2.6.4. Биологическое (бактериологическое) оружие
- Тема 2.Государственная концепция обеспечения безопасности в чс
- 2.1. Концепции обеспечения безопасности
- 2.2. Виды защиты и системы безопасности
- 2.2.1. Классификация видов защиты
- Меры защиты по этапам развития чс
- Объекты защиты и их защищаемые жизненно важные интересы
- 2.2.2. Виды и системы безопасности
- Системы безопасности
- 2.3. Роль социальной организации в обеспечении природно-техногенной безопасности
- 2.3.1. Роль государства в обеспечении безопасности
- 2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков
- 2.3.3. Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- 2.3.4. Система управления рисками чс
- Тема 3. Устойчивость функционирования промышленных объектов и систем
- 3.1. Общие понятия об устойчивости функционирования онх в чс. Оценка устойчивости
- 3.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
- 3.3. Подготовка объекта экономики к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций
- 3.4. Рациональное размещение объектов экономики с позиций их безопасности
- 3.5. Защита персонала объектов экономики
- 3.6. Восстановление утраченной устойчивости функционирования объекта экономики
- 3.7. Особые требования к устойчивости опасных производственных объектов. Международная практика.
- 3.7.1. Правовые аспекты анализа риска и управления промышленной безопасностью
- 3.7.2. Классификация промышленных объектов по степени опасности в развитых странах
- Оценка опасности промышленного объекта
- 3.7.3. Декларация безопасности опасного промышленного объекта
- 3.7.4. Требования к размещению промышленного объекта
- 3.7.5. Система лицензирования
- 3.7.6. Экспертиза промышленной безопасности
- 3.7.7. Информирование государственных органов и общественности об опасностях и авариях
- 3.7.8. Ответственность производителей или предпринимателей за нарушения законодательства и нанесенный ущерб
- 3.7.9. Учет и расследование
- 3.7.10. Участие органов местного самоуправления и общественности в процессах обеспечения промышленной безопасности
- 3.7.11. Государственный контроль и надзор за промышленной безопасностью
- 3.7.12. Разработка планов по ликвидации аварий и локализации их последствий, а также планов по ликвидации чрезвычайных ситуаций
- 3.7.13. Экономические механизмы регулирования промышленной безопасности
- 3.8. Российское законодательство в области промышленной безопасности
- Тема 4. Прогнозирование чс
- 4.1. Теоретические основы прогнозирования
- 4.1.1. Выявление и оценка обстановки
- 4.1.2. Общие положения прогнозирования
- 4.1.3. Прогнозирование опасных зон
- 4.1.3.1. Модели воздействия
- 4.1.3.2. Законы разрушения сооружений и поражения людей. Общие понятия
- 4.1.3.3. Законы разрушения сооружений
- 4.1.3.4. Законы поражения людей
- 4.2. Прогнозирование последствий техногенных чс (на примере химических аварий)
- 4.3. Примеры решения типовых задач по прогнозированию химической обстановки
- 4.4. Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций природного характера
- 4.4.1. Прогнозирование последствий чс в районе разрушительных землетрясений
- Вероятности повреждения различных типов зданий в зависимости от интенсивности землетрясения
- 4.4.2.. Прогнозирование обстановки при лесном пожаре
- Шкала оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров
- Значение комплексного показателя пожарной опасности
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Основы теории риска
- 5.1. Понятие риска
- Классификация и характеристика видов риска
- Источники и факторы индивидуального риска
- Источники и факторы экологического риска
- Источники и факторы социального риска
- 5.2. Техногенный риск и развитие риска на промышленных объектах
- 5.2.1. Модель развития техногенного риска
- 5.2.2. Проблемы безопасности человека в техносфере
- 5.2.3. Классификация техногенных рисков. Опасные производственные объекты
- 5.3. Нормативные значения риска
- 5.3.1. Приемлемый (допустимый) риск
- Индивидуальный риск фатального исхода за год, обусловленный различными причинами (данные для всего населения сша)
- 5.3.2. Нормирование опасностей и риска
- Тема 6. Управление риском
- 6.1. Принципы управления риском
- 6.2. Система управления риском
- 6.3. Мониторинг риска
- 6.4. Предупреждение аварий и катастроф. Превентивные (заблаговременные) меры защиты
- 6.5. Управление техногенным риском
- 6.6. Механизмы государственного регулирования риска
- 6.6.1. Государственный надзор и контроль
- 6.6.2. Нормативное государственное регулирование
- 6.6.2.1. Требования промышленной безопасности
- 6.6.2.2. Сертификация технических устройств
- 6.6.2.3. Государственная регистрация опасных производственных объектов
- 6.6.2.4. Экспертиза промышленной безопасности
- 6.6.2.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чс
- 6.6.2.6. Декларирование безопасности промышленных объектов
- 6.6.2.7. Лицензирование видов деятельности
- 6.6.2.8. Надзор в области промышленной безопасности
- 6.6.2.9. Экономические механизмы регулирования
- 6.6.2.10. Резервы материальных и финансовых ресурсов
- 6.6.2.11. Средства стимулирования работ по безопасности
- 6.6.2.12. Страхование рисков
- Тема 7. Концепция государственной защиты населения и территорий в чс
- 7.1. Основные этапы становления и развития защиты населения и территорий в чс
- II этап (1961-1990 гг.). Создание и функционирование системы Гражданской обороны страны (го)
- III этап (1990 г. — по настоящее время). Создание государственной системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях как мирного, так и военного времени
- 7.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Гражданская оборона рф (го)
- 7.2.1. Предназначение, задачи и структура рсчс и го
- 7.2.2. Объектовая территориальная подсистема рсчс. Го объекта
- 7.3. Режимы функционирования рсчс, степени готовности го
- 7.4. Перспективная система защиты населения и территорий в чс — Российская система гражданской защиты (рсгз)
- Тема 8. Разработка технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации поражающего потенциала современных технических систем
- 8.1. Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.2. Мероприятия по защите населения и территорий, проводимые заблаговременно в режиме повседневной деятельности
- 8.2.1. Правовые мероприятия
- 8.2.2. Организационные мероприятия
- 8.2.2.1. Планирование защиты населения и территорий от чс
- 8.2.2.2. Эвакуация населения
- 8.2.2.3. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации чс
- 8.2.2.4. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию
- 8.2.2.5.Проведение экологического контроля окружающей среды
- 8.2.2.6. Физическая защита объектов инфраструктуры
- 8.2.2.7. Подготовка должностных лиц, специалистов и населения к действиям в условиях чс
- Система подготовки населения к действиям в чс
- 8.2.2.8. Наличие и поддержание в постоянной готовности системы общего оперативного и локального оповещения и информации о чс
- 8.2.2.9.Создание оперативных резервов и запасов материальных средств рсчс
- 8.2.2.10. Инженерно-технические мероприятия
- 8.2.2.11. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики в чс
- 8.2.2.12. Медико-профилактические мероприятия
- 8.3. Мероприятия по защите населения в территории, проворимые заблаговременно в режиме повышенной готовности
- 8.4. Мероприятия по защите населения в территории, проводимые при возникновении и ликвидации чс (в чрезвычайном режиме)
- 3. Подготовка к действиям и выдвижение в район чс сил и средств 2-го эшелона. Мероприятия, проводимые на 2-м этапе
- Мероприятия, проводимые на 3-м этапе
- 8.5. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 8.5.1.Общие положения об организации защиты населения и территорий в чс
- 8.5.2. Организация разработки и обоснования мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление рисками чс)
- 8.5.3.Организация выполнения комплекса мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Управление в рсчс)
- Комплексы мероприятий аварийно-спасательных и других аварийных работ
- Постоянно действующие органы управления рсчс
- 9.5. Социальная защита населения, пострадавшего в чс
- Приложения