logo search
Лекция_Безопасность в ЧС

2.3.2. Государственная стратегия в области снижения природных и техногенных рисков

Стратегия снижения рисков, являясь составной частью стратегии национальной безопасности России, в своей основе имеет национальные интересы, которые предусматривают наряду с другими задачами защиту личности, общества и государства от ЧС природного и техногенного характера. Причинами, по которым необходим переход к новой стратегии обеспечения безопасности населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, являются следующие.

Во-первых, масштабность влияния ЧС на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества, по-видимому, уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим, но локальным сбоям в эволюционном функционировании общественных структур. Тот порог системной адаптации, который позволяет системе (в данном случае — обществу) демпфировать отклонения от допустимых значений характеристик и сохранять при этом свое качественное содержание, вероятно уже пройден. Поэтому необходима переоценка сложившихся в общественном сознании стереотипов, касающихся путей развития общества, и пересмотр ряда основополагающих принципов и организационных подходов к государственному управлению в части стратегии снижения природных и техногенных рисков.

Во-вторых, одной из причин негативной тенденции увеличения потерь от аварий и катастроф в последние десятилетия в России и во всем мире является направленность государственной политики обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в основном на ликвидацию последствий ЧС, а не на их профилактику. Необходимость экономии расходов государства требует переоценки представлений о сложившемся (как правило, стихийно) соотношении затрат на превентивные меры по снижению рисков ЧС и на смягчение (ликвидацию) их последствий.

Новая стратегия должна строиться на научном подходе, состоящем в переходе на анализ и управление риском. Его центральным звеном является обоснование мер защиты по критерию «затраты — выгоды» с учетом экономических (в условиях жестких финансовых ограничений) и социальных факторов, их оптимизация. Это приводит почти всегда к целесообразности переноса центра тяжести усилий по защите населения с ликвидации последствий уже произошедших ЧС на их предупреждение, так как затраты на предупреждение ЧС являются, как правило, более эффективными уже в среднесрочной перспективе. Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:

Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. В настоящее время стало ясным, что устойчивое развитие страны может быть достигнуто не на пути ликвидации последствий ЧС, а на принципиально ином пути — прогнозирования ЧС природного и техногенного характера и их предупреждения. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.

Предупреждение и готовность к ЧС — это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.

Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказание санитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения и готовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях — от местного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.

Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах. Задача государственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболее важных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения и экстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.