5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
Диагностическая теория социальной работы оформилась вначале ХХ века в результате развития практики помощи социально уязвимым слоям населения. В современной теории социальной работы под «диагнозом» понимается способность социального работника к пониманию ситуации, работу с документами, и способность к интерпретации социально–экономических и биографических фактов.
Основателем метода стала Мери Ричмонд, которая развила технику «предоставления совета» беднейшим слоям населения, преобразовав ее в технологию работы с индивидуальным случаем клиента.
В основе подходов к проблемам клиента, лежало изучение его прошлого социального опыта. На основе диагноза ситуации, определялись стратегии помощи. Работа с индивидуальным случаем была организована по определенному алгоритму.
Работа со случаем |
|
Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы лечения больных, M. Ричмонд развивает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводиться терминология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. В последствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.
Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа – это «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка»
Основополагающее место в работе со случаем М. Ричмонд уделяла социальному диагнозу. Взяв за основу медицинский подход к диагнозу, где диагноз позволял описывать болезнь, исходя из ее индивидуальной этиологии, она выстраивает свое понимание диагноза применительно к социальному случаю. В основе исследования социального диагноза лежит описание социальных отношений человека, и тех трудностей, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности.
Социальный диагноз как понятийная метафора позволяла анализировать ситуацию клиента в контексте двух измерений человека и его проблему:
как индивидуальный жизненный путь, с особенностью его развития,
и как индивидуальный жизненный путь, осложненный социальными условиями.
Вот эта бинарная комбинация позволяла намечать стратегии помощи с учетом изменения индивидуальных стратегий и окружающей социальной среды. М. Ричмонд в социальном диагнозе выделяла следующие проблемные зоны, требующие осмысления социальным работником:
определение индивидуальных социальных отношений клиента;
выявление проблем в этих отношениях;
возможность непосредственного влияния на регулирование социальных отношений клиента.
Социальный диагноз позволил изменить профессиональную ролевую позицию социального работника с «дружественного визитера», на позицию врача, терапевта. Поэтому профессионалы стали искать не только в прошлом клиента поздние социальные последствия, но и осуществлять поиск стимулирования сложившейся социальной ситуации к изменению.
Из психологических и психиатрических теорий заимствовались технические процедуры работы с клиентом. Социологические и экономические теории, позволяли выстраивать научное знание относительно формирования индивидуальности клиента. Актуальность экономических теорий возрастает в годы Великой депрессии, когда изучаются экономические потребности клиента, условия его жизни, с целью эффективных стратегий помощи и поддержки.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов