5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
Психодинамическая теория отношений базируется на концепциях психического развития ребенка и тех взаимосвязей, которые складываются в процессе развития его с миром взрослых и окружающей средой. Как считают представители данного направления именно на ранних стадиях развития человека образуются конфликты и неврозы, которые проявляются в последствии в дальнейшей жизнедеятельности индивида.
Такие подходы начинают осмысляться в работах З.Фрейда и его последователей, можно отметить, что данная проблематика актуальна и для современных исследователей.
Так К. Хорни рассматривая структуру невротической личности, большое внимание обращает на детские переживания. Основываясь на своей практике, она приходит к выводу, что окружающая среда - главный источник формирования невротической личности. Она вводит понятие базальной тревожности как глубокого чувства одиночества и беспомощности. Данное чувство формируется в детстве, в детско-родительских отношениях.
С ее точки зрения, родители во многих случаях не могут дать любовь и поддержку ребенку и главная причина «заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов... Приверженность воспитательным теориям, гиперопека или самопожертвование со стороны «идеальной» матери являются основными факторами, создающими ту атмосферу, которая более чем что- либо иное закладывает основу для чувства огромной незащищенности в будущем».
В дальнейшем эти подходы были развиты в теориях объектных отношений Боулби, Когута, Кернберга.
В основе этих подходов лежит представления о том, что ранний опыт отношений ребенка, с лицом который заботиться о нем, позволяет закладывать основы мотивационной структуры личности. Дети приобретают способность к осознанию своего собственного психологического состояния до того, как они начинают понимать других людей и сопоставлять их состояние со своими переживаниями. Следовательно, понимание окружающих развивается в процессе обмена переживаниями и в близких отношениях, поэтому дети начинают распознавать разные психические состояния у окружающих их людей, которые, в свою очередь вызывают различные ответные реакции. Обсуждение эмоциональных переживаний с родителями и обучение социальным навыкам имеет большое значение для развития у детей понимания тех ожиданий, которые характерны для окружающей культуры.
Так Боулби считал, что важнейшими факторами в развитии детей и детско-родительских взаимоотношений являются:
системными связями, которые отражают биологически подготовленные формы деятельности в младенческом возрасте;
близость и формы поведения, лиц, осуществляющих заботу о ребенке;
безопасность как фундамент, когда присутствие взрослого подвигает ребенка на исследование нового;
протест против разделения, когда ребенок протестует против возможной потери и разделения со значимыми людьми.
Другие исследователи, такие как Когут и Кернберг считали, что эмпатические неудачи при уходе за ребенком в раннем возрасте может привести к расстройствам личности;
«отражение» важно для нормального развития самости (мать отражает проявление аффектов: визуально, интонационно).
Все эти взаимодействия, в основе которых лежат биологические и социальные проявления и их влияние на дальнейшие развитие человека, были систематизированы Р. Клусманом. Исследователь на основе важнейших потребностей ребенка, которые характерны в тот или иной период развития, определил характерные конфликты, которые проявляются в детско-родительских отношениях. При этом Р. Клусман выделил характерные неврозы личности и поздние социальные последствия, с которыми сталкиваются в терапевтической практике.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов