Философия метода
В теории социальной работы, которая придерживается экзистенциально-гуманистической перспективы, человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную Я-концепцию, и стремящаяся к самореализации.
При этом с точки зрения Д. Крилла к системным характеристикам этого метода можно отнести:
помощь как процесс избавления от иллюзий и самообмана;
раскрытие необходимости и потенциального смысла страдания;
признание свободы выбора и неотъемлемой от нее ответственности;
уяснение важности диалога как процесса, в котором осуществляется взаимосвязь развития личности с качеством ее отношений с людьми;
понимание значимости личного дома и обязанностей, их соотношения с внутренней цельностью личности.
Окружающая среда
Рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента, и которые ставят его в ситуацию выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализовывает индивидуальный рост и развитие, тем самым она обнаруживает способность к самостоятельным решениям, проявляет умения строить свою судьбу, обретать идентичность и систему ценностей.
В связи с этим, как отмечал С. Олтедал, с целью более полного эмпирического изучения клиента необходимо как можно более широко использовать различных подходов к ситуации. Как считает исследователь, материальный, эмоциональный, системный контекст позволяют более объективно понять проблему клиента и его запрос. Однако взаимосвязь личности и ее проблемы всегда должна соотноситься с неповторимой ситуацией клиента. При этом, признавая ответственность клиента за свои действия и поступки, социальные работники считают, что беспроблемной жизни не существует
На схеме даны основные сегменты проблемного поля клиента, которые учитываются при определении его трудной жизненной ситуации.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов