8.2.3 Модели кризисной интервенции
Понимание кризиса в практике социальной работы приводит к тому, что существует достаточно большое количество моделей работы с клиентом.
Джеймс и Джилиланд выделяют следующие модели кризисной интервенции:
Модель равновесия | Когнитивная модель | Психосоциальная модель переходных стадий |
В соответствии с этим подходом, кризис выводит индивида из состояния психологического равновесия, при оказании помощи, клиент обучаясь справляться с кризисом, возвращается в исходное состояние; | Основана на предположениях, в соответствии с которыми, в основе кризиса лежат ложные представления о ситуации у клиента, сложившиеся в результате взаимодействия личности со средой, работа над прояснением ситуации привод к разрешению кризиса; | Связана с концепцией о кризисах развития, возникающих на протяжении жизни, они являются составной частью жизнедеятельности человека, поэтому поддержка осуществляется в целях более эффективного поиска новой идентичности.
|
Особенность интервенций связано, прежде всего, с учетом эмоционального состояния клиента, в одних случаях реакции клиента и работа с ними является центральным звеном работы в кризисной ситуации.
В другом случае, работа сфокусирована на оценке потребностей клиента, исходя из общего понимания социальным работником и клиентом кризиса и тех ситуаций, которые предопределили этот кризис.
В третьем случае, работа направлена на снижения уровня тревожности клиента, при этом работа с эмоциональными проявлениями в центре внимания практиков социальной работы.
В таблице отражены основные модели кризисной интервенции, которые применяются в практике социальной работы.
Основные модели кризисной интервенции в социальной работе
Начало Клиент обращается в агентство или решает проблему самостоятельно
1 шаг Клиент определяет проблему
2 шаг Контракт: планы, приоритетные программы, цели, задачи, расписание, участники.
3 шаг Решение проблем
4 шаг Завершение
| Слушание
Оценка
Действие
| Планирование и проведение оценки кризиса (угрозы жизни)
Установление взаимопонимания и быстрое установление взаимоотношений
Определение основных проблем (и факторов, запускающих кризис)
Работа с чувствами и эмоциями
Обобщение и анализ альтернатив
Разработка и формулирование плана действий
Определение плана последующих действий и заключение соглашения | А - Установление контакта и прояснение проблем
В - Разложение проблемы на составные части
С - Преодоление
| Оценка: Аффективных реакций
Когнитивных реакций
Жизненные сферы
Нравственные/духовные реакции
Поведенческие реакции
|
4-х шаговая модель кризисной интервенции по Рейд и Эпштейн | 6-ти шаговая модель кризисной интервенции по Джеймсу и Джиллилэнду | 7-ми этапная модель кризисной интервенции по Робертсу | Модель А-В-С по Кейнлу | Модель триадной оценки по Майеру |
Однако, несмотря на различные подходы к кризисно-ориентированной практике социальной работы, можно говорить об общих алгоритмах работы в данных технологиях.
Все данные технологии имеют общий феномен, вокруг которого строиться технология взаимодействия. Кризис, как центральный феномен, как жизненная проблема, как препятствие, которое осложняет социальное функционирование клиента, определяет последовательные действия социальных работников.
Их ролевая позиция, быть «временным заместителем надежды», заставляет фокусировать внимание на отношениях, которые являются условием эффективной помощи.
С другой стороны, клиент, находясь в ситуации кризиса, имеет определенный «ролевой репертуар» с характерными проявлениями, такими как тревожность, беспомощность, неуверенность в том, что проблема может быть разрешена. Отсюда, как показывают исследования, для клиента характерны «вопросы сомнения», которые направлены на профессионала: «А давно ли вы работаете в агентстве?; «Позволяет ли Ваш возраст найти решения проблемы», или «Достаточна ли Ваша квалификация в решение моих проблем?» и т.д.
Субъект-объектная позиция социального работника и клиента, определяет стратегию преодоления кризисного состояния клиента, где ведущая роль остается за социальным работником. В этом связи «управление» поведенческими реакциями клиента, становиться технологической особенностью данного метода помощи.
Как считает М. Пейн, такими типичными реакциями клиента в ситуации кризиса являются:
избегание, например, регрессия, отрицание («я не могу поверить, что он умер», или говорить в процессе работы о других вещах, не связанных с данной проблемой);
попытка преодоления, например, рационализация, сублимация («я продолжаю обдумывать ситуацию, но, кажется, это слабо помогает»);
приостановка, например возвратное движение, компенсаторное поведение («я не знаю, что же делать», или молчать, определяя свое состояние как не желание продолжать разговор в данный момент, или срывать контракт, опаздывая на встречу с социальным работником).
Являясь факторами сопротивления, в основе которых проявляются эмоции и чувства клиента, социальный работник диагностирует природу кризиса индивида. Он оценивает, что предпринимал клиент в решение своей проблемы, а где ресурсов у него явно не хватало. Поэтому элемент оценки, в различных кризисных практиках является важнейшей технологической составляющей в социально работы.
Важнейшей составляющим элементом кризисно-ориентированной практики является формирование в процессе работы у клиента механизмов преодоления ситуации. Здесь используется как предшествующий опыт клиента, так и вырабатываются новые индивидуальные технологии преодоления кризисной ситуации. 8.3 Ориентированная на задачи индивидуальная социальная работа
Ориентированная на задачи социальная работа – одна из моделей кризисно-ориентированной социальной работы. Данная индивидуальная модель направлена на решение проблем в клиента. Вмешательство, центрированное на задаче – это набор процедур для облегчения восприятия клиентом целевых проблем. Проблема в методе центрированного на задаче формулируется клиентом, при согласовании с социальным работником, а также она определяется целями и возможностями социального агентства.
В основе теоретического подхода лежат теоретические положения когнитивной психологии, бихевиоризма, психодинамической теории и эго психологии.
Одной из важнейших установок в этом методе является понимание того, что необходимо изменить в процессе взаимодействия с клиентом. При этом внимание не ограничивается только поведением или эмоциями, мыслями или чувствами клиента, а вопрос формулируется исходя из целесообразности помощи клиенту. Такой подход существенно отличается от психодинамических моделей, Эпштейн приводит сопоставительную таблицу, где показывает отличительные черты модель решения проблем от психодинамической модели.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов