logo
Раздел 2

Сравнительные характеристики практических методов

Психодинамические модели

Задаче – ориентированная модель

1. Индивидуальная оценка клиента, проблемы и психосоциальной ситуации

1. Общая оценка проблемного контекста.

2. Диагностирование по типу психопатологического

2. Определение проблемы и выделение ее границ

  1. Процесс работы с клиентом:

    • Работа с интрапсихическими и межличностными проблемами;

    • Исследование, анализ, выявление механизмов защиты;

    • Вытеснения, репереживание, проработка психического опыта;

    • Контроль над окружающими условиями.

  1. Процесс работы с клиентом:

  • Использование комплекса стратегий изменения;

  • Выбор сложных социальных проблем;

  • Обсуждение сложностей и альтернатив;

  • Оценка продвижения в работе и проблем, консультирование, переоценка проблем;

  • Контроль над окружающими условиями;

  • Укрепление внутренних ресурсов клиента.

  1. Цель: относительная ригидность

  1. Цель: выполнение намеченных задач

Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно, ограниченно во времени. Последовательные шаги взаимодействия социального работника и клиента предусматривают следующие действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта, планирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установки, урегулирование проблемы. Определение состояния проблемы и точного выполнения задач является главной составляющей успешного разрешения проблемы клиента. Данный метод был предложен в 1970 году Рейд и Эпштейн и проверен в результате широкой эмпирической практики в социальных агентствах.

В условиях социальных агентств, согласно исследованиям А. Харам и Х. Амудсена, данный метод применим в следующих ситуациях:

В очень острой и сложной ситуации.

Когда возникшая проблема, связана с потерей или снижением социальных способностей индивида.

Когда неудовлетворенность человека своей сложной жизненной ситуацией так велика, что он стремится ее изменить.

Когда проблема возникла в строго ограниченной сфере.

Проблема не имеет глубоких корней в личности клиента.

Сама автор метода Рейд, рассматривает возможности метода на более широком контексте, она определяет восемь категорий проблем, работа с которыми в рамках задача - ориентированной модели является эффективной:

Рейд

  • Межличностный конфликт

  • Неудовлетворенность социальными взаимоотношениями

  • Трудности взаимодействия с официальными инстанциями

  • Проблемы в ролевом поведении

  • Проблемы в принятии решений

  • Стрессовое реактивное состояние

  • Недостаток ресурсов

Метод задаче-ориентированной индивидуальной работы, как показывают исследования, базируется на психологических теориях, социологических концепциях и теории систем.

Из психологических концепций – в основе лежат теории социального научения, а также принципы повторения из поведенческой теории. При этом большое значение играют общие теории коммуникаций, а также когнитивные модели, которые раскрывают особенности мышления и принятия решений в условиях кризиса. В этом же аспекте просматриваются, как считают специалисты, близость концептуальных построений с психодинамической теорией социальных интервенций.

Исходя из вышесказанного, на основе данных теоретических подходов, выстраиваются стратегии интервенций, которые направлены на достижение двух основных задач:

Общие выводы

Модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель представляют собой различные теории. В их основе заложены идеи психологии личности и проблемно0ориентированной индивидуальной работы со случаем.

Однако их объединяет единый методологический подход – обоснованные методы краткосрочной интервенции, что отличает их от психодинамических подходов, которые направлены в основном на устанвление длительных отношений в работе с клиентами.

В обеих моделях используются когнитивно-поведенческие методы.

В целом, эти модели относятся к индивидуал-реформистской традиции и не имеют целью социальные изменения.

Задание 1.

  • Почему модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель приобретают, по мнению зарубежных ученых, все большую популярность в социальной работе?

Задание 2.

  • Проанализируйте, почему эти модели малоэффективны при решении масштабных проблем социального характера и в работе по устранению их социальных последствий?

Литература

  1. Бернлер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1992.

  2. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению. М., 1993.

  3. Пэйн М. Социальная работа: современная теория. М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

  4. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы М., «Академический проект», 2009.

  5. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2002.