7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
В теории социальной работы социальное функционирование представлено развернутой метафорой, которая имеет различные смысловые наполнения в зависимости от познавательного контекста.
Первое смысловое значение этой метафоры связано с идеальным конструктом описания реальности субъекта, где он функционирует на основе имеющихся потенциальных ресурсов, а объективная реальность выступает в качестве условий для реализаций этих возможностей.
Второе смысловое значение этой метафоры определено системными требованиями «личности и среды», где социальное функционирование выступает в качестве социального императива, закона, определяющего стабильное существование социальной системы. Данная система состоит из субъекта с его биопсихосоциальными феноменами и их проявлениями в окружающей среде, так и средовых институтов и факторы, являющихся составной частью функционирования этой системы.
Отражая психологическую и социальную реальность субъекта в его динамическом состоянии, метафора социальное функционирование, обозначает определенный класс объектов, осмысленных и описанных в социологии и психологии, тем самым применительно к теории социальной работы метафора образует новую когнитивную дефиницию. Таким образом, социальное функционирование как когнитивная дефиниция теории социальной является синтезом психологических и социологических концептов.
Психологические структуры в данной метафоре отражают концепты функционирующей личности на основе иерархии потребностей, которые определяют ее продуктивное/ непродуктивное взаимодействие с субъектами и институтами в окружающей среде. В основе этих концептов теоретические подходы К. Роджерса и А. Маслоу.
К. Роджерс, разрабатывая подходы адаптации личности к окружающей среде на основе самоактуализации, выходит на новую типологию личности в психологической науке. Исследователь на основе совокупности индивидуальных черт выделяет две противоположные структуры личности: полноценно функционирующую и дезадаптированную личность.
Полноценно функционирующая личность | Дезадаптированная личность |
|
|
К научным критериям полноценно функционирующей и дезадаптированной личности, добавляются обоснования критериев потребностей индивидов на основе их мотивов жизнедеятельности, данный подход реализуется в работах А. Маслоу.
Психологическая концепция личности А. Маслоу базируется на концепции самоактуализации, мотивации роста, когда субъект активизирует внутренние потенциалы и потребности для более эффективной жизнедеятельности. Причем, если тенденции направлена на улучшение жизнедеятельности субъекта, то она определяется исследователем как мотивация роста, а если ее направленность связана только с поддержанием жизнедеятельности, то такая ситуация определяется как мотивация депривации. На основе данных подходов А. Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей, в соответствии с которой потребности в самоактуализации имеют доминирующее приоритетное значение для человека при условии удовлетворения потребностей в выживании.
Теоретические психологические концепты К. Роджерса (полноценно функционирующей личности) и А. Маслоу (иерархии потребностей) отражают психосоциальные когнитивные смыслы социального функционирования как процесса индивидуальной активности в теории социальной работы.
Применительно к подходам профессионального взаимодействия социального работника и клиента этот комплекс представлений приобретает значение функционального императива. В этом качестве социальное функционирование в теоретических конструктах социальной работы существует в виде критерия нормы, идеального состояния человека в системе общественных отношений.
Такое идеальное состояние индивида и сообщества рассматривается как возможное, при условии удовлетворения и реализации базовых и социальных потребностей субъекта. Такими потребностями, подлежащими анализу в теории социальной работы, являются:
Теория потребностей |
|
Отклоняясь от этой базовой нормы реализации потребностей, индивид может переходить в статус нуждающегося субъекта. При этом неудовлетворенные потребности субъекта, в зависимости от их иерархии, определяют ролевой статус субъекта и соответственно идеологемы, а также технологии помощи. Таким образом, если удовлетворение потребностей субъекта связано с его физическим выживанием, то такой индивид определяется как пользователь услуг, если же у субъекта существуют потребности в развитии, то он имеет статус клиента.
В связи с этим можно отметить и другую сторону социального функционирования как функционального императива. Возможность/невозможность осуществлять социальное функционирование исходя из удовлетворения потребностей клиента/потребителя услуг, определяет целеполагание технологий помощи, их стратегии и методы поддержки субъекта в трудной жизненной ситуации.
Социологические структуры в данной метафоре отражают концепты понимания социальной системы, ее основных условий равновесия и стабильности. При чем, в теории социальной работы это динамическое равновесие рассматривается в системных отношениях личности и среды, где субъектная адаптация и профессиональная помощь, осмысляются как элементы механизмов равновесия этой системы, они анализируются применительно к ресурсам, как самого индивида, так и среды.
В теории социальной работы осмысление механизмов равновесия происходит на основе ресурсной модели, где в качестве организованных систем гомеостаза выступают институты помощи как административные средовые ресурсы формальной системы поддержки, содействующие установлению утерянного баланса между личностью и средой. Этот механизм начинает активизироваться при условии дефицита или отсутствия ресурсов у субъекта необходимых и достаточных для адаптации к средовым изменениям. Помогающие институты на основе санкций государства активизируют необходимые ресурсы для устранения системных нарушений.
Помогающие институты в системе «личность – среда» являются резервными «интегративными и адаптивными институтами», подключающиеся к процессам жизнедеятельности субъекта, когда затруднены процессы его интеграции и адаптации. В этом диалектическом единстве раскрывается другая грань социального функционирования как функционального императива, определяющего не только основные законы взаимодействия личности и среды, но и отражающего сущность миссии социальной работы в общественном разделении труда помогающих профессий.
Данные подходы базируются на концепции Т. Парсонса, сформулировавшего основные императивы существования равновесия социальной системы.
Императивы существования равновесия социальной системы |
| |
|
| |
| Метафора социального функционирования в теории социальной работы имеет не только свои объясняющие и целеполагающие возможности, но и имеет ряд ограничений понимания реалий и взаимодействий субъекта в системе «личность – среда». Эти ограничения связаны с особенностями функционального объяснения социальных процессов. Исходя из концепции К. Гемпеля, основанная критика функциональных подходов сводиться к следующему:
| |
| Исходя из вышесказанного, применительно к проблемам социального функционирования субъектов можно сказать, что данный процесс и форма активности можно обозначить как одну из схем понимания проблем клиента, на основе его потребностей и условий взаимодействий в обществе. Она лишь прогностический конструкт позволяющий осуществлять альтернативный поиск возможных причин возникновения проблем. |
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов