logo
Раздел 2

6.1.2 Теория оперантного научения

Б. Скинер продолжил развитие поведенческих концепций. Основываясь на теорию И. П. Павлова о безусловном и условном рефлексах, исследователь предложил теорию оперантного научения. Согласно этой концепции организм приобретает новые реакции благодаря подкреплению. В зависимости от того позитивное или негативное данное подкрепление, поведенческий акт либо повторяется, образуя определенную тенденцию, либо избегается, либо ему не придается значение. Б. Скинер предложил четыре режима подкрепления, имеющие различные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным отношением и с вариативным интервалом.

На основе концепции оперантного научения Ф. Скинер предложил программу модификации поведения для психиатрических клиник, школ, социальных служб, исправительных учреждений. Программа модификации поведения основана на использовании положительного подкрепления в целях контроля, изменения личности или группы.