7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
Условно, гуманистические темы в данной модели были разработаны в теории и практике психологии А. Маслоу, К. Роджерсом.
А. Маслоу развивал подходы в психологии, которые исследовали «Я-концепцию» и самоактуализацию человека. Понятие самоактуализация - центральное понятие в его концепции гуманистической психологии.
Под самоактуализацией А. Маслоу понимал наиболее полное раскрытие способностей и реализации потенциала человека. Изучив восемнадцать выдающихся личностей истории и современности, он выделил характеристики самоактуализирующихся людей:
«более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней»
«принятие (себя, других, природы)».
«спонтанность, простота, естественность».
«центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе)».
«некоторая отъединенность и потребность в уединении».
«автономность, независимость от культуры и среды».
«постоянная свежесть в оценке ».
мистичность и опыт высших состояний.
«чувство сопричастности и единения с другими».
«более глубокие межличностные отношения».
«демократическая структура характера».
«различие средств и целей, добра и зла».
«философское, невраждебное чувство юмора».
«самоактуализирующееся творчество».
«сопротивление аккультурации, трансцендированиие, любой частной культуре».
Самоактуализация рассматривалась А. Маслоу как процесс, который состоял из определенных поведенческих актов, наиболее важные из них были связаны с переживанием, решением задач в пользу личностного роста, обретением реальности, принятием ответственности за свои действия и т.д.
А. Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях человека, которые делятся на нижележащей уровень и вышележащей уровень. Эти потребности, с его точки зрения, находятся в определенной иерархии, неудовлетворение их ведет к неврозам и психологической неприспособленности личности.
Теоретические подходы А. Маслоу нашли отражение в сфере образования, психиатрии, социальной работы.
К. Роджерс в подходах к теории личности разворачивал определенную систему понятий о самопредставлении индивида в процессе жизненного развития, формируя на этих подходах концепцию о полноценно функционирующем человеке.
Человек, с его точки зрения, представляет собой субъекта, который находиться в постоянной тревоге из-за несоответствий, выражающихся в стремлении быть самим собой, и в то же время «смертельно боящемся быть им», в стремлении познания своего реального жизненного опыта, и «в то же время очень боящегося это сделать».
К. Роджерс говорит о том, что стремлению человеку «быть самим собой» мешают определенные тенденции, осложняющие его жизненное функционирование. К ним он относит подчинение образу «кем он должен быть» и страх «двигаться прочь от «Я», которым на самом деле он не является».
Человек, находящийся под таким контролем не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности, жизненного опыта, он не может полностью функционировать. Полноценно функционирующий человек, при осознании им своего опыта, индивидуального, не конформного, социализированного, имеет конструктивное поведение, которое соответствует реальности и ведет к «обогащению не только своей личности, но и личности окружающих людей».
Большое внимание в своей теории К. Роджерс уделял личностному опыту человека, который приобретается в процессе жизни, он называл его «феноменальным полем». В связи с этим он выдвигает два понятия конгруэнтность и неконгруэнтность.
Конгруэнтность - степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и осознанием (то, что, вы замечаете).
Неконгруэнтность - степень несоответствия между сообщением, опытом, осознаванием.
Так же как А. Маслоу, К. Роджерс рассматривал самоактуализацию как важнейший феномен человеческой жизни. Стремление к самоактуализации он считал наивысшим психическим уровнем развития человека.
Большое влияние на развитие психологии и практики социальной работы, оказала клиенто-центрированная терапия К. Роджерса. А его концепт социального функционирования, стал базовым в теории и практике социальной работы.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов