logo
Раздел 2

5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие диагноза и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы. По сути дела диагноз выступал в качестве модели, которая давала представление о том, как человек встречается с ситуацией. Это позволило Г. Гамильтон увидеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику.

Ситуационный подход в диагностической школе внес две стратегии: развитие предвидения и психологической поддержки.

Развитие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривала как приоритетное направление, так как оно позволяет освобождаться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эффективно осуществлять интервенции. Применяя элементы психоанализа, социальные работники использовали возможности памяти и конфликта, чтобы вскрыть области сознательного и доступные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверенности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избирательные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие аспекты поведения клиента.

Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи

применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;

повышение действенности применительно к случаю;

определение процедур поддержки в самой модели.

В дальнейшем развитие получают как концепции диагноза, так и концепции лечения.

Концепции диагноза применяют в различных сферах практики социальной работы в одних случаях, когда это касается совокупности психосоциальных проблем клиента, в социальном обслуживании, в другом случае, когда социальный работник оказывает помощь клиенту в медицинских и психиатрических учреждениях.

Социальный диагноз выступает в качестве целеполагания, поэтому применяется техники экспертной оценки, основные вопросы сфокусированы вокруг анализа личности клиента, его жизненного пути, отношений с социальным окружением. Сбор информации о ситуации клиента и его социальном окружением зависит от рефлексии случая, в одной ситуации анализу подвергаются психическое заболевание клиентов, в другом - трудная психосоциальная ситуация клиента, в третьем - его социальное функционирование, все это определяет характер социальной диагностики и методы работы со случаем. В таблице отражены основные подходы к социальной диагностики клиента с учетом этиологии проблемы:

Психосоциальная диагностика

(К. Джермэн, А. Гиттерман)

Диагностика социального функционирования клиента

(Х. Перлман)

Диагностика психических заболеваний

(Х. Нортен)

  • переломные моменты (образ жизни, статусные роли, кризисы)

  • отсутствие с обратной связи с социальным и ближнем окружением

  • трудности общения с челнами семьи.

  • дефицит материальных средств личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта,

  • деформации личности или психические заболевания,

  • расхождение между ожиданиями клиента и других людей, между личностными вопросами и рамками социальной роли.

  • симптомы психических заболеваний,

  • деформации в развитии личности,

  • физические нарушения,

  • величина психосоциального стрессового фактора

  • предельный уровень адаптированного функционирования.

Концепции лечения направлена на помощь клиенту в решении его проблем в трудной жизненной ситуации. В процессе работы с клиентом на основе диалога определить возможности для осознания и нормализации жизненного опыта.

В процессе лечения социальный работник находит оптимальные пути решения проблемы клиента. Причем, при обсуждении социальный работник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решая психологические трудности клиента.

Многообразие социальных и психологических факторов создают бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывают отпечаток на стратегии и цели лечения. Так, например, работа с невротическими личностями требует осторожного вмешательства, поскольку само-экспертиза и работа с фантазиями клиента могут серьезно травмировать его.

Диагностическое направление в социальной работе использует широкий спектр лечебных методов. Согласно классификации Остин, лечебная индивидуальная работа представлена в двух основных подходах: поддерживающая терапия и рациональная психотерапия. Сущность и различие данных подходов, можно увидеть на данной таблице:

Рациональная терапия

Поддерживающая терапия

Форма помощи

Психотерапия

Психотерапия

Конфликт

Работа над осознанием

Усиление защитных механизмов

Уровни сознания

Работают с различными уровнями сознания

Не работают бессознательным и предсознательным материалом

Методы помощи

Методы толкования

Методы работы с сопротивлением

Методы соучастия

Методы передачи ресурсов