Проблемное поле интеракциональной социальной работы
Клиент.
В процессе реализации жизненного сценария, люди могут иметь трудности, когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс само отчуждения или когда они не могут сделать выбор, или испытывают недостаток в значащих ценностях.
Д. Крилл. Основные проблемы |
|
Оценка ситуации.
В процессе оценки уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивида и ситуации, процессу развития индивидуума, его ценностям, целям в жизни, особенностям его Я - концепции. Текущая ситуация рефлексируется в терминах эмоционального опыта клиента, в терминах беспокойства и вины.
Контракт
Связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.
Интервенции
Отражают экзистенциальную философию помощи, индивидам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношения к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.
Социальный работник рассматривает экзистенциальный диалог с клиентом как творческое взаимодействие. При этом они руководствуются принципами: личного участия и восприятия чувств клиента. При этом терапевтический диалог направляет мотивы клиента, обучает его самообладанию. Как считает Кох, в экзистенциальном диалоге клиента необходимо направлять в следующее русло проблемных состояний:
Руководи собой сам.
Нарушения имеют преимущества.
Обращай внимание на сигналы тела.
Говори «я» вместо «все» или «мы».
Высказываться лучше, чем спрашивать.
Кому ты хочешь дать что-то, от кого ты хочешь что-то получить?
Попытайся хотя бы раз выступать в другой роли.
Кох графически представляет схему диалога, центрированной на экзистенциальных темах, в которых обозначены границы и ролевые установки клиента.
Интеракции, центрированные на теме
Социальный работник
Выступает в роли советчика, друга, компаньона, «реального» человека, который стремиться активизировать выбор клиента, помогают прояснить ценностный смысл его проблемы.
В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит свое отражение как в специальных техниках и методах, а также идеология и техники данного направления могут находить отражение и в других методах социальной работы - в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма, сформирована интеракциональная модель социальной работы.
Общие выводы |
Экзистенциально-гуманистические принципы составляют основу теории и практики социальной работы. В рамках такого подхода человек рассматривается как уникальная личность, которую характеризуют сформированная Я-концепция и стремление к самореализации. Экзистенциально-гуманистические концепции имеют целью раскрыть потенциал человека, способствовать его личностному росту. Центральным понятием для этих концепций является духовность, обусловливающая универсальную потребность человека в поиске смысла жизни. Применение идей, содержащихся в этих концепциях, особенно актуально в работе с представителями различных культур, этносов, так как в этом случае особенно важно внимание к человеческому опыту, творческим и культурным особенностям социальных взаимоотношений. |
-
Задание 1.
Охарактеризуйте особенности понимания личности клиента в гуманистическом подходе в теории социальной работы.
-
Задание 2.
Приведите примеры применения экзистенциально-гуманистических концепций в процессе социальной работы с представителями различных культур, этносов
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов