Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
Основные понятия |
Взамиоотношения - в социальной работе – взаимообмен эмоциями. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь. Для создания рабочей атмосферы, помощи. Диагноз - в социальной работе – процесс понимания конкретной проблемы, ее корней и возможных путей помощи. Либидо - в широком смысле - форма энергии, которой заряжаются все психические процессы и структуры, в психоаналитической теории - инстинктивная сексуальная энергия человека. По Фрейду либидо является главной движущей силой, заставляющей человека заниматься всеми видами активной деятельно Невроз - в психоанализе - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта: коренящегося в детской психике субъекта; и представляющего собой компромисс между желанием и защитой от него. Принцип наслаждения – (согласно В.Франкла) - Принцип наслаждения служит принципу гомеостаза; в свою очередь принципу наслаждения служит принцип реальности. Согласно утверждению Фрейда, цель принципа реальности — обеспечить наслаждение, пускай отсроченное. Принцип реальности - в психоаналитической теории - принцип, регулирующий инстинкты, инстинктивные бессознательные побуждения "Оно", интересы "Я" в соответствии с установками "Сверх-Я"… Психодинамическая теория, теория в соответствии с которой подчеркивается, что неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы являются основой человеческого поведения. (Психодинамический – означает – «психо» - психика, а «динамический» - указывает на способность психики изменяться). Свободная ассоциация - метод интервьюирования, заключающийся в том, что респондент поощряется к свободной реакции на предлагаемые исследователем стимулы, к свободному рассуждению на заданные темы. Социальное функционирование – выполнение одной из ролей в обществе в целом, для ближайшего окружения и для себя самого. Сублимация - в психоаналитической теории - направление сексуальной энергии (либидо) на несексуальные сферы человеческой деятельности. |
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов