logo
Раздел 2

6.1.3 Теория социального научения

Социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта посредством социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний. Теория социального научения находит свое развитие в середине ХХ века в работах таких ученых как А. Бандура, Дж. Роттера и др.

А. Бандура, развивая идеи бихевиоризма, в 70-е годы предложил теорию социального научения. Центральное место в этой теории занимают познавательные процессы. Наблюдая за поведением других людей и его последствиями, человек в состоянии модифицировать свое поведение.

Создавая «ментальные картины мира», проигрывая их, возможно обучения без столкновения с внешним миром. Таким образом, чужой опыт может выступать в качестве подкрепления, А. Бандура определял этот процесс как косвенное подкрепление.

Под косвенным подкреплением он понимал научение, которое происходит на основе наблюдения за поведением других людей и за последствиями этого поведения, а не на основе личного полученного подкрепления. Исходя из своей концепции, он выводит понятие эффективности личности, в которую вкладывал такие представления как чувство собственного достоинства, самооценки, компетентности при решении жизненных проблем.

А. Бандура расширил подходы к модификации поведения, его подходы применяются в клинической практике при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, тревожных состояний, а также методы социального когнитивного подхода используют в образовании и практике социальной работы.

Теория социального научения Дж. Роттера. В соответствии с данной теорией социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью таких понятий как «поведенческий потенциал», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления», «психологическая ситуация», «локус контроля».

Важность теории для социальной работы в том, что данная концепция дает возможность прогнозировать поведение личности. В основе прогнозного анализа специфические потребности человека и механизмы поощрения-наказания. Исследователь исходил из того, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания. С другой стороны, существует определенные виды потребностей, которые позволяют осуществлять прогноз того или иного социального поведения, в основном это потребности личности в физическом здоровье, безопасности и удовольствии:

  1. статус признания;

  2. защита-зависимость;

  3. доминирование;

  4. независимость;

  5. любовь и привязанность;

  6. физический комфорт.

Исходя из данных посылов, Дж. Роттер выводит формулу прогнозного поведения: поведенческий потенциал = ожидание + ценность подкрепления.

В теории социальной работы концепции социального научения оказали влияние на ценностные ориентации, принципы взаимоотношений и модели действия:

Ценностные ориентации

  • личность формируется посредством социального научения;

  • обучая людей, тем самым косвенно можно изменить общество;

  • при социальном обучении возможно формировать человека в соответствии с социальными требованиями, нормами и стандартами.

Принципы взаимоотношений

  • анализ поведения позволяет выбирать адекватные меры взаимодействия;

  • неадекватные формы поведения возможно модифицировать в социально необходимые для личности и общества.

Основные модели действия

  • моделирование;

  • когнитивно- поведенческая терапия;

  • структурно-когнитивная терапия.