logo
Раздел 2

8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы

Проблема или трудная жизненная ситуация имеют не только причины возникновения, содержание, но и форму выражения.

Рассматривая клиента в системе «личность-в-ситуации», Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующие выражения:

В связи с этим, с позиций системного подхода кризис - это преходящая функциональная недостаточность, вызванная радикальными изменяющимися требованиями к системе.

Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет два значения в понимании кризиса применительно к личности и к среде:

  • личностные ориентации – переживания, страдания, эмоциональные сдвиги.

  • средовые ориентации – обозначение социальных событий, приводящие к нарушению функционирования социальных институтов.

В процессе развития кризисных технологий социальной работы оформляется отдельный вид практик – кризисные краткосрочные интервенции. Такие технологии помощи направлены на «вхождение в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы с целью оказания помощи в мобилизации ресурсов, необходимых для адекватного решения проблемы».

Достаточно дискуссионным в практике социальной работы является вопрос о тождественности понимания таких процессов как «кризис» и «стресс». В практике социальной работы довольно хрупкая грань между пониманием данных процессов. Тем не менее, в социальной работе принято различать «стресс» и «кризис».

Как известно понятие «стресс» и теорию стресса обосновывает Г. Селье. Физиологическая теория стресса им была разработана в 1936 году и до сегодняшнего дня является исходным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах.

Стресс понимается как относительно стереотипная адаптационная реакция организма, а именно на воздействие стрессопорождающих влияний: жара, холод, инфекции, инъекции адреналина и противотуберкулезные прививки, травмы, расстройство нервной системы, аффективные возбуждения и т.д. Все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Г. Селье называет «всеобщим синдромом адаптации». Если организму не удается преодолеть воздействия стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизирующих адаптивных механизмов, и организм оказывается в стадии истощения.

В современной теории стресса различают два основных вида стресса: физиологический и психологический стресс.

Помимо, исследования феноменологии стресса, Г. Селье определил три стадии его развития:

1 стадия – фаза тревоги

2 стадия – фаза сопротивления

3 стадия - фаза истощения.

Кризис как процесс отличается от стресса не только по феноменологии, но по процессу протеканию и стадиям развития.

Как считает Л. Рапопорт если стресс, может привести к развитию болезни, то кризис может способствовать росту и развитию. Он имеет ограниченные во времени тенденции формирования, в процессе которого «возникает решение», Исследователи кризиса считают, что кризис протекает от 6 до 8 недель, а стресс по протяженности имеет более длительный период протекания.

Одним из первых, кто начал изучать кризис, был американский психиатр Эрик Линдеманн. В дальнейшем теория кризиса получает оформление в работах Дж. Боулби, Э. Эриксона, Р. Хилла, Дж. Кульберга, Д. Левинсона.

Э. Эриксон и Д. Левинсон рассматривают кризис как элемент развития индивида. Однако исследователи стремились познать природу кризиса как социально-психологического явления.

Дж. Боулби, изучая механизмы привязанности детей к родителям, выделил три фазы кризиса разлуки с ними:

1 фаза – фаза протеста, когда у ребенка есть надежда на возвращение матери;

2 фаза – фаза депрессии, отчаяние и безнадежности;

3 фаза – фаза изолированности и отрицания.

Сходная с этой схемой кризиса, этиология кризиса был описана Дж. Кульбергом, который выделяет четыре фазы развития кризиса:

1 фаза – фаза шока

2 фаза – фаза – реакции

3 фаза – фаза обработки

4 фаза – фаза новой ориентации.

Фаза шока кратковременная, человек находящийся в кризисе стремиться отстраниться от действительности, у него могут быть различные реакции от вербальной агрессии, крика, плача, до бессмысленных действий: перекладывания вещей, и т.д.

Фаза реакции – это фаза осмысления, когда человек стоит перед необходимостью понять ситуация, хотя она для него хаотичная, не имеющая логики развития и существования.

Фаза обработки – сопровождается временным периодом, который индивидуален для каждого человека. На этой стадии человек анализирует и сопоставляет различные факты жизнедеятельности, приведшие к трудной жизненной ситуации.

Фаза ориентации – закладывает основу для адаптации, которая может иметь как положительные, так и негативные сценарии развития ситуации. Однако здесь формируются основы планирования будущего и ориентиры на определение ситуации в настоящем.

Независимо от подходов к теории кризиса, рассматривая индивидуальный и групповой характер проявления кризисных ситуаций, исследователи выделяют общие подходы к выявлению проявлений феноменологии кризиса, что наглядно показывает данная таблица.