8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
Проблема или трудная жизненная ситуация имеют не только причины возникновения, содержание, но и форму выражения.
Рассматривая клиента в системе «личность-в-ситуации», Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующие выражения:
Временное отклонение
Хроническое отклонение
Кризис
Слом
В связи с этим, с позиций системного подхода кризис - это преходящая функциональная недостаточность, вызванная радикальными изменяющимися требованиями к системе.
Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет два значения в понимании кризиса применительно к личности и к среде: |
|
В процессе развития кризисных технологий социальной работы оформляется отдельный вид практик – кризисные краткосрочные интервенции. Такие технологии помощи направлены на «вхождение в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы с целью оказания помощи в мобилизации ресурсов, необходимых для адекватного решения проблемы».
Достаточно дискуссионным в практике социальной работы является вопрос о тождественности понимания таких процессов как «кризис» и «стресс». В практике социальной работы довольно хрупкая грань между пониманием данных процессов. Тем не менее, в социальной работе принято различать «стресс» и «кризис».
Как известно понятие «стресс» и теорию стресса обосновывает Г. Селье. Физиологическая теория стресса им была разработана в 1936 году и до сегодняшнего дня является исходным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах.
Стресс понимается как относительно стереотипная адаптационная реакция организма, а именно на воздействие стрессопорождающих влияний: жара, холод, инфекции, инъекции адреналина и противотуберкулезные прививки, травмы, расстройство нервной системы, аффективные возбуждения и т.д. Все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Г. Селье называет «всеобщим синдромом адаптации». Если организму не удается преодолеть воздействия стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизирующих адаптивных механизмов, и организм оказывается в стадии истощения.
В современной теории стресса различают два основных вида стресса: физиологический и психологический стресс.
Помимо, исследования феноменологии стресса, Г. Селье определил три стадии его развития:
1 стадия – фаза тревоги
2 стадия – фаза сопротивления
3 стадия - фаза истощения.
Кризис как процесс отличается от стресса не только по феноменологии, но по процессу протеканию и стадиям развития.
Как считает Л. Рапопорт если стресс, может привести к развитию болезни, то кризис может способствовать росту и развитию. Он имеет ограниченные во времени тенденции формирования, в процессе которого «возникает решение», Исследователи кризиса считают, что кризис протекает от 6 до 8 недель, а стресс по протяженности имеет более длительный период протекания.
Одним из первых, кто начал изучать кризис, был американский психиатр Эрик Линдеманн. В дальнейшем теория кризиса получает оформление в работах Дж. Боулби, Э. Эриксона, Р. Хилла, Дж. Кульберга, Д. Левинсона.
Э. Эриксон и Д. Левинсон рассматривают кризис как элемент развития индивида. Однако исследователи стремились познать природу кризиса как социально-психологического явления.
Дж. Боулби, изучая механизмы привязанности детей к родителям, выделил три фазы кризиса разлуки с ними:
1 фаза – фаза протеста, когда у ребенка есть надежда на возвращение матери;
2 фаза – фаза депрессии, отчаяние и безнадежности;
3 фаза – фаза изолированности и отрицания.
Сходная с этой схемой кризиса, этиология кризиса был описана Дж. Кульбергом, который выделяет четыре фазы развития кризиса:
1 фаза – фаза шока
2 фаза – фаза – реакции
3 фаза – фаза обработки
4 фаза – фаза новой ориентации.
Фаза шока кратковременная, человек находящийся в кризисе стремиться отстраниться от действительности, у него могут быть различные реакции от вербальной агрессии, крика, плача, до бессмысленных действий: перекладывания вещей, и т.д.
Фаза реакции – это фаза осмысления, когда человек стоит перед необходимостью понять ситуация, хотя она для него хаотичная, не имеющая логики развития и существования.
Фаза обработки – сопровождается временным периодом, который индивидуален для каждого человека. На этой стадии человек анализирует и сопоставляет различные факты жизнедеятельности, приведшие к трудной жизненной ситуации.
Фаза ориентации – закладывает основу для адаптации, которая может иметь как положительные, так и негативные сценарии развития ситуации. Однако здесь формируются основы планирования будущего и ориентиры на определение ситуации в настоящем.
Независимо от подходов к теории кризиса, рассматривая индивидуальный и групповой характер проявления кризисных ситуаций, исследователи выделяют общие подходы к выявлению проявлений феноменологии кризиса, что наглядно показывает данная таблица.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов