logo
Раздел 2

5.1.3 Теории Эго–психологии

Эго–психология направление психоанализа, в основе которого исследование проблем человеческого «Я» и психологических механизмов защиты. Проблемы эго психологии находят отражение в работах А. Фрейд, Э. Гартмана, Э. Эриксона.

В данном направлении психоанализа «Я» играет более существенную роль в функционировании личности, чем это считали представители классического психоанализа.

Функции «Я» формируются в процессе развития на первых годах жизни ребенка, большое значение в развитии этих функций играет окружение взрослых. В таблице показаны основные функции развития «Я»:

Функции ранних стадий развития

Функции, развивающиеся в контакте с окружением взрослых

Память

Контроль импульсов

Мышление

Эмоциональная жизнь

Восприятие

Сексуальность и здоровая агрессивность

Моторика

Защита от страха

Язык

Воля и выдержка

Способности решать проблемы

Толерантность по отношению к фрустрации

Индивидуальность и вера в свои силы

В процессе развития «Я» формируются защитные механизмы, они проходят определенные стадии развития от примитивных форм к более зрелым:

Защитные механизмы способствуют развитию навыкам самоконтроля и ограничивают влияние окружающего мира на внутренние процессы. Данные важные методологические положения позволяют в теории социальной работы анализировать проблемы личности в системе координат «личность – среда».

Концепции эгопсихологии большое значение имеют в психосоциальных теориях социальной работы. На вооружение берутся представления о психосоциальной защите и способах функционирования «Я».

В подходах к психосоциальной защите рассматриваются такие механизмы, которые действуют как при нормальных, так и при психопатологических состояниях «Я». Важнейшими механизмами защиты являются:

В психосоциальной теории социальной работы клиенты рассматриваются как Эго–слабые.

Основные характеристики клиентов

  • они трудно усваивают нормы и мораль;

  • у них недостаточная вера в себя;

  • у них нарушен самоконтроль;

  • они легко вступают в противоречие с окружением и его требованиями;

  • они имеют сложности в исполнении жизненных ролей.

Среди механизмов защиты у Эго-слабых доминируют отрицание и проекция, которые более характерные для детей, чем взрослых. Эго–слабые клиенты в детстве не получали необходимой поддержки, находились в ситуациях травматического кризиса, которые не были ими преодолены. Для данных клиентов характерен «аффективный голод», поскольку в детстве им не хватало спонтанных позитивных чувств со стороны родителей. Недостаток любви и эмпатии впоследствии привели к «экранированию» чувств, неспособности их проявлению.

Эго–слабые клиенты, как считают исследователи, происходят из семей с тяжелой социальной и психологической проблематикой. Социальная среда, в которой формировались эти индивиды характеризуется:

В грудном возрасте эти дети никогда не находились в симбиозе с матерью, это связь не возникла поскольку со стороны матери не проявлялись:

Потребности родителей конкурировали с потребностями ребенка, они не помогали контролировать импульсы ребенка, среда существования ребенка и социальная и психологическая была беспорядочной и нестабильной.

Подходы эго-психологии дают для теории и практики социальной работы ориентиры понимания проблем клиента, а также дают установку на стратегии помощи клиенту. В этой связи важнейшей задачей в психосоциальном подходе является укрепление «Эго-слабого» клиента, поиск стратегий направленных на понимание и формирование механизмов сознательного контроля индивидом своих импульсов, саморегуляцию, создание адекватных механизмов психологической защиты при стрессовых ситуациях.