8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
Одним из важнейших факторов определяющих кризис, исследователями выделяется ситуативное стрессовое событие. Под стрессовым событием понимают такое явление, которое приводит к дезинтеграции существующих связей индивида.
Джеймс и Джилиланд, описывая стрессовое событие, выделяют определенные фазы среди, которых важнейшими является невозможность использование индивидуальных ресурсов, неэффективность индивидуальных механизмов преодоления кризисной ситуации.
Другими исследованиями кризисная ситуация рассматривается не как нечто статическое, а развивающее явление, которое может вызывать чувство страха и депрессию, из-за невозможности позитивно разрешить сложную жизненную ситуацию.
Л.Джонсон, исходя из подходов, которые сложились в психологии, психиатрии, практики социальной работы предлагает обобщенную модель динамики развития индивидуального кризиса, которую используют в практики социальной работы.
Как показывает схема, решение проблемы клиента возможно осуществлять на различных стадиях протекания кризиса.
Социальный работник в процессе взаимодействия с клиентом должен учитывать его кризисную ситуация, диагностируя ее на разных стадиях ее развития. При этом он должен решать две оперативные задачи:
Задач № 1. Совместно с клиентом профессионал должен выработать понимание сущности индивидуального кризиса у данного индивида, выяснив причины, которые привели его к кризисной ситуации;
Задача № 2. Найти систему помощи, активизируя ресурсы клиента и ресурсы агентства или других социальных служб
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов