5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
Психодинамический подход нашел место в практике психосоциальной работы, так как дал возможность понимания структуры индивидуальности и процессов ее обуславливающих.
Ранняя аналитическая теория была подчинена изучению инстинктов их роли в личностном развитии. В начале 30-х годов работы З. Фрейда и А. Фрейда становятся доступными большому кругу социальных работников. Эго-психология в 50-х годах определила новые горизонты для социальных работников в проблемах индивидуальности. Человек стал признаваться как совокупность биологических, психических и социальных процессов. Понимание причинных факторов, приведших к трудной жизненной ситуации, не только на основе раннего жизненного опыта, но и в контексте кризисов, свойственных тому или иному этапу развития личности, дали новые возможности для социальных работников в решении индивидуальных запросов клиентов.
Одним из важнейших принципов теории и практики социальной работы - «среда - личность» получает новое понимание в контексте психодинамического подхода. Эта двойная ориентация на интрапсихические процессы и системные влияния окружающей среды находит отражение в практике социальной работы.
Наблюдения показывали, что индивидуальные проблемы зависят от своеобразия окружающей среды: этнического окружения индивида, классовой принадлежности, места проживания, семейных отношений, групповых норм поведения и т.д.
С другой стороны психодинамические теории показывали, что люди являются не столько продуктами обстоятельств, пассивными объектами, сколько субъектами изменения отношений и обстоятельств, модифицирующими окружающую среду.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов