5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
Э. Эриксон предложил концепцию психосоциальной идентичности личности. Согласно этой концепции личность принимает свое Я в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных связей приводит к трансформации прежней идентичности, что приводит к определенным кризисам, существующим до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность.
В соответствии с концепцией Э. Эриксона жизненный цикл человека включает восемь стадий, каждая из которых сопровождается конфликтами.
Жизненный цикл человека |
|
На первой стадии жизни (1), Э. Эриксон выделяет, первый год жизни ребенка, закладывается доверие его к окружающему миру. Формирование доверия базируется на удовлетворение его потребностей, где взрослые должны проявлять уверенность и заботу. Первый опыт связан с самоидентификацией «Эго», когда ребенок может находиться в изоляции самостоятельно, без поддержки окружающих взрослых.
На второй стадии жизни (2), второй год, формируется независимость ребенка, когда принимаются первые самостоятельные решения. Э. Эриксон, считает, что появляются первые контролируемые действия со стороны ребенка, так, если раньше движение продуктов пищеварения были бесконтрольные, то теперь, ребенок чувствует дискомфорт при проявлениях таких явлений. Чувство неудобства, как считает психолог, впоследствии сформируют формы неуверенности в себе. Однако данная фаза жизни укрепляет чувство автономии, либо на другом полюсе формируется чувство сомнения и стыда.
На третьей фазе жизни (3), третий-пятый год жизни ребенка укрепляется его инициатива. На этой стадии происходит идентификация по полу, формируются социальные формы самовыражения. Э. Эриксон считает, что в данный период происходит разрыв между возможностью существования и подрывом сил и здоровья.
С шестого года до периода полового созревания(4) - период, когда у ребенка формируется чувство предприимчивости, во многих современных культурах – это этап, когда происходит процесс обучения и энкультурации, приобщения к своей культуре. На этой стадии жизни появляются первые разочарования, ребенок может чувствовать свои ограничения и неполноценность. На этой стадии формируются представления о социальных и профессиональных ролях.
На этапе 13-19 лет (5) – завершается детство и начинается юность. Подростки сталкиваются с новыми ощущениями, они по-новому начинают воспринимать свое тело. Появляются «взрослые» ценности, как считает Э. Эриксон, личность отождествляется с требованиями либидо. Сложность данного периода - в потере ролевых установок, так как на предыдущих стадиях формировалась самоидентификация эго, в соответствии с представлениями об образе человека других людей.
Шестой этап - начало взрослой жизни (20-40) лет человек может потерять свое лицо, в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Человек стремиться войти в дружеские и любовные отношения. Большое значение играют устойчивые моральные основы и сформированные требования к личностным обязательствам в отношении окружающего мира и других людей. На этой стадии человек тяжело переживает свою изолированность.
Средний возраст (40-65) лет человек учиться быть полезным для других. Формируется потребность в том, чтобы его ценили, обращались за содействием. Важным компонентом жизнедеятельности человека - быть востребованным. На этой фазе реализуются потребности в воспитании, в близости к собственным детям, в творчестве и деятельности. Опасность проявляется в том, что застой и стагнация не дают возможности для самореализации личностной и профессиональной.
Последняя фаза жизни от 65 и старше он обозначил как позднюю зрелость. В этот период у человека ухудшается здоровье, он стремится к уединению, сталкивается со смертью супруга, близких друзей. С позиций Э. Эриксона в этот период человек сталкивается не столько с психосоциальным кризисом, сколько с интегративной оценкой всей прожитой жизни. Только в старости приходит настоящая зрелость человека, позволяющая ему оценить предшествующий опыт и достижения. Это полюс, обозначенный им как мудрость.
На другом полюсе находятся люди, не реализовавшие свои возможности, осознающие невозможность начать все сначала. Отсюда превалируют два типа раздражения у таких людей: сожаление о невозможности начать жизнь с начала, и отрицание своих недостатков, проецируя их на окружающий мир.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов