5.1.3 Теории Эго–психологии
Эго–психология направление психоанализа, в основе которого исследование проблем человеческого «Я» и психологических механизмов защиты. Проблемы эго психологии находят отражение в работах А. Фрейд, Э. Гартмана, Э. Эриксона.
В данном направлении психоанализа «Я» играет более существенную роль в функционировании личности, чем это считали представители классического психоанализа.
Функции «Я» формируются в процессе развития на первых годах жизни ребенка, большое значение в развитии этих функций играет окружение взрослых. В таблице показаны основные функции развития «Я»:
Функции ранних стадий развития | Функции, развивающиеся в контакте с окружением взрослых |
Память | Контроль импульсов |
Мышление | Эмоциональная жизнь |
Восприятие | Сексуальность и здоровая агрессивность |
Моторика | Защита от страха |
Язык | Воля и выдержка |
Способности решать проблемы | Толерантность по отношению к фрустрации |
| Индивидуальность и вера в свои силы |
В процессе развития «Я» формируются защитные механизмы, они проходят определенные стадии развития от примитивных форм к более зрелым:
идеализация
отрицание
интроекция
проективная идентификация
Защитные механизмы способствуют развитию навыкам самоконтроля и ограничивают влияние окружающего мира на внутренние процессы. Данные важные методологические положения позволяют в теории социальной работы анализировать проблемы личности в системе координат «личность – среда».
Концепции эгопсихологии большое значение имеют в психосоциальных теориях социальной работы. На вооружение берутся представления о психосоциальной защите и способах функционирования «Я».
В подходах к психосоциальной защите рассматриваются такие механизмы, которые действуют как при нормальных, так и при психопатологических состояниях «Я». Важнейшими механизмами защиты являются:
Проекция. Нежелательные мысли, связанные с чем-либо, что Эго стремится защитить, приписываются нашим сознанием другому человеку или объекту.
Отрицание. Самый ранний механизм защиты «Я», объективные чувственные впечатления представляются как неистинные.
Расщепление. Противоречивые мысли и чувства хранятся в разных слоях психики и, возникая, приводят по отношению к разным людям или ситуациям к разным и непредсказуемым результатам.
Сублимация. Энергия (исходящая из Оно), первоначально направленная на нежелательное поведение (часто сексуальное) перенаправляется на более допустимые действия.
Рационализация. Находятся убедительные объяснения отдельным видам поведения, в то время как реальные причины действий являются неприемлемыми и подавляются.
В психосоциальной теории социальной работы клиенты рассматриваются как Эго–слабые.
Основные характеристики клиентов |
|
Среди механизмов защиты у Эго-слабых доминируют отрицание и проекция, которые более характерные для детей, чем взрослых. Эго–слабые клиенты в детстве не получали необходимой поддержки, находились в ситуациях травматического кризиса, которые не были ими преодолены. Для данных клиентов характерен «аффективный голод», поскольку в детстве им не хватало спонтанных позитивных чувств со стороны родителей. Недостаток любви и эмпатии впоследствии привели к «экранированию» чувств, неспособности их проявлению.
Эго–слабые клиенты, как считают исследователи, происходят из семей с тяжелой социальной и психологической проблематикой. Социальная среда, в которой формировались эти индивиды характеризуется:
В грудном возрасте эти дети никогда не находились в симбиозе с матерью, это связь не возникла поскольку со стороны матери не проявлялись:
внимание к потребностям ребенка;
правильное их толкование;
удовлетворение их в течение времени;
последовательность в отношениях;
Потребности родителей конкурировали с потребностями ребенка, они не помогали контролировать импульсы ребенка, среда существования ребенка и социальная и психологическая была беспорядочной и нестабильной.
Повторяющимися сепарациями (разделениями). Причинами могли быть болезни, смерти, разводы. Наиболее частыми причинами являются заброшенность и насилие над ребенком.
Родители осуществляли сверхнадзор.
Подходы эго-психологии дают для теории и практики социальной работы ориентиры понимания проблем клиента, а также дают установку на стратегии помощи клиенту. В этой связи важнейшей задачей в психосоциальном подходе является укрепление «Эго-слабого» клиента, поиск стратегий направленных на понимание и формирование механизмов сознательного контроля индивидом своих импульсов, саморегуляцию, создание адекватных механизмов психологической защиты при стрессовых ситуациях.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов