5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
Психоаналитические теории традиционно рассматривают человека как уникальное явление, анализируя его индивидуальность исходя из интропсхических процессов. Индивидуальные потребности определены как неосознанные двигающие процессы через действие защитных механизмов, механизмов вознаграждения или механизмов сублимации. Большое значение уделяется детству как источнику формирования различных травм и неврозов.
Психоаналитические теории оценивают социальное функционирование человека исходя из функционирования его Эго, эмоциональности, умения/неумения контролировать свои импульсы, исходя из неосознанных мотивов и конфликтов. Большое внимание уделяется факторам окружающей среды, поскольку они вносят коррективы в функционирование Эго.
Мы рассмотрим подходы к структуре психики в психоаналитической теории и те понятия, которые используются в психодинамическом подходе при описании проблем функционировании клиента, остановившись только на двух подходах З.Фрейда и Э. Эриксона.
В основе концепции личности З.Фрейда лежит предположение о конфликтах как движущей силе развития. Эти конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли, позднее он расширил эти конфликты, выделив в развитии индивидуальности такие важные конфликты как конфликт между инстинктом жизни и разрушением или смерти.
Концепция базируется на следующих положениях: |
|
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов