7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
Экзистенциальный подход в психологии и практике терапии был развит В. Франклом, Р. Меем и другими. Большую роль сыграли социологические концепции символического интеракционизма.
В психологической системе В. Франкла большое значение уделяется свободе, применительно к человеческому бытию она рассматривается как условие для автономного духовного существования человека.
Свобода рассматривается относительно трех позиций:
по отношению к влечениям:
по отношениям к наследственности;
по отношению к среде.
Рассматривая влияния свободы применительно к данным феноменам, В. Франкл выходит на понимание человека в контексте биологических, наследственных факторов, и факторов среды: «человек - это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек, в конечном счете, сам решает за себя!».
Не менее важной проблемой в его подходах к человеку являются рассмотрение смыслов как мотивационной силы жизнедеятельности человека. Они рассматриваются как в контексте психического здоровья личности, так и в контексте ее судьбы.
Стремление к смыслу, с точки зрения В. Франкла, является базовой потребностью человека, оно является важным стимулом в чрезвычайных ситуациях, определяющей причину продолжения/не продолжения жизни. Поиски смысла могут выступать в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку, увеличивать внутреннюю напряженность, тем самым формировать предпосылки для роста психического здоровья. С его позиций жизнь, лишенная напряжения, обречена на развитие неврозов.
Большое место в его концепции уделено вниманию ценностям, которые формируется в результате жизненного опыта, особенного того, что связано со страданиями.
В. Франкл выделяет три группы ценностей, влияющих на жизнь человека: творческие ценности, ценности отношений, ценности переживаний.
Творческие ценности осознаны в творческой и производственной деятельности.
Ценности переживаний проявляются в отношении к красоте мира природы или искусства.
Ценности отношений связаны с судьбой человека, которая рассматривается им как высшая ценность в иерархии человеческих ценностей. «Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю. Другими словами, человек сталкивается со своей судьбой и вынужденный ее принимать, все же имеет возможность реализовывать ценностные отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, - все это является мерой того, насколько он состоялся как человек».
Рассматривая проблемы актуализации, В. Франкл выходит на определение психически здоровой индивидуальности. В. Франкл считал, что самоактуализация находится в оппозиции самотрансценденции личности. С его точки зрения, если человек стремится к самоактуализации, то он теряет смысл своего существования. Для иллюстрации своей мысли, он использует в качестве примера бумеранг. Цель бумеранга состоит не в том, чтобы возвратиться к человеку, а бумеранг возвращается к человеку, когда он не попал по цели.
Так же и люди возвращаются к себе тогда, когда потеряна цель в жизни. В этой связи он рассматривает, какие характеристики присущи здоровой личности:
Характеристики здоровой личности |
|
«Личность - это осуществление процесса жизни в свободном, социально - интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом».
Р. Мэй
Помимо этих характеристик, они имеют и другие: ориентация на будущее имеет отношение к целям и задачам.
Р. Мей, развивая экзистенциальные подходы в психологии, выходит на свое понимание личности.
Личность осмысляется им как динамическая структура, которой присуща творческая активность. С точки зрения Р. Мея, личность имеет определенную структуру, важными компонентами которой являются: свобода, индивидуальность, социальная интегрированность, религиозность.
Свобода - отличает человека от животного. С позиций Р. Мея, только человек может разорвать «прочную цепь стимулов и реакций», подчинить свои импульсы. Свобода является фактором развития личности, его душевного здоровья, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости «чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода».
Индивидуальность рассматривается им как уникальность, с которой человеку приходится жить и взаимодействовать с окружающим миром. Мир является тем отражением, которое позволяет личности не только определить свою «уникальную роль в обществе», но познать свою индивидуальность как форму жизни, «соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания».
Социальная интегрированность - это свойство, сформированное в процессе эволюционного развития человека. Оно выступает в качестве коллективного бессознательного. Р. Мей считал, что индивидуальность и социальная интегрированность образуют единое целое, так как «благодаря коллективному подсознанию, мы уже внутри самих себя образуем единое целое с другими людьми».
Религиозность или духовность рассматривается как внутреннее напряжение личности. Р. Мей считал, что бинарная оппозиция жизни между телесной оболочкой и духовным миром, заставляет человека «поддерживать внутреннюю напряженную связь» между двумя этими противоположностями, эта связь подводит человека к духовности. «В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей».
Личность рассматривается Р. Мей существующей в системе бытия-не-бытия. Бытие может подавляться человеком, из-за конформистской позиции в общественных отношениях. Небытие - форма существования человека, когда в полной мере не может реализоваться его потенциал. Соответственно Р. Мей выделял три формы бытия-в-мире человека. Нахождение его во «внешнем мире» - мире природы и окружающей среды. Существование его в «совместном мире» - в мире социального общения. Пребывание человека во «внутреннем мире» - этот мир связан с саморазвитием индивида.
Символический интеракционизм и феноменология внесли свой вклад в развитие экзистенциально–гуманистической терапии.
Представители символического интеракционизма, такие как Дж. Мид, Г. Блумер, Э.Гоффманн, рассматривали социальное взаимодействие как непосредственную коммуникацию, обмен символами. В процессе коммуникации главным является то, как партнер по общению воспринимает другого, определяя эту функцию как способность «принимать роль другого». С точки зрения идеологов этого направления развитие личности происходит в процессе непосредственной коммуникации с другими людьми.
Так Дж. Мид считал, что для развития человека необходимы условия, то есть такие ситуации, в которых «есть стимулы, в одно и то же время воздействующие на источник и получателя информации». Так ребенок в процессе социализации создает такие стимулы, которые заставляют воспитателям отвечать на них различным образом, эти ситуации служат процессом «обретения роли». При этом человек активно участвует в создании своей жизни в социуме, развивая две главные личностные структуры «я», спонтанную и импульсивную и «меня» более объективную и рефлектирующую.
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов