6.1.3 Теория социального научения
Социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жизненного опыта посредством социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний. Теория социального научения находит свое развитие в середине ХХ века в работах таких ученых как А. Бандура, Дж. Роттера и др.
А. Бандура, развивая идеи бихевиоризма, в 70-е годы предложил теорию социального научения. Центральное место в этой теории занимают познавательные процессы. Наблюдая за поведением других людей и его последствиями, человек в состоянии модифицировать свое поведение.
Создавая «ментальные картины мира», проигрывая их, возможно обучения без столкновения с внешним миром. Таким образом, чужой опыт может выступать в качестве подкрепления, А. Бандура определял этот процесс как косвенное подкрепление.
Под косвенным подкреплением он понимал научение, которое происходит на основе наблюдения за поведением других людей и за последствиями этого поведения, а не на основе личного полученного подкрепления. Исходя из своей концепции, он выводит понятие эффективности личности, в которую вкладывал такие представления как чувство собственного достоинства, самооценки, компетентности при решении жизненных проблем.
А. Бандура расширил подходы к модификации поведения, его подходы применяются в клинической практике при лечении навязчивых неврозов, сексуальных дисфункций, тревожных состояний, а также методы социального когнитивного подхода используют в образовании и практике социальной работы.
Теория социального научения Дж. Роттера. В соответствии с данной теорией социальное поведение личности можно исследовать и описать с помощью таких понятий как «поведенческий потенциал», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления», «психологическая ситуация», «локус контроля».
Важность теории для социальной работы в том, что данная концепция дает возможность прогнозировать поведение личности. В основе прогнозного анализа специфические потребности человека и механизмы поощрения-наказания. Исследователь исходил из того, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избежать наказания. С другой стороны, существует определенные виды потребностей, которые позволяют осуществлять прогноз того или иного социального поведения, в основном это потребности личности в физическом здоровье, безопасности и удовольствии:
статус признания;
защита-зависимость;
доминирование;
независимость;
любовь и привязанность;
физический комфорт.
Исходя из данных посылов, Дж. Роттер выводит формулу прогнозного поведения: поведенческий потенциал = ожидание + ценность подкрепления.
В теории социальной работы концепции социального научения оказали влияние на ценностные ориентации, принципы взаимоотношений и модели действия:
Ценностные ориентации |
|
Принципы взаимоотношений |
|
Основные модели действия
|
|
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов