Сравнительные характеристики практических методов
Психодинамические модели | Задаче – ориентированная модель |
1. Индивидуальная оценка клиента, проблемы и психосоциальной ситуации | 1. Общая оценка проблемного контекста.
|
2. Диагностирование по типу психопатологического | 2. Определение проблемы и выделение ее границ |
|
|
|
|
Модель состоит из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно, ограниченно во времени. Последовательные шаги взаимодействия социального работника и клиента предусматривают следующие действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта, планирование задачи и ее выполнение, достижение целевой установки, урегулирование проблемы. Определение состояния проблемы и точного выполнения задач является главной составляющей успешного разрешения проблемы клиента. Данный метод был предложен в 1970 году Рейд и Эпштейн и проверен в результате широкой эмпирической практики в социальных агентствах.
В условиях социальных агентств, согласно исследованиям А. Харам и Х. Амудсена, данный метод применим в следующих ситуациях:
В очень острой и сложной ситуации.
Когда возникшая проблема, связана с потерей или снижением социальных способностей индивида.
Когда неудовлетворенность человека своей сложной жизненной ситуацией так велика, что он стремится ее изменить.
Когда проблема возникла в строго ограниченной сфере.
Проблема не имеет глубоких корней в личности клиента.
Сама автор метода Рейд, рассматривает возможности метода на более широком контексте, она определяет восемь категорий проблем, работа с которыми в рамках задача - ориентированной модели является эффективной:
Рейд |
|
Метод задаче-ориентированной индивидуальной работы, как показывают исследования, базируется на психологических теориях, социологических концепциях и теории систем.
Из психологических концепций – в основе лежат теории социального научения, а также принципы повторения из поведенческой теории. При этом большое значение играют общие теории коммуникаций, а также когнитивные модели, которые раскрывают особенности мышления и принятия решений в условиях кризиса. В этом же аспекте просматриваются, как считают специалисты, близость концептуальных построений с психодинамической теорией социальных интервенций.
Исходя из вышесказанного, на основе данных теоретических подходов, выстраиваются стратегии интервенций, которые направлены на достижение двух основных задач:
помощь клиентам в решении их проблем;
формирование индивидуального опыта решения проблем в настоящем и будущем.
Общие выводы |
Модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель представляют собой различные теории. В их основе заложены идеи психологии личности и проблемно0ориентированной индивидуальной работы со случаем. Однако их объединяет единый методологический подход – обоснованные методы краткосрочной интервенции, что отличает их от психодинамических подходов, которые направлены в основном на устанвление длительных отношений в работе с клиентами. В обеих моделях используются когнитивно-поведенческие методы. В целом, эти модели относятся к индивидуал-реформистской традиции и не имеют целью социальные изменения. |
-
Задание 1.
Почему модель кризисной интервенции и задаче-ориентированная модель приобретают, по мнению зарубежных ученых, все большую популярность в социальной работе?
-
Задание 2.
Проанализируйте, почему эти модели малоэффективны при решении масштабных проблем социального характера и в работе по устранению их социальных последствий?
Литература |
|
- Раздел 2. Основные теоретические парадигмы социальной работы Тема 5. Психодинамическая парадигма социальной работы
- 5.1.Теория психодинамики как контекст социальной работы
- 5.1.1 Теория человеческого развития. Психодинамическая концепция з. Фрейда
- Отсюда делается вывод:
- Основные характеристики ид
- Основные характеристики эго
- 5.1.2 Концепция психосоциальной идентичности личности Эрика Эриксона
- 5.1.3 Теории Эго–психологии
- 5.1.4 Теория лечения. Психодинамическая теория отношений
- Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов
- 5.2.Диагностические подходы в теории социальной работы
- 5.2.1 Диагностическая школа Мэри Ричмонд
- 5.2.2 Развитие диагностических подходов в социальной работе
- 5.2.3 Структура взаимодействия с клиентом в диагностическом подходе
- 5.3. Психосоциальная теория социальной работы
- 5.3.1 Психодинамический подход в практике психосоциальной работы
- 5.3.2 Теория систем в психосоциальной концепции социальной работы
- Тема 6. Когнитивно–поведенческая парадигма социальной работы
- 6.1.Поведенческие теории как контекст теории социальной работы
- 6.1.1.Теории классического обусловливания
- 6.1.2 Теория оперантного научения
- 6.1.3 Теория социального научения
- 6.2 Когнитивно–поведенческая терапевтическая теория
- 6.2. Поведенческая психология и терапия в теоретической парадигме социальной работы
- Тема 7. Экзистенциально–гуманистическая парадигма социальной работы
- 7.1. Психологические и философские основания экзистенциально–гуманистической теории социальной работы
- 7.1.1 Гуманистические подходы а. Маслоу, к. Роджерса
- 7.1.2 Экзистенциальный подход в практике терапии
- 7.1.3 Феноменологический подход
- Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
- 7.2 Концепты социального функционирования в теории социальной работы
- 7.3 Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы
- Философия метода
- Проблемное поле интеракциональной социальной работы
- Тема 8. Кризисная и задаче-центрированная теории социальной работы
- 8.1 Понятие кризиса в практике социальной работы
- Подходы к кризисам
- 8.2 Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы
- 8.2.1 Ситуативное стрессовое событие
- Динамика кризиса по л. Джонсон
- 8.2.2 Диагностика кризисной ситуации
- 8.2.3 Модели кризисной интервенции
- Сравнительные характеристики практических методов