8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
Соединенные Штаты Америки
ГО США начала создаваться в 1950 году после принятия федерального закона о ГО, определившего ее организационную структуру, задачи. При управлении мобилизационного (чрезвычайного) формирования было организовано Федеральное управление ГО, на которое первоначально возлагалось планирование мероприятий по защите городов, промышленных центров от массированного налета авиации противника. В дальнейшем с развитием средств доставки ЯО главное внимание было сосредоточено на проведении мероприятий по защите населения и экономики страны в условиях РЯВ.
Основные направления программы развития ГО были определены «Национальным планом ГО» на случай нападения противника, который был утвержден Президентом США в 1955 году.
В 1961 году ответственность за организацию ГО была возложена на министра обороны. Одновременно с этим, в соответствии с директивой МО, управление ГО было преобразовано в управление гражданской готовности, и на него были возложены также задачи по борьбе со стихийными бедствиями, которые до этого осуществлялись управлением мобилизационной готовности.
В 1979 году в результате объединения ряда федеральных органов, участвовавших в выполнении различных программ, гражданская оборона США была выведена из состава министерства обороны и передана во вновь образованное Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (ФЕМА), подчиненные президенту США.
ФЕМА - координационный и консультативный орган, направляющий деятельность федеральных министерств и ведомств, правительств штатов и местных органов власти в планировании и практическом осуществлении, мероприятий, направленных на обеспечение мобилизационной готовности экономики; защиты и выживания населения, а также ликвидации их последствий; страхование и возмещение ущерба пострадавшему населению и ряд других вопросов жизнеобеспечения государства.
ФЕМА является головным учреждением федерального правительства США по чрезвычайному планированию и осуществлению мероприятий по подготовке к ЧС, предотвращению, реагированию на ЧС и восстановлению в целях защиты жизни, здоровья людей и материальных ценностей. Директор ФЕМА - Джемс Л. Вит.
В своей работе ФЕМА руководствуется разработанным ею специальным федеральным планом реагирования, которой основан на законе № 93 - 288, известном как закон Роберта Т. Стафорда об оказании помощи при действиях в ЧС, и законе о полномочиях федерального правительства по реагированию на ЧС.
Особенности организации ГО в США на уровне штат-город. В случае возникновения ЧС, глава исполнительной власти города, штата, округа, а на федеральном уровне - президент США, получив информацию о прошедшем действии, задействует чрезвычайные оперативные центры (на региональном уровне создается только группа чрезвычайного реагирования из представителей 26 федеральных ведомств, учреждений и американского красного креста) и назначается федеральный координатор, который является представителем президента и руководит полевым штабом в районе бедствия.
За разработку руководящих указаний и рекомендаций отвечает группа реагирования на катастрофические бедствия, находящаяся в городе Вашингтон (округ Колумбия). Обеспечение действий ЧС осуществляется по 10 направлениям, за каждое из которых отвечает соответствующее учреждение.
Ежегодно фонд ФЕМА выделяет около одного миллиарда долларов на оказание помощи при действиях (и это соизмеримо с затратами РФ).
ФЕМА несет ответственность также за подготовку кадров, обучение населения и распространение информации по ГО, проведение научно - исследовательской работы, решение задач по борьбе с терроризмом, контроль использования радио и телевидения в период чрезвычайного положения, взаимодействие с вооруженными силами, участие промышленных предприятий и других организаций в мероприятиях ГО.
Общая численность личного состава ФЕМА - около 2 тыс. человек (рис. 8.1.1). Все сотрудники делятся на работающих в центральном аппарате (около 70%) и в округах ГО (с региональными центрами). Начальник ФЕМА является одновременно председателем комиссии по действиям в чрезвычайных условиях, куда входят помощники президента по национальной безопасности, внутренним делам и политике, внутриправительственным отношениям, а также по административным и бюджетным вопросам. Эта комиссия является консультативным органом президента по вопросам выработки основных принципов строительства ГО, повышения эффективности ее развития и обладает необходимой властью, что позволяет ей проводить в жизнь широкий диапазон мероприятий гражданской обороны, координировать деятельность различных министерств и ведомств, административных органов на всех уровнях.
Для выработки наиболее эффективных, стратегических направлений развития и планирования деятельности ФЕМА на случай возникновения ЧС, по предупреждению и ликвидации их последствий, а также оказания консультаций руководству организации при директиве ФЕМА создан независимый консультативный совет. Члены совета (21 чел.) - генералы, ректоры колледжей, директора крупнейших корпораций, нобелевские лауреаты, другие видные специалисты в области науки, администрирования, управления, военного дела, бизнеса. Они не являются непосредственно сотрудниками ФЕМА, а заняты в различных отраслях деятельности, как в государственном, так и в частном секторе. Консультативный совет утверждается президентом страны, его члены работают безвозмездно. Регулярная работа членов совета осуществляется в четырех комиссиях, пленарные заседания совета проводятся 2-3 раза в год.
В целях эффективного планирования, организации и реализации мероприятий территория США разделена на 10 округов ГО с региональными центрами в таких городах: Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Атланта, Чикаго, Даллас, Канзас-Сити, Денвер, Сан-Франциско, Сиэтл.
В округах (региональных центрах) имеются штабы ГО численностью 40 - 60 человек. Работники штаба округа координируют и направляют во входящих в округ штабах деятельность по планированию и осуществлению конкретных мероприятий в области ГО.
Общее руководство деятельностью органов ГО в штате осуществляет губернатор, который совместно с созданным при администрации штата консультативным советом (комиссией по реагированию на чрезвычайную обстановку), выделяет средства на нужды гражданской обороны. За непосредственное руководство мероприятиями в этой области ответственность несет начальник ГО штата со своим штабом, численность аппарата которого в военное время может достигать 40 человек.
Рис. 8.1.1 Состав органов федерального управления США по действиям в ЧС (ФЕМА)
Органы ГО штатов (их всего 50) проводят намеченные мероприятия по подготовке населения к действиям в чрезвычайных условиях, собирают данные в интересах дальнейшего планирования деятельности ГО, а также привлекают имеющиеся силы и добровольные организации к участию в работах по линии ГО.
В «Законе о стихийных бедствиях» среди решения проблем, возникающих при проведении аварийно - спасательных работ, особо выделен вопрос организации руководства ими, обязанности должностных лиц, где губернатор штата наделен широкими полномочиями. Такие полномочия позволяют ему в случае необходимости применить самые эффективные и быстрые меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Особое внимание в системе ГО США уделяется готовности местных органов власти - мэрий городов (графств) и наиболее крупных населенных пунктов, на которые возлагается наибольший объем работ в случае возникновения ЧС. Мэры через подчиненные им штабы ГО организуют взаимодействие привлекаемых в чрезвычайных условиях сил и средств государственных и частных организаций, муниципальных служб частей и подразделений ВС (в первую очередь национальной гвардии), обеспечивают финансирование и взаимные расчеты за выполненные работы в процессе ликвидации последствий бедствий. На местные штабы ГО возлагается также задача по разработке планов использования убежищ и укрытий, эвакуации населения, обеспечения его индивидуальными средствами защиты, по поддержанию на необходимом уровне готовности средств связи и оповещения, а также по подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.
Как свидетельствуют публикации зарубежных специалистов, что показывает и практика, в системе ГО западных стран особое внимание уделяется вопросам планирования действий и поддержания постоянной готовности органов управления и формирований ГО на уровне местных органов власти - мэрий (графств, наиболее крупных населенных пунктов), на которые возлагается наибольший объем работ в условиях чрезвычайной обстановки. При возникновении крупных стихийных бедствий, аварий, катастроф и при ликвидации их последствий местные органы власти наделяются чрезвычайными полномочиями, что наглядно представлено на примере США.
Для обеспечения непрерывности руководства мероприятиями ГО в масштабе страны построены подземные командные пункты для штабов всех 10 округов ГО. Командные пункты обеспечивают достаточную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. Они снабжены 30-дневными запасами топлива, продуктов питания, медикаментов и др. предметов довольствия, а также имеют автономные системы водоснабжения и аварийные энергоисточники. Командные пункты имеют средства связи и оповещения и являются узлами связи, через которые штабы входят в единую систему связи ГО страны.
С 1960 г. в США ведется строительство и оборудование защищенных пунктов управления (ЗПУ) для правительства и штабов ГО штатов, а также местных органов власти и ГО. Всего к середине 80-х годов в стране имелось более 4100 подобных пунктов управления. ЗПУ представляют собой оборудованные помещения, снабженные всем необходимым не менее 14 дней работы. Установленный коэффициент ослабления радиоактивного излучения для ЗПУ составляет 100, расчетная площадь помещений – 4,5 – 8 м2 на одного человека. До 50% расходов по проектированию, строительству и оборудованию ЗПУ покрывается за счет федеральной помощи правительствам штатов и местным органам власти. ЗПУ часто используются органами власти для руководства при различных стихийных бедствиях. Пункты управления многих общин являются местом постоянного пребывания в них местных органов ГО, полицейской и пожарной служб.
Для управления страной и вооруженными силами США в условиях ядерной войны для президента, его преемников, правительственных и высших военных органов развернута система подземных комплексов. Почти все из них находятся в ведении ФЕМА и располагаются к западу и севере - западу от Вашингтона на расстоянии 70 - 480 км. Самыми крупными и наиболее защищенными являются подземные комплексы Маунт Уэтер, «Хай Пойнт» и Форт-Ритци.
Подземный комплекс Маунт Уэтер расположен в 75 км западнее г. Вашингтон и считается убежищем №1 ФЕМА. Вместимость его - 4 тыс. человек. Комплекс включает помещения для президента, зал для заседаний, оперативный центр для руководства страной и вооруженными силами и центр связи. Планируемое время переброски высшего руководства на вертолетах - 30 мин.
Комплекс Форт-Ритци является запасным командным пунктом КНШ. Расположен в 95 км от Вашингтона в горе Рейвей-Рок. Имеет 5 трехэтажных помещений, толщина защитного слоя - около 180 м. Вмещает до 3 тыс. чел.
Система жизнеобеспечения всех трех комплексов в режиме полной изоляции рассчитана на 30 суток. Могут выдержать воздействие наземного ядерного взрыва около 1 мегатонны.
Директор ФЕМА подчинен непосредственно президенту страны и в своей работе поддерживает тесный контакт с национальным советом безопасности, кабинетом министров и Белым домом.
Для защиты населения в чрезвычайных условиях в США создана система убежищ и укрытий, позволяющая разместить 238 млн. человек, в том числе 120 млн. в противорадиационных укрытиях и 23 млн. (после соответствующего дооборудования) в противоатомных убежищах. В условиях чрезвычайной обстановки предусматривается эвакуация до 150 млн. человек из 400 угрожаемых районов.
Представляет интерес опыт США в доведении до населения планов эвакуации. Они публикуются в рекламных приложениях к телефонным справочникам с изложением указаний о действиях в ЧУ, порядке оповещения, маршрутах движения, районах приема эвакуированных, пунктов питания, оказания первой медпомощи.
Система связи и оповещения (НАВАС) включает 2 национальных и 10 окружных центров оповещения, по 50 основных и дублирующих пунктов оповещения в штатах и 2300 оконченных пунктов. Для передачи чрезвычайной информации от президента, федерального правительства и правительств штатов в стране функционирует система чрезвычайного радиовещания и телевидения (Эй-Би-Си), которая включает свыше 3 тыс. радио- и телевизионных станций.
Подготовка руководящего состава для органов ГО проводится в национальном учебном центре ФЕМА, которой включает в себя институт ФЕМА и национальную академию противопожарной защиты. Обучение населения ведется в учебных заведениях и различных курсах на местах.
В гражданской обороне США нет собственных Формирований, в этих целях предусмотрено использовать части и подразделения вооруженных сил и, в первую очередь, национальной гвардии (НГ).
В мирное время формирования НГ находятся в подчинении губернаторов штатов и используются для поддержания общественного порядка, обеспечения нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий различных бедствий и решения других задач. Всего в ВС США насчитывается 570 тыс. человек личного состава НГ (457 тыс. - в ВС и 113 тыс. - в ВВС).
Для оказания помощи пострадавшему населению активно привлекаются: противопожарная служба (310 тыс. профессионалов и несколько сотен тыс. добровольцев), полиция (720 тыс. человек), местные службы скорой помощи, специализированные спасательные отряды на предприятиях, многочисленные добровольные и благотворительные организации. Структура сил, привлекаемых в ГО США, приведена на рис. 8.1.2.
Расходы на гражданскую оборону в США за последние годы стабилизировались. Из федерального бюджета на эти цели выделяется порядка 150 - 160 млн. долларов, у около половины указанной суммы выделяют местные органы власти.
Важное место отводится вопросам взаимодействия ВС и ГО. Взаимодействие ВС и ГО США осуществляется в соответствии с директивой МО Т 3025 - 10, где указано, что общая ответственность за организацию военной поддержки ГО возложена на командующего сухопутными войсками на континентальной части США. Все задачи поддержки ГО определены наставлением FM 20 - 10 и подразделяются на следующие категории.
Рис. 8.1.2 Силы, привлекаемые к мероприятиям ГО США
Федеративная Республика Германия
Юридическое оформление система ГО страны получила в 1957 году, когда был принят закон о гражданской обороне. Правовой основой для проведения подготовительных мероприятий ГО и осуществления их в чрезвычайных условиях являются принятые бундестагом соответствующие дополнения и изменения к конституции ФРГ («чрезвычайная конституция»), а также ряд так называемых «простых чрезвычайных законов».
Постановления, подготовленные на основе этих законов соответствующими министерствами в мирное время, автоматически вводятся в действие при объявлении бундестагом, «чрезвычайным парламентом» или президентом (по согласованию с федеральным канцлером) чрезвычайного положения.
В ФРГ общее руководство ГО возложено на министерство внутренних дел; за отдельные вопросы ответственность несут федеральные министры и главы различных ведомств. Непосредственное руководство ГО осуществляет входящее в состав МВД управление гражданской обороны, которое планирует мероприятия в масштабе страны и координирует деятельность различных федеральных министерств и ведомств в области гражданской обороны, а также направляет деятельность органов, ответственных за ГО в землях (рис.8.1.3).
Управление ГО включает пять отделов. Их начальники одновременно являются заместителями начальника управления, назначаемого министром внутренних дел и утверждаемого правительством. Состав управления - 1500 человек. В мирное время оно укомплектовано на 2/3. В землях ответственность за состояние систем ГО несут правительства, при которых создаются земельные отделы гражданской обороны. Правительство каждой земли по своему усмотрению определяет их организационную структуру и штатное расписание. В военных условиях или на периоды учений они доукомплектовываются специалистами и сотрудниками различных служб и трансформируются в штабы округов (штабы земель), которые руководят всеми мероприятиями ГО в пределах зоны ответственности. Защищенные командные пункты оборудованы во всех 15 землях ФРГ. В районах, городах и общинах имеются заранее назначаемые начальники гражданской обороны, штабы при них создаются только в условиях чрезвычайной обстановки.
Для размещения в военное время правительства ФРГ в районе г. Арвайлер (20 км южнее г. Бонн) оборудован подземный командный пункт вместимостью до 2000 чел. Он представляет собой 3 параллельные штольни длиной до 1250 м каждая, глубина залегания штолен - до 50 м, ширина центральной штольни – 16 м, боковых – 4 м. Вдоль основной штольни проложена электрифицированная железнодорожная ветка. Штольни соединены между собой подземными ходами. Командный пункт имеет автономные системы энергоснабжения, современные средства связи, запасы продовольствия, воды, горючего, рассчитанные на непрерывное пребывание 2000 чел. в течение 30 суток.
Защищенные командные пункты созданы для правительств всех земель страны. Правительства всех земель приняли решение о строительстве, помимо имеющихся, запасных (вынесенных за пределы больших городов) командных пунктов, строительство которых находится на разных стадиях. В ФРГ, по сообщениям прессы, к началу 90-х годов надежными защитными сооружениями обеспечено приблизительно 50% населения.
Здесь упор сделан на строительство подземных сооружений многоцелевого назначения (склады, спортивные сооружения, кафе, кинотеатры и т.п.), которые в случае необходимости могут быть в самые короткие сроки переоборудованы в убежища.
1. Основу многочисленных и подготовленных формирований ГО составляют подразделения, входящие в службу защиты от катастроф.
Численность личного состава при полном ее развертывании достигает 600 тыс. человек. Основная тактическая единица - взвод. При необходимости могут создаваться роты, батальоны (отряды). Так, в 100 районах предполагаемых объектах ядерных ударов - созданы межрайонные отряды общей численностью до 40 тыс. человек. В крупных населенных пунктах развернуты подразделения, в которые входит до 100 тыс. человек. В формированиях службы защиты от катастроф насчитывается более 11 тыс. транспортных и специальных автомашин, имеются и другие технические средства.
2. К службе относится или тесно сотрудничает ряд добровольных общественных организаций и самостоятельных служб. В первую очередь - это общество немецкого красного креста, рабочий союз самаритян, иоганистская служба помощи, а также техническая вспомогательная в мирное время, могут привлекаться полиция и пограничная охрана. Общая численность добровольных членов этих организаций и штатного личного состава свыше 1,5 млн. человек.
3. Техническая вспомогательная служба основана в 1953 г. Руководящий орган - федеральный совет - на правах отдела включен в состав управления ГО страны. Основные задачи службы: ведение спасательных и ремонтно-восстановительных работ при авариях систем электро-, газо-, водоснабжения и канализации; восстановление путей сообщения и дорожных сооружений на них; оказание технической помощи населению при ликвидации стихийных бедствий, катастроф и аварий. Ее органы в землях осуществляют руководство более чем 600 местными отделениями этой службы. На местах личный состав объединяется во взводы (до 36 человек) и роты (до 130), численность которых определяется их назначением и специализацией. Всего, по данным западногерманской печати, в составе службы (при полном ее развертывании) планируется иметь около 400 рот. В течение последних нескольких лет число служащих технической вспомогательной службы находилось на уровне 70 тыс. человек, из которых около 18 тыс. принимают активное участие в выполнении реальных работ.
4. Противопожарная служба ФРГ, которую также планируют использовать в интересах ГО, имеет в своем составе три вида формирований; штатные (профессиональные) команды, добровольные дружины и назначаемые команды. В конце 70-х годов на основе объединения существовавших штатных команд создано 66 крупных центров, насчитывающих около 20 тыс. профессиональных пожарных. Многие из них были переоснащены новой техникой. В 10400 пожарных дружинах более 800 тыс. человек, а в 1400 пожарных командах, имеющихся на предприятиях и в учреждениях, - свыше 40 тыс. Формирования противопожарной службы насчитывают примерно 30 тыс. пожарных средств на автомобильных шасси, в том числе 27 тыс. пожарных машин и автоцистерн, около 900 машин с механическими пожарными лестницами (оборудованы мощными водометами), более 1700 специальных машин (автомобильные пеногенераторы, насосы, дегазационные машины и т.д.). Кроме этого, имеется свыше 30 тыс. единиц противопожарного оборудования на автомобильных прицепах.
5. Помимо названных сил гражданской обороны ФРГ на ее территории созданы подразделения самозащиты, общее руководство которыми осуществляет федеральный союз самозащиты. Всего в стране функционирует более 400 его отделений, которые занимаются подготовкой населения по месту жительства. Самозащита организуется по следующему принципу: в ряде домов или отдельном доме с числом жителей до 125 человек создается группа самозащиты (3-5 человек); в жилом квартале (доме), насчитывающем до 1000 жителей, - отделение самозащиты (10-15 человек); в населенном пункте, группе жилых кварталов с населением до 5 тыс. человек - взвод самозащиты (до 50 человек). Район города, в котором проживает 20 тыс. человек, образует сектор самозащиты, крупный район города или город с числом жителей 500 тыс. - район самозащиты с соответствующим количеством формирований. Самозащита организуется также по месту работы. На предприятиях, где занято более 15 человек, создается группа самозащиты в 3-4 человека, а на крупных - на каждые 100 работающих формируется взвод (18-20 человек). Всего в подразделениях самозащиты предусматривается иметь около 90 тыс. человек. Принцип комплектования руководящих органов союза самозащиты и подразделений - добровольный.
Количество создаваемых формирований служб гражданской обороны, непосредственно подчиненных руководству района или общины, зависит от насыщенности и особенностей промышленных зон (районов, предприятий), численности проживаемого населения, сферы основного производства или занятости населения, развития государственно-частного предпринимательства и их влияния на обеспечение жизнедеятельности населения, застройки населенных пунктов, особенностей физико-географического и климатического положения региона.
Так, в наиболее развитых городах ФРГ созданы и действуют формирования и службы ГО, в среднем из расчета проживаемого населения:
спасательный взвод - на 40-50 тыс.;
взвод пожаротушения - на 30-40 тыс.;
взвод снабжения водой - на 400-500 тыс. (или 2-3 на 5-6 взводов пожаротушения);
взвод защиты от ОМП - на 250 тыс.;
взвод врачебной и санитарной помощи - на 40-50 тыс.;
ремонтный взвод - на 200 тыс.;
взвод обслуживания населения - на 250 тыс. человек.
К проведению работ по оказанию помощи пострадавшему населению привлекаются также различные благотворительные организации, имеющиеся практически во всех городах, может привлекаться полиция и пограничная охрана. Подразделения бундесвера оказывают помощь населению и гражданским органам власти во время стихийных бедствий и крупных катастроф только с разрешения министра обороны.
Степень подготовки различных формирований ГО ФРГ оценивается в ходе периодически проводимых учений бундесвера и ОВС НАТО, для участия в которых, привлекаются руководящие органы и личный состав ГО, или же в ходе самостоятельных учений ГО.
Франция
Гражданская оборона, наряду с «военной» и «экономической» обороной (как это принято называть во Франции), является составной частью национальной обороны страны. Военная оборона находится в ведении министра обороны, экономическая - министра финансов и экономики, а гражданская оборона - в ведении министра внутренних дел и децентрализации, который отчитывается перед премьер-министром, официально несущим ответственность за состояние дел в области ГО (рис. 8.1.4).
Руководство ГО осуществляет министерство внутренних дел, непосредственно - национальное управление гражданской обороны. В соответствии с принципом военного и административно-территориального деления органы ГО являются на территории всех 6 военных округов, которые в случае войны преобразуются в зоны обороны. В этих зонах руководит ГО префект одного из входящих в них департаментов.
Аварийно-спасательные формирования комплектуются на базе частей и подразделений противопожарной службы - 220 тыс. пожарных-добровольцев, 12 тыс. профессионалов, 7 тыс. военных пожарных (противопожарная бригада - в Париже, морской противопожарный батальон - в Марселе).
На основе противопожарной службы в угрожаемый период будут развертываться учебно-мобилизационные центры ГО, личный состав которых планируется использовать для решения задач по борьбе с пожарами, оказанию помощи пострадавшим, расчистке завалов, проведению работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции. Намечается развернуть до 700 таких центров (около 100 тыс. человек).
Подвижные колонны являются резервными формированиями ГО, которые будут развертываться в военное время в зонах обороны (7) и будут использоваться централизованно. Колонна состоит из секций: управления (24 чел.), противопожарной (54), инженерной, противорадиационной защиты и медицинской (по 34 чел. каждая). В настоящее время полностью подготовлены к развертыванию 3 подвижных колонны из 14 (22) планируемых.
Авиационная группа предназначена для тушения пожаров, поиска и спасения пострадавших и транспортировки раненых (23 самолета, в т.ч. 12 пожарных и 31 вертолет).
Служба разминирования действует в тесном контакте со штабом сухопутных войск.
Служба приема и размещения эвакуированных и пострадавших включает батальоны, роты, взводы (группы). К настоящему времени сформировано 7 из 22 планируемых батальонов.
Подготовка личного состава формирований корпуса ГО проводится в национальных, междепартаментных учебных центрах и школах.
Рабочим органом префекта является секретариат ГО (в военное время штаб ГО). Их планируют располагать со штабами военных округов. Численность около 60 человек.
В департаментах ответственность за ГО несут префекты. При них действуют консультативные комиссии (штабы ГО в военное время) во главе с начальником ГО департаментов. Департаменты разделены на районы ГО, которые, как правило, соответствуют административному делению.
Ответственность за организацию ГО в городах и общинах возложена на мэров. В зависимости от категории населенного пункта организация ГО в городах и коммунах может быть различна. В населенных пунктах с числом жителей более 3 тыс. назначаются начальники ГО и создаются консультативные комиссии.
Строительство ЗС ведется очень незначительно (к настоящему времени защитой обеспечено о коло 10% населения). Планы эвакуации разработаны для более чем 8 млн. человек.
Подготовка руководящих кадров для ГО ведется в национальном учебном центре в Ненвиль-ля-Рош (пригород Парижа), национальном учебном центре противопожарной охраны (Париж) и 10 междепартаментных центрах ГО.
Ежегодно на ГО выделяется около 900 млн. франков (0,15 % нац. бюджета).
Формирования ГО сведены в корпус, который включает: части и подразделения аварийно-спасательной службы, учебно-мобилизационные центры, подвижные колонны военного времени, специальные подразделения приема и размещения эвакуированных и пострадавших, авиационную группу, службу разминирования.
В мирное время численность корпуса ограничена. В военное время ее планируется довести до 370 тыс. человек. Личный состав, необходимый для доукомплектования, находится в резерве министра обороны и выделяется по заявкам министра внутренних дел. Призыв в корпус осуществляется как на военную службу. Для личного состава определены форма и знаки различия. Принцип комплектования в мирное время - смешанный: наряду с добровольцами могут проходить службу и военнообязанные призывных возрастов.
Аварийно-спасательные формирования комплектуются на базе частей и подразделений противопожарной службы – 220 тыс. пожарных-добровольцев, 12 тыс. профессионалов, 7 тыс. военных пожарных (противопожарная бригада – в Париже, морской противопожарный батальон – в Марселе).
На основе противопожарной службы в угрожаемый период будут развертываться учебно-мобилизационные центры ГО, личный состав которых планируется использовать для решения задач по борьбе с пожарами, оказанию помощи пострадавшим, расчистке завалов, проведению работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции. Намечается развернуть до 700 таких центров (около 100 тыс. человек).
Подвижные колонны являются резервными формированиями ГО, которые будут развертываться в военное время в зонах обороны (7) и будут использоваться централизованно. Колонна состоит из секций: управление (24 чел.), противопожарной (54), инженерной, противорадиационной защиты и медицинской (по 34 чел. каждая). В настоящее время полностью подготовлены к развертыванию 3 подвижных колонны из 14 (22) планируемых.
Авиационная группа предназначена для тушения пожаров, поиска и спасения пострадавших и транспортировки раненых (23 самолета, в т.ч. 12 пожарных и 31 вертолет).
Служба разминирования действует в тесном контакте со штабом сухопутных войск.
Служба приема и размещения эвакуированных и пострадавших включает батальоны, роты, взводы (группы). К настоящему времени сформировано 7 из 22 планируемых батальонов.
Подготовка личного состава формирований корпуса ГО проводится в национальных, междепартаментных учебных центрах и школах.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература