logo
том 2 - 2003 1 диск г

5.4.1. Требования к управлению

Теперь в части, касающейся организации службы и пожаротушения.

Законодательством Российской Федерации определено, что защищенность личности, материальных и культурных ценностей нашего общества от пожаров является элементом национальной безопасности и одной из важнейших функций государства. Государственное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется Конституцией Российской Федерации, 16 федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, которых насчитывается более 400.

Принятый в 1994 году Федеральный закон «О пожарной безопасности» установил правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определил права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности граждан, предприятий, федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также полномочия последних по вопросам пожарной безопасности, регламентирует виды, основные задачи и функции пожарной охраны.

В статье 1 Закона определены понятия «пожарная охрана» и «гарнизон пожарной охраны».

Пожарная охрана - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных, для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации (далее - УГПС, или ОГПС).

Назначение, и порядок организации и осуществления службы пожарной охраны в Российской Федерации определены Уставом службы пожарной охраны (приказ МВД России 5 июля 1995 г. № 257, зарегистрирован в Минюсте 28 июля 1995 г. регистрационный № 918)

Действие Устава распространяется на личный состав органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, других противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. При организации и осуществлении службы пожарной охраны личным составом органов управления и подразделений ГПС обязательно выполнение требований, утвержденных в установленном порядке нормативных актов, регламентирующих особенности несения службы пожарной охраны в этих органах управления и подразделениях.

Выполнение требований Устава личным составом подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется с учетом особенностей организации службы, регламентируемых законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.

Боевые действия пожарной охраны по тушению пожаров регулируются Боевым уставом пожарной охраны, наставлениями, иными нормативными актами, регламентирующими несение службы пожарной охраны.

Уставом службы пожарной охраны определены следующие основные понятия:

Руководство гарнизонной и караульной службами осуществляется на принципах единоначалия:

Иные должностные лица не вправе вмешиваться в руководство службой пожарной охраны, если иное не установлено законом.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

При выполнении задач гарнизонной службы должно обеспечиваться:

В целях упорядочения обеспечения и совершенствования гарнизонной службы разрабатывается план гарнизонных мероприятий, утверждаемый начальником гарнизона.

Расписание выезда или план привлечения сил и средств разрабатываются ГПС и утверждаются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Расписание выезда или план привлечения сил и средств объявляются приказом соответствующего начальника УГПС (ОГПС). В расписание выезда включаются пожарно-технические учебные заведения.

Привлечения сил и средств ГПС для тушения крупных пожаров в Российской Федерации определяется Межрегиональным планом, который введен в действие 27 июня 2000 года.

Указанный план конкретно определяет состав сил и средств Государственной противопожарной службы, которые могут быть в кратчайшее время привлечены к тушению крупных пожаров на территории Российской Федерации, независимо от места их дислокации.

План состоит из двух разделов:

1. Специальный перечень объектов и населенных пунктов Российской Федерации.

Взято на учет более 300 крупных объектов энергетики, с наличием радиоактивных, аварийно химически опасных и взрывчатых веществ, крупнейшие взрывопожароопасные производства, объекты хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, подземные сооружения метрополитенов и др.

2. Расчет сил и средств для тушения крупных пожаров и выполнения специальных работ в населенных пунктах и на объектах, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при объявлении особого противопожарного режима на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

На основании Межрегионального плана привлечения сил и средств ГПС производится использование ее сил и средств группировки ГПС. Право создания группировок * ГПС на территории Российской Федерации предоставлено начальнику ГУ ГПС.

Группировка ГПС может создаваться для тушения крупных и затяжных пожаров, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, а также при объявлении особого противопожарного режима на территории Российской

Федерации или ее отдельного субъекта в целях повышения оперативно-тактических возможностей, уровня материально-технической обеспеченности территориального гарнизона пожарной охраны, на территории которого произошел крупный пожар или объявлен особый противопожарный режим.

В состав группировки ГПС входят силы и средства территориальных гарнизонов пожарной охраны двух и более субъектов Российской Федерации, а финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Возмещение затрат, связанных с проведением специальных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных правовых актов, в частности постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

В состав группировки ГПС для ведения боевых действий на территории Российской Федерации в первую очередь выделяются силы и средства специализированных отрядов и частей по тушению крупных пожаров ГПС (далее - РСО, СЧ), а также опорных пунктов пожаротушения с учетом их обеспеченности личным составом, специальной пожарной, аварийно-спасательной техникой и оборудованием, а также возможности РСО и СЧ функционировать в автономном режиме.

Время готовности РСО, СЧ к передислокации в состав группировки ГПС для ведения боевых действий на территории Российской Федерации должно составлять не более 6 часов. При этом готовность дежурной смены специализированного подразделения к передислокации должна быть постоянная.

Вопросы передислокации сил и средств РСО, СЧ и опорных пунктов пожаротушения для ведения боевых действий на территории Российской Федерации оговариваются в Планах их приведения в готовность.