logo
том 2 - 2003 1 диск г

9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами

Зернов С.И.

В Российской Федерации за последние годы обстановка с пожарами и их расследованием остается сложной. По тяжести последствий и числу жертв от пожаров наша страна занимает одно из первых мест в мире.

Причины пожаров многообразны. Они могут быть обусловлены случайными событиями и явлениями, являться результатом неосторожных или умышленных действий людей, а также их бездействия.

Разобраться с причиной возникновения пожара можно только с применением специальных знаний в соответствующих областях.

К группе преступлений, которые могут быть сопряжены с пожарами, в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ, относятся целый ряд составов, в числе которых основные:

Расследование происшествий, сопряженных с пожарами, представляет значительные сложности в силу специфики самого явления пожара, несущего реальную опасность уничтожения следовой информации об обстоятельствах его возникновения и развития.

Уголовно-правовые меры играют важную роль в обеспечении пожарной безопасности. Однако анализ практики применения норм УК РФ показывает, что сотрудники правоохранительных органов еще слабо владеют приемами раскрытия и расследования преступлений данной категории дел. Из-за этого значительное число уголовных дел прекращается по реабилитирующим основаниям: за недоказанностью совершения или участия в совершении преступления, отсутствия состава преступления и т.п. Крайне редко возбуждаются уголовные дела по преступлениям, которые связаны с нарушениями правил пожарной безопасности и поджогами лесных массивов. С середины 2002 г. вступил в действие КоАП РФ, предусматривающий проведение административного расследования по фактам пожаров, которые возникли в результате нарушения правил пожарной безопасности. Однако изучение практики показывает, что данное направление деятельности правоохранительных органов пока не получило должного развития.

Преступления, сопряженные с пожарами, относятся к категории наиболее сложных с точки зрения их юридического анализа. Правоохранительные органы довольно часто встречаются с трудностями при их квалификации. Так, из-за многообразия последствий пожаров допускаются ошибки при установлении причинной связи общественно опасного деяния и последствий, при установлении характера и размера ущерба. Немало трудностей возникает и при установлении субъективной стороны данных составов преступлений, особенно при сложной форме вины. Имеются трудности также в разграничении смежных составов преступлений и квалификации преступлений по совокупности.

Много нареканий вызывает и судебная практика по гражданским делам и арбитражным спорам, связанным с рассмотрением исков о возмещении ущерба от пожаров в тех случаях, когда было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Судебное разбирательство в подобных случаях нередко продолжается годами и далеко не всегда приводит к определенному результату, как правило, из-за невозможности доказать обоснованность исковых требований, поскольку ранее по делу не были обнаружены и закреплены соответствующие доказательства.

Основная причина низкой результативности расследования заключается в неупорядоченности, несистематизированности действий лиц, осуществляющих проверку по факту пожара – на первом этапе, наиболее важном с точки зрения информативности. Неполнота обнаруживаемых источников информации о происшедшем событии, неумение раскрыть, зафиксировать и использовать в дальнейшем эту информацию в доказывании по делу являются весьма распространенными недостатками. В любом случае в зависимости от исхода выяснения обстоятельств возникновения пожара могут быть различными и правовые последствия этого происшествия: уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые.

Особую сложность этой работы вызывает правовая неупорядоченность организации расследования на начальном этапе. Следует отметить, что в соответствии с УПК РФ расследование происшествий, сопряженных с пожарами, отнесено к подследственности и органов дознания, и следователей органов внутренних дел, а в отдельных случаях может осуществляться и следователями прокуратуры. И, поскольку для определения подследственности в конкретном случае необходимо провести правовую квалификацию происшествия, последняя приобретает весьма немаловажное значение. Однако на начальной стадии расследования происшествия, сопряженного с пожаром, как правило, неизвестно, почему возник пожар, по каким причинам он получил развитие, чем обусловлены его последствия. И поэтому быстрое и верное определение правовой квалификации происшествия позволяет задействовать все предусмотренные законом силы и средства для достижения результата в его расследовании.

Однако правовая квалификация происшествия – задача этапа проверки, осуществляемой, как правило, органами дознания. В настоящее время законами и ведомственными нормативными актами ГПС МЧС РФ поручено выполнение функций органа дознания по делам этой категории, а также проведение административного расследования пожаров, возникших в результате нарушения правил пожарной безопасности. Согласно приказу МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 587 “О мероприятиях по организации и осуществлению дознания по делам о пожарах”, определены органы ГПС МЧС РФ, осуществляющие дознание по делам о пожарах. К ним отнесены: Главное управление ГПС; управления (отделы) ГПС субъектов РФ; управления (отделы), отряды, пожарные части ГПС, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах; управления (отделы), региональные отделы ГПС административных округов г. Москвы; органы управления, непосредственно подчиненные Специальному управлению Главного управления ГПС МЧС РФ. В каждом конкретном случае дознание осуществляется по поручению начальника органа дознания подчиненным ему сотрудником.

Первым шагом по факту пожара является проведение проверочных действий. Проверочные действия осуществляются с целью установления признаков преступления или отсутствия таковых (ст. 144 УПК РФ). По результатам проверки принимается предусмотренное ст. 145 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ) либо о передаче дела по подследственности (ст. 145 УПК РФ) для возбуждения уголовного дела. В соответствии с п. 4 части 1 статьи 40 УПК РФ органы ГПС МЧС РФ отнесены к органам дознания, и поэтому в соответствии с подследственностью на них возлагается обязанность рассматривать обстоятельства происшествий, связанных с пожарами, в стадии проверки.

Важно уже в ходе проверки собрать достаточные данные для того, чтобы если и не разобраться полностью в обстоятельствах происшествия, то чтобы, по крайней мере, обоснованно выдвинуть версии, подлежащие проверке. От полноты первичных данных во многом зависит, как правило, дальнейшая судьба расследования. Однако в отличие от норм ст. 109 УПК РСФСР, в ныне действующем УПК РФ действия, которые вправе осуществлять лицо, производящее проверку, не названы. В части 1 статьи 144 УПК РФ лишь указывается, что соответствующие органы “обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении…”. При этом законодатель не раскрыл, какие конкретные действия надлежит осуществлять в ходе проверки. Законом (ч. 2 ст. 176 УПК РФ) лишь допускается возможность проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела.

Следы преступления и вообще существенные материальные следы происшествия после пожара обнаружить весьма непросто, поскольку они, как правило, скрыты, видоизменены или даже уничтожены в процессе развития пожара. Обнаружение и систематизация следов на пожарище требуют высокой квалификации, большого опыта, специальных знаний. В этой связи требуется совершенствование профессиональной подготовки не только дознавателей, но и специалистов, которые оказывают помощь дознавателям и следователям органов внутренних дел при осмотре мест пожаров подразделений ГПС МЧС РФ. Следует также ставить вопрос о необходимости создания на базе региональных центров МЧС и испытательных пожарных лабораторий ГПС новой службы – экспертно-криминалистической службы МЧС РФ.