logo
том 2 - 2003 1 диск г

5.3.4. Вопросы дознания

Уголовным Кодексом Российской Федерации установлена ответственность за преступления, связанными с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

Применение этой нормы права является важным направлением в деле пресечения данного вида преступлений, а также одной из мер, направленных на предупреждение пожаров.

В последнее время возникает много вопросов о роли и месте органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в расследовании преступлений, связанных с пожарами.

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации. С учетом внесенных изменений и дополнений в статьи 40 и 151 УПК России органы Государственной противопожарной службы отнесены к органам дознания с возложением на них проведения дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с пожарами (часть 2 статьи 168, часть 1 статьи 219, часть 1 статьи 261 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Ранее должностные лица Государственной противопожарной службы также осуществляли функции дознания. Поэтому, данное направление деятельности не является новым для Государственной противопожарной службы.

Следует отметить, что, учитывая значимость этой работы, в территориальных органах управления ГПС имеются подразделения (отдел, отделение, группа) по нормативно-методическому обеспечению и контролю административной практики и дознания по делам о пожарах. В подразделениях предусмотрены штатные должности дознавателей.

Органами дознания и следствия по происшедшим в России пожарам ежегодно проводятся проверки, по результатам которых выносится более 180 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, и возбуждается около 9 тысяч уголовных дел. Около 2,5 тыс. уголовных дел по пожарам ежегодно направляются в суды, из них более чем по 1000 уголовных дел судами выносятся приговоры.

Анализ практики применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации показывает, что ежегодно удельный вес возбуждаемых уголовных дел по фактам пожаров от их общего количества в среднем составляет от 4,2% до 7,5%.

Несомненно, в целях неукоснительного выполнения положений введенного в действие УПК России требуется провести целенаправленную работу в территориальных органах управления и подразделениях ГПС по его изучению.

Несколько слов о положениях нового уголовно-процессуального законодательства и некоторых проблемных вопросах деятельности органов дознания ГПС.

В соответствии с УПК России (статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе) дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно.

В соответствии с Уголовно-процессуальным законодательством орган дознания обязан принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним соответствующие решения. Законом «О милиции» (ст. 10) регистрация заявлений, сообщений и иной информация о преступлениях, в том числе и связанных с пожарами, возложена на органы внутренних дел. Данная норма на Государственную противопожарную службу не распространяется.

Поэтому, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного регулирования в области пожарной безопасности» введено положение в Федеральный закон «О пожарной безопасности» следующего содержания: Территориальные органы управления и подразделения ГПС МЧС России принимают и регистрируют заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях и административных правонарушениях, связанных с пожарами, и обязаны своевременно принимать соответствующие меры, предусмотренные законодательством.

В порядке информации следует отметить, что вопросы регистрации преступлений и их учета будут отражены во «Временном положении о регистрации и учете преступлений», разрабатываемом Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

До выхода указанного документа следует руководствоваться совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации (от 28 июня 2002 года № 36/11) и МВД России (от28 июня 2002 года № 1/ 3851) «О временной организации регистрации и учета преступлений».

Кроме того, введенное в действие уголовно-процессуальное законодательство содержит ряд отличий по процедуре осуществления дознания от УПК РСФСР. Так, в соответствии с ранее действующим УПК РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее 1 месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Срок дознания мог быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на 1 месяц. По новому УПК России дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Сроки проведения дознания практически сокращены более чем вдвое.

Ограничиваются возможности дознавателя в принятии решения в отказе в возбуждении уголовного дела (решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию «отсутствие в деянии состава преступления» принимается лишь в отношении конкретного лица (часть 1 статьи 148 УПК РФ). Существуют и другие принципиальные различия Уголовно-процессуального законодательства от действующего ранее.

В целом данному направлению деятельности большое внимание уделяется руководством МЧС России.

Руководители территориальных органов и подразделений ГПС должны обратить особое внимание на организацию дознания по делам, связанных с пожарами, принять меры по комплектованию в необходимом количестве должностей дознавателей подготовленными специалистами, желательно имеющими юридическое образование, и взять под личный контроль это важнейшее направление деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России.

Указом Президента Российской Федерации утверждено Положения об МЧС России. Предстоит большая работа по переработке ведомственных нормативных актов, в которой будете участвовать и вы.

В настоящее время ведется активная работа по расширению функций ГПС и укреплению ее спасательной составляющей. С этой целью реализуются решения по изменению ведомственных документов. Одновременно прорабатываются оптимальные варианты внедрения более эффективных технических средств и способов тушения.

В целях совершенствования управления территориальными силами МЧС России, а также оперативного реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации, необходимо создать единые центры управления на базе существующих в системе ГПС Центров управления силами и пунктов пожарной связи, которые кроме реализации задач по информационному обеспечению системы на территориальном уровне, а также приему и обработке сообщений, должны обеспечить и управление при тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Крайне важным для упрощения вызова населением пожарно-спасательных служб является решение вопроса о расширении статуса телефона «01».

Реализация функций и задач ГПС потребует усовершенствования профессиональной подготовки личного состава.

Для укрепления региональных сил целесообразно реформировать региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров. В настоящее время уже проводится подобный эксперимент по созданию объединенных региональных пожарно-спасательных отрядов на территории Центрального (Московская область) и Дальневосточного (Камчатская область) федеральных округов, по результатам которого будет принято решение о распространении накопленного опыта в системе МЧС России.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительством 30 сентября 2002 г. принято решение №1376-р по комплексу проблем Государственной противопожарной службы МЧС России и обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации.

Этим решением предусматривается поэтапная передача численности территориальный подразделений ГПС в введение субъектов Российской Федерации, содержавшихся ранее за счет федерального бюджета.

В общей сложности в 2003-2004 гг. в ведение субъектов Российской Федерации будет передано 22487 единиц личного состава ГПС (в 2003 году - 11487 ед., в 2004 г. – 11000 ед.). В общей сложности за счет средств субъектов будет содержаться более трети личного состава, со всеми вытекающими из этого проблемами.

Одновременно с этим предусмотрено сокращение в 2003 году 6500 ед. численности ГПС по охране объектов, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в соответствии с постановлением правительства №77-97.

В 2002 году дополнительно выделено 300 миллионов рублей на укрепление материально-технической базы ГПС. Минфину России поручено предусматривать на 2003-2005 годы выделение МЧС России 980 миллионов рублей ежегодно на приобретение пожароно-спасательной техники.

2 октября 2002 г. состоялось заседание Комиссии Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрина. В работе Комиссии приняли участие руководители ряда управлений Администрации Президента Российской Федерации, Минэкономразвития, Минфина, МАПа, Минтруда, МНС и ГТК России, а также ответственные работники Аппарата Правительства Российской Федерации.

На заседании Комиссии рассмотрен вопрос «О государственном пожарном надзоре в Российской Федерации и устранении избыточных административных ограничений в этой области», на котором в основном поддержаны предложения МЧС России по модернизации деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора.

С учетом предложений Комиссии доработанные Концепция совершенствования деятельности по осуществлению ГПН на период до 2005 года и Программа основных мероприятий по ее реализации в установленном порядке будут представлены в Правительство Российской Федерации.

Одно из главных направлений в этой работе – создание единого государственного надзора в системе МЧС России, охватывающего области пожарной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Такой подход к проблеме требует не только разработку новых нормативных документов, но и внесение изменений в существующие законодательные акты. Например, в федеральные законы «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие. Существующая система государственного пожарного надзора будет изменяться постепенно, по мере принятия соответствующих законодательных и нормативных правовых документов.

Создание единого надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций позволит структурно обособить органы государственного надзора от других подразделений министерства, не выполняющих правоприменительных функций, и придать ему статус самостоятельной службы в системе МЧС России, установив сферу его полномочий только в отношении контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Разграничение функций между федеральным центром, субъектами Российской федерации и органами местного самоуправления будет проводиться в рамках реализации Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р, предусматривающим поэтапную передачу функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях осуществления МЧС России функций по руководству региональными и территориальными органами управления ГПС МЧС России, пожарно-техническими, научно-исследовательскими и образовательными учреждениями, по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.