Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
Договоры о создании территориальных и объектовых подразделений ГПС - двусторонние, каждая из Сторон имеет соответственно права и обязанности.
Договоры эти - возмездные, администрации субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также охраняемые объекты оплачивают все расходы, связанные с созданием и деятельностью подразделений ГПС, согласно установленным нормам и тарифам.
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных глав, статей, регламентирующих договорные отношения по созданию пожарной охраны, в том числе Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах. Эти виды договоров не выделены в качестве самостоятельных.
Анализ известных видов договоров гражданского права показал, что по своему содержанию данный вид договоров ближе всего к договору возмездного оказания услуг (Статья 779 ГК РФ), договору подряда (Статья 702 ГК РФ) и договору хранения (Статья 886 ГК РФ).
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности, но при этом предусматривается отчуждение этого имущества на какой-то срок. Договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах не предусматривают выбытие имущества из владения собственника или владельца и его перемещения. Населенные пункты и объекты принимаются под охрану на месте их нахождения. Общим этих двух договоров является цель - обеспечить сохранность вверенного имущества. Тем не менее, договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах нельзя признать разновидностью договора хранения.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Предметом договора подряда является определенный созидательный труд, подрядчик добивается результата, который объективно до этого не существовал, т.е. вложенный подрядчиком труд создает новую стоимость. При осуществлении договоров по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах в населенных пунктах и на объектах никакой новой стоимости не создается, никакого объективно нового результата не достигается, а обеспечивается сохранность и функционирование материальных ценностей. Такое важное различие в экономической сущности между этими договорами не дает возможность отнести договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах к разновидности договора подряда.
Договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах не могут быть отнесены и к трудовому договору, т.к. в качестве одной из сторон в этом договоре выступает физическое лицо.
По договору возмездного оказания услуг (Статья 779 ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Эти правила применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах можно отнести к договору возмездного оказания услуг.
Вместе с тем, в силу специфических особенностей, отличающих договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах от других смежных договоров, данный вид договора регулируется помимо норм, закрепленных в ГК РФ, ТК РФ и иных нормативных правовых актах, также и специальными нормативными правовыми актами, такими как специальные нормативные правовые акты, являющиеся правовым основанием осуществления договорной деятельности органами управления ГПС МЧС России по созданию подразделений ГПС как общего характера, так и непосредственно регулирующие правоотношения по порядку подготовки договоров по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах.
Порядок заключения договора
Рассматриваемые виды договоров по созданию подразделений ГПС заключаются по взаимному согласованному волеизъявлению Сторон:
Высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и ГУГПС МЧС России;
Исполнительного органа муниципального образования и УГПС МЧС России субъекта Российской Федерации;
ГУГПС МЧС России (УГПС (ОГПС) МЧС России субъекта Российской Федерации) и администрация охраняемого объекта.
Нормативные акты, посвященные хозяйственным договорам, подробно регламентируют оформление Договора путем составления и подписания Сторонами Договора.
Преддоговорные споры
В процессе подготовительной работы, предшествующей заключению Договора между Сторонами, в ряде случаев, могут возникнуть разногласия по поводу тех или иных пунктов Договора, отдельных условий и т.д. Такие разногласия называются преддоговорными спорами. Любая из договаривающихся Сторон, имеющая замечания, предложения, оговорки, уточнения по тексту Договора, должна оформить свои предложения в протоколе разногласий, приведя в нем пункты в редакции Договора и свою редакцию этих пунктов, или же включить новые пункты и изложить те, которые предлагается исключить.
Права и обязанности сторон
Договоры по созданию подразделений ГПС – двусторонние, каждая из Сторон наделена правами и несет определенные обязанности, причем правам одной Стороны соответствуют обязанности другой, а обязанностям одной Стороны соответствуют права другой Стороны. Поэтому целесообразно рассматривать обязанности каждой из Сторон по Договору и соответствующие их обязанности и права.
Изменение и прекращение договора
Изменение и прекращение договоров по созданию подразделений ГПС осуществляется в соответствии с действующим законодательством (статьи 450-453 ГК РФ), а также буквальным значением содержащихся в них слов и выражений.
Организация претензионно-исковой работы
Претензионно-исковая работа по рассматриваемым видам договоров должна осуществляться в строгом соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Выводы
Организация договорной и претензионно-исковой работы в подразделениях ГПС должна осуществляться в строгом соответствии с существующим законодательством, при этом необходимо учитывать особенности договоров по созданию подразделений ГПС. В силу специфических особенностей данные виды договоров не могут быть отнесены ни к одному из смежных договоров, следовательно, договорные отношения по ним не всегда регламентируются на прямую существующим законодательством, так как Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных глав, статей и т.п. посвященных договорам по созданию подразделений Государственной противопожарной службы. Данные виды договоров являются самостоятельными и отношения в них регулируются как общегражданскими нормами, так и специальными нормами. При их заключении органы управления ГПС должны руководствоваться действующим гражданским законодательством, а также федеральным законодательством в области пожарной безопасности, Положением о Государственной противопожарной службе, уставами, наставлениями, инструкциями, издаваемыми МЧС России (ранее изданными МВД России, до их замены нормативными актами МЧС России) и ГУГПС МЧС России.
Особенностью договоров по созданию подразделений ГПС является отсутствие материальной ответственности ГПС за ущерб, который может понести субъект Российской Федерации, муниципальное образование или организация (охраняемый объект) в результате пожара и (или) аварии.
Вместе с тем, материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения ущерба освобождаются (статья 22 Федерального закона «О пожарной безопасности»).
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература