logo
том 2 - 2003 1 диск г

Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты

Договоры о создании территориальных и объектовых подразделений ГПС - двусторонние, каждая из Сторон имеет соответственно права и обязанности.

Договоры эти - возмездные, администрации субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также охраняемые объекты оплачивают все расходы, связанные с созданием и деятельностью подразделений ГПС, согласно установленным нормам и тарифам.

Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных глав, статей, регламентирующих договорные отношения по созданию пожарной охраны, в том числе Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах. Эти виды договоров не выделены в качестве самостоятельных.

Анализ известных видов договоров гражданского права показал, что по своему содержанию данный вид договоров ближе всего к договору возмездного оказания услуг (Статья 779 ГК РФ), договору подряда (Статья 702 ГК РФ) и договору хранения (Статья 886 ГК РФ).

По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности, но при этом предусматривается отчуждение этого имущества на какой-то срок. Договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах не предусматривают выбытие имущества из владения собственника или владельца и его перемещения. Населенные пункты и объекты принимаются под охрану на месте их нахождения. Общим этих двух договоров является цель - обеспечить сохранность вверенного имущества. Тем не менее, договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах нельзя признать разновидностью договора хранения.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Предметом договора подряда является определенный созидательный труд, подрядчик добивается результата, который объективно до этого не существовал, т.е. вложенный подрядчиком труд создает новую стоимость. При осуществлении договоров по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах в населенных пунктах и на объектах никакой новой стоимости не создается, никакого объективно нового результата не достигается, а обеспечивается сохранность и функционирование материальных ценностей. Такое важное различие в экономической сущности между этими договорами не дает возможность отнести договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах к разновидности договора подряда.

Договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах не могут быть отнесены и к трудовому договору, т.к. в качестве одной из сторон в этом договоре выступает физическое лицо.

По договору возмездного оказания услуг (Статья 779 ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Эти правила применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах можно отнести к договору возмездного оказания услуг.

Вместе с тем, в силу специфических особенностей, отличающих договоры по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах от других смежных договоров, данный вид договора регулируется помимо норм, закрепленных в ГК РФ, ТК РФ и иных нормативных правовых актах, также и специальными нормативными правовыми актами, такими как специальные нормативные правовые акты, являющиеся правовым основанием осуществления договорной деятельности органами управления ГПС МЧС России по созданию подразделений ГПС как общего характера, так и непосредственно регулирующие правоотношения по порядку подготовки договоров по созданию Государственной противопожарной службы как в субъектах и муниципальных образованиях, так и на объектах.

Порядок заключения договора

Рассматриваемые виды договоров по созданию подразделений ГПС заключаются по взаимному согласованному волеизъявлению Сторон:

Преддоговорные споры

В процессе подготовительной работы, предшествующей заключению Договора между Сторонами, в ряде случаев, могут возникнуть разногласия по поводу тех или иных пунктов Договора, отдельных условий и т.д. Такие разногласия называются преддоговорными спорами. Любая из договаривающихся Сторон, имеющая замечания, предложения, оговорки, уточнения по тексту Договора, должна оформить свои предложения в протоколе разногласий, приведя в нем пункты в редакции Договора и свою редакцию этих пунктов, или же включить новые пункты и изложить те, которые предлагается исключить.

Права и обязанности сторон

Договоры по созданию подразделений ГПС – двусторонние, каждая из Сторон наделена правами и несет определенные обязанности, причем правам одной Стороны соответствуют обязанности другой, а обязанностям одной Стороны соответствуют права другой Стороны. Поэтому целесообразно рассматривать обязанности каждой из Сторон по Договору и соответствующие их обязанности и права.

Изменение и прекращение договора

Изменение и прекращение договоров по созданию подразделений ГПС осуществляется в соответствии с действующим законодательством (статьи 450-453 ГК РФ), а также буквальным значением содержащихся в них слов и выражений.

Организация претензионно-исковой работы

Претензионно-исковая работа по рассматриваемым видам договоров должна осуществляться в строгом соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Выводы

Организация договорной и претензионно-исковой работы в подразделениях ГПС должна осуществляться в строгом соответствии с существующим законодательством, при этом необходимо учитывать особенности договоров по созданию подразделений ГПС. В силу специфических особенностей данные виды договоров не могут быть отнесены ни к одному из смежных договоров, следовательно, договорные отношения по ним не всегда регламентируются на прямую существующим законодательством, так как Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит специальных глав, статей и т.п. посвященных договорам по созданию подразделений Государственной противопожарной службы. Данные виды договоров являются самостоятельными и отношения в них регулируются как общегражданскими нормами, так и специальными нормами. При их заключении органы управления ГПС должны руководствоваться действующим гражданским законодательством, а также федеральным законодательством в области пожарной безопасности, Положением о Государственной противопожарной службе, уставами, наставлениями, инструкциями, издаваемыми МЧС России (ранее изданными МВД России, до их замены нормативными актами МЧС России) и ГУГПС МЧС России.

Особенностью договоров по созданию подразделений ГПС является отсутствие материальной ответственности ГПС за ущерб, который может понести субъект Российской Федерации, муниципальное образование или организация (охраняемый объект) в результате пожара и (или) аварии.

Вместе с тем, материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения ущерба освобождаются (статья 22 Федерального закона «О пожарной безопасности»).