9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
Кирюханцев Е.Е.
Состояние нормативно-технической работы на современном этапе
Нормативно-техническая работа одно из важнейших направлений деятельности Государственной противопожарной службы в области государственного пожарного надзора. Этот участок работы должны обеспечивать наиболее подготовленные и квалифицированные кадры.
В состав нормативно-технической работы входит:
1. Нормотворческая деятельность.
2. Надзор за проектированием:
выбор участка (согласование эскиза № 1)
проверка проектных организаций
3. Надзор за строительством, реконструкцией, техническим перевооружением объектов.
4. Приемка объектов в эксплуатацию
5. Контроль за соответствием строительной продукции требованиям норм.
К особенностям современного этапа, оказывающим влияние на состояние нормативно-технической работы, относятся:
1. Изменение действующего законодательства, связанное с расширением частной формы собственности. Принятие Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (принят ГД ФС РФ 15.12.2002).
Резкая активизация позиций инвестора в строительстве, повышение его влияния на конечные результаты проектирования и строительства. Повышение влияния результатов маркетинга на строительство.
2. Изменение характера и объемов строительного комплекса страны, в результате чего резко сократился объем строительства, особенно промышленных объектов, объектов энергетического комплекса и другого назначения. Образование значительного числа мелких проектных и строительных организаций, организаций работающих в сфере противопожарных услуг.
3. Появление на российском рынке зарубежных проектных и строительных организаций, внедрение зарубежного опыта в строительство и проектирование объектов, сокращение сроков проектирования и строительства.
4. Появление на рынке противопожарных услуг большого объема информации о новых системах и средствах противопожарной защиты объектов, видах пожарной техники.
5. Изменение ведомственной подчиненности ГПС и переход в МЧС повлек за собой приостановку действия и изменение ряда нормативных документов регламентирующих государственный пожарный надзор, уход на пенсию или из ГПС значительной части наиболее опытных кадров;
6. Низкое материально-техническое обеспечение ГПС, неудовлетворительное финансовое обеспечение личного состава ГПС породило появление ряда негативных факторов на качество надзора (взяточничество и т.п.)
Проверка НТР в территориальных органах управления ГПС выявила следующие проблемы:
Неудовлетворительная противопожарная защита отдельных строящихся объектов.
Отсутствие надлежащего контроля за коммерческими проектными организациями, лицами, занимающимися проектной деятельностью.
Низкий уровень нормотворческой деятельности. Медленное становление региональной нормативной базы в области пожарной безопасности. Ряд территориальных норм разработан на крайне слабом уровне и снижают требования пожарной безопасности федеральных норм.
Факты приемки зданий в эксплуатацию с многочисленными нарушениями и невыполнения противопожарных мероприятий, предусмотренных утвержденными проектами.
Отсутствие требовательности к лицам, нарушающим нормы и правила, редки случаи лишения лицензии за некачественные услуги в области пожарной безопасности строящихся объектов
Слабая подготовка Государственных инспекторов по пожарному надзору, специализирующихся на нормативно-технической работе, так как в отдельных УГПС за этим участком работы закрепляются должностные лица без соответствующей профессиональной подготовки и опыта работы.
Формальная работа экспертных советов при УГПС по согласованию проектных решений по противопожарной защите зданий, на которые отсутствуют нормы проектирования или дополнительных компенсирующих мероприятий.
Факты взяточничества при согласовании проектной документации.
Цели и задачи территориальных органов управления ГПС по совершенствованию нормативно-технической работы. Формы и методы нормативно-технической работы на современном этапе
Основная цель работы территориальных органов управления ГПС – это постоянное совершенствование нормативно-техническое работы в регионе, оперативное влияние на изменение обстановки в регионе. Высокое качество нормативно-технической работы залог стабильной обстановки с пожарами в регионе в будущем.
Задачи территориальных органов управления ГПС:
Сохранение опытного ядра нормативно-технических работников. Организация профессиональной подготовки нормативно-технических работников на местах.
Рациональное раскрепление государственных инспекторов по пожарному надзору за стройками.
Назначение приказами государственных инспекторов и предоставление им право участия в государственных приемочных комиссиях. Повышение персональной ответственности за подписание актов комиссий по приемке объектов в эксплуатацию.
Ужесточение контроля за подразделениями ГПС в области нормативно-технической работы.
Активизация мер по созданию территориальной нормативной базы, своевременное представление в ГУГПС предложений по совершенствованию противопожарных требований в федеральных нормах проектирования.
Примеры: Коми – нормы по размещению нежилых помещений в жилых домах;
Москва – МГСН по ряду позиций ослабляют требования российских норм.
Усиление борьбы с негативными явлениями (взяточничеством, мздоимством и т.п.).
Соблюдение порядка передачи объектов от нормативно-технического работника к инспектору ГПС (совместное обследование, выдача предписания с капитальными мероприятиями).
Особенности надзора за качеством проектирования противопожарной защиты и строительством объектов коммерческих предприятий
В последние годы резко увеличилось количество проектных организаций, особенно небольших, работающих в сфере пожарной безопасности. На российском рынке стали работать коммерческие иностранные проектные организации, а также физические лица. В ряде случаев это значительно снизило качество проработки вопросов противопожарной защиты объектов.
Направления повышения качества противопожарной защиты объектов:
Порядок их выявления и постановки на учет (через лицензионные органа, органы государственной регистрации предприятий, органы комимущества, реестр ГУГПС, УГПС, при обследовании объектов, рекламные средства массовой информации и т.п.)
Влияние через права ГПС, права лицензионных органов
Работа с инвестором, заказчиком на всех стадиях надзора за строительством
Установление порядка и обеспечение качества рассмотрения проектной документации.
Привлечение бывших нормативно-технических и иных работников ГПС для решения вопросов противопожарной защиты объектов.
Повышение эффективности и роли экспертных советов УГПС.
Перспективы развития НТР. Профессиональная подготовка инспекторского состава НТР
Развитие федеральной нормативной базы: должны быть переизданы СНиП для производственных и склады зданий, зданий предприятий по переработке зерна.
Создание территориальной нормативной базы в области противопожарной защиты объектов при их проектировании и строительстве. Обратить внимание на качество документов, нормы не должны снижать требования российских норм и правил.
Новшества в противопожарной защите:
Приостановка лицензирования
Приостановка действия Наставления – работать по правам предоставленным Законом “О пожарной безопасности”.
Участие в приемке систем ППА в эксплуатацию.
Совместное письмо ГУГПС и Госстроя по жилому сектору.
Проблема ЖСК (все системы приведены в неисправное состояние)
Внедрение автономных установок пожаротушения
Применение полимерных труб в распределительных сетях спринклерных установок
Применение комплексных систем теплозащиты зданий
Применение огнезащитных материалов.
Цели и задачи территориальных органов управления ГПС по совершенствованию нормативно-технической работы. Формы и методы нормативно-технической работы на современном этапе.
Особенности надзора за качеством проектирования противопожарной защиты и строительством объектов коммерческих предприятий.
Организация проверки НТР в территориальных органах управления ГПС выявила многие проблемы.
Состояние нормативно-технической работы на современном этапе.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература