6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
Как уже отмечалось, любое оружие уничтожает жизнь, изменяет условия жизнедеятельности и оказывает негативное воздействие на сферу обитания человека.
Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить о том, что к имеющимся разнообразным боевым средствам (традиционным - ОСП и ОМП) прибавился новый вид оружия, которое некоторые авторы называют “нетрадиционные системы поражения” или “оружием глобального поражения”.
Оружие глобального поражения воздействует на человека путем катастрофического изменения (деформации) среды его обитания.
Среду обитания человека (СОЧ) можно условно разделить на три компонента: биосферу, техносферу и инфосферу (сферу, в которой создается, обрабатывается, распространяется и хранится информация в широком смысле этого слова).
Виды вооружений, создаваемые для воздействия на эти компоненты, можно определить как экологическое, нелетальное (разрушающее техносферу, но не поражающее человека) и информационное оружие рис. 6.1.6.
Необходимо отметить, что главным классификационным признаком новых видов вооружения служит их целевое назначение (сфера воздействия), а не механизм воздействия на объект.
Рис. 6.1.6 Основные виды оружия на новых физических принципах
Вследствие этого боевые возможности этих видов оружия ограничиваются пределами распространения той или иной сферы (компонента СОЧ), а не конкретным механизмом их действий или источником энергии.
Как известно, главная стратегическая цель войны состоит в достижении контроля, захвате и (или) уничтожении людских, материально-технических, информационных и (или) природно-сырьевых ресурсов противника (в состав последних входит также территория).
Наличие специфичных видов вооружения позволяет более гибко и эффективно варьировать выбор как целевого объекта (техносфера, инфосфера, биосфера), так и боевых средств и способов их применения, а также степень поражения объекта (контроль, захват, уничтожение) в военных конфликтах любого масштаба.
Комплексное применение этих видов оружия с целью системного воздействия на среду обитания человека позволит в перспективе обеспечить глобальный характер поражения данной среды в возможных вооруженных конфликтах XXI века.
Естественно, что с появлением оружия глобального поражения потребуется изменение формы организации вооруженных сил и способов ведения вооруженной борьбы.
Стремление к активному воздействию на природные процессы позволяет решить две важнейшие задачи:
во-первых, с помощью активного и целенаправленного воздействия на природу представляется возможным, без больших экономических затрат, вызвать геофизические процессы, протекающие с высвобождением громадных запасов энергии;
во-вторых, активное воздействие на природу может быть направлено в безопасном для своих войск и сил районе и, вместе с тем, оно будет вызывать большие потери и материальный ущерб, а также сложную экологическую обстановку на территории противника.
Принципиальное отличие оружия на новых физических принципах заключается в том, что оно создается не только для поражения человека, причем в значительной степени без летального (смертельного) исхода, сколько для избирательного воздействия на конкретные компоненты среды его обитания (инфосферу, техносферу, биосферу).
Основные виды оружия на новых физических принципах представлены на рис.6.1.6.
Под геофизическим оружием понимается оружие, поражающее действие которого основано на преднамеренном использовании в военных целях природных явлений и процессов, вызываемых искусственным путем в твердой (литосфера), жидкой (гидросфера) и газообразной (атмосфера) оболочках Земли.
Иными словами, геофизическое оружие можно определить как совокупность методов (способов) и технических средств воздействия на окружающую среду и создания в ней катастрофических условий с целью уничтожения живой силы противника и его военно-технических систем (объектов), подрыва экономического потенциала, психологического давления и для решения других задач.
Геофизическое оружие подразделяют на литосферное, гидросферное, атмосферное, климатическое, биосферное (экологическое) и геокосмическое рис. 6.1.7.
Рис. 6.1.7 Виды геофизического оружия
Литосферное оружие (тектоническое) оказывает поражающее действие путем инициирования таких опасных природных явлений и процессов, как землетрясения, извержения вулканов и перемещения геологических образований. Землетрясение является одной из форм импульсного освобождения энергии, накапливающейся в глубинах Земли в результате непрерывных геологических процессов.
Каждый год сильные землетрясения уносят тысячи человеческих жизней и наносят большой материальный ущерб. Учитывая высокую опасность землетрясений, ООН еще в 1978 г. приняла конвенцию, запрещающую возбуждение любыми методами и средствами сейсмических волн, приводящих к землетрясениям.
Рассматриваемый вид литосферного оружия называется еще тектоническим, так как очаг землетрясения представляет собой разрыв земной коры, возникающий при деформации тектонических плит, из которых она состоит.
Проведенные за рубежом работы показали, что в ряде районов с помощью наземных или подземных ядерных взрывов небольшой мощности могут быть инициированы сильные землетрясения, которые приведут к катастрофическим последствиям. Возможность инициирования землетрясения сомнений не вызывает. Хорошо известно, что после любого подземного ядерного взрыва в течение 2-3 месяцев в радиусе 20-30 км от эпицентра наблюдаются многократные слабые толчки (мини-землетрясения). В США на испытательном полигоне в штате Невада проведен натурный эксперимент, в процессе которого небольшим подземным ядерным взрывом было вызвано значительное землетрясение. Вместе с тем, следует отметить, что некоторые специалисты считают возможность применения литосферного (тектонического) оружия весьма проблематичным.
При этом выдвигается два довода: первый - невозможно заранее сделать точный прогноз состояния земных недр и готовности их к землетрясению в стратегически важных районах противника; второй - нет никакой гарантии в том, что землетрясение произойдет в заданный момент, сразу после инициирующего его ядерного взрыва. Как показывают испытания, оно может произойти со сдвигом в несколько дней.
Гидросферное оружие основано на использовании в военных целях опасных природных явлений, связанных с гидросферой.
Поражающими факторами этого оружия могут быть сильные волны (типа цунами или направленные приливные волны) и затопления. Образование цунами в прибрежной полосе морей и океанов с помощью подводных ядерных взрывов, по мнению зарубежных специалистов, может рассматриваться как эффективный способ поражения сил флота в базах, а также портовых сооружений и гидротехнических объектов. Затопление низинных районов может быть важным фактором военно-экономического воздействия на тылы противника.
Применение литосферного и гидросферного оружия, помимо прямого воздействия на войска и окружающую среду, может вызвать серьезные нарушения естественных процессов, нарушить существующие связи в экосистемах и экокомплексах.
Атмосферное (метеорологическое оружие) является наиболее разработанным видом геофизического оружия. Поражающими факторами этого оружия могут быть различные атмосферные процессы и связанные с ними погодные и климатические условия.
Действие метеорологического оружия основано на применении химических веществ.
К числу этих атмосферных процессов относятся длительные ливневые осадки, сильные грозы, туманы и т.п. Разработка средств и методов метеорологической войны за рубежом ведется в довольно широких масштабах. Предпринимаются попытки путем распыления в верхних слоях атмосферы веществ, способных поглощать солнечную радиацию или тепло, добиться изменения температурного режима в определенных регионах, изучаются способы изменения направления тропических циклонов, стимулирования засухи на огромных территориях. В перспективе намечается использовать электрические разряды облаков с целью воздействия на биоэлектрическую активность головного мозга человека и вызывать нарушения психики.
Характер экологических последствий применения метеорологического оружия очевиден и комментариев не требует.
Биосферное (экологическое) оружие. Его поражающее действие направлено на катастрофические изменения биосферы, нанесение ущерба путем воздействия на среду обитания, истребления флоры и фауны, загрязнения окружающей среды.
Широкомасштабная экологическая война велась американцами во Вьетнаме. Здесь использовались различные химические средства. Леса и посевы на огромной площади уничтожались напалмом. Огромное количество сброшенных бомб, в том числе сверхкрупного калибра (так называемых "косилок маргариток", предназначенных для расчистки посадочных площадок для вертолетов) и выпущенных по территории Южного Вьетнама снарядов явилось причиной образования сплошного поля из воронок на площади 100 тыс. га, плодоносная верхняя часть грунта безвозвратно потеряна.
Война во Вьетнаме привела к тому, что на больших площадях увеличилась эрозия и кислотность почв, бесследно пропали некоторые виды растений, полезных микроорганизмов, обитающих в почве, из 150 видов птиц сохранилось всего 18, почти полностью уничтожены земноводные и насекомые, многие виды рыб в реках. Таковы экологические последствия этой войны.
Тяжелые экологические последствия принесла и война Ирака против Кувейта в 1990-1991 гг. и война США и Англии против Ирака в 2003 г., хотя в них не было преднамеренного применения экологического оружия.
После войны остались озера нефти и огромные зоны пожарищ. Ученые отмечают, что облака дыма и копоти, пронесшиеся над южными районами Азии, могут повлиять на сезоны дождей и существенно снизить урожаи. Последнее обстоятельство является признаком экологической войны.
Следует признать, что наиболее опасный вид оружия глобального поражения – биосферное (экологическое) оружие, поскольку оно воздействует на базовый компонент среды обитания человека - биосферу, ресурсы которой жизненно необходимы, весьма ограничены и практически не возобновляемы. Как показывает военная практика прошедших десятилетий, даже обычные виды вооружения способны нанести природе огромный ущерб (Вьетнам, Персидский залив).
В последнее время в ряде зарубежных странах ведутся активные работы по созданию специальных военно-технических средств, предназначенных для поражения природной среды.
Необходимо подчеркнуть, что термин «экологическое оружие» обозначает оружие, создающееся специально для поражения природы. Его цель - в непосредственном воздействии на компоненты окружающей природной среды, либо в их уничтожении (например, фитотоксические боевые рецептуры, поражающие растительные экосистемы), либо в нарушении механизма их взаимодействия с другими компонентами природной среды (например, специальные эмульсии, нарушающие при их попадании на поверхность почвы механизм инфильтрации).
Анализ зарубежной литературы позволяет предположить возможные направления создания различных типов экологического оружия, имеющих разные источники энергии и механизмы воздействия на природную среду, но o6щую цель применения - нарушение экологического равновесия.
К числу таких разработок можно отнести создание новых средств генерирования стихийных бедствий (землетрясений, ураганов, наводнений, тайфунов и т.п.); инициирования природных явлений (вулканической деятельности, схода снежных лавин, ливней); локального изменения климата (например, путем образования озоновых дыр); модификации погодных условий; уничтожения источников (запасов) природных ресурсов.
Особую значимость могут приобрести такие общие свойства различных типов ЭО, как возможность дистанционного, внезапного и скрытного действия, трудность индикации средств воздействия и защиты от них и др. В то же время обычные виды вооружений или ОМП могут быть использованы для генерирования техногенных экологических катастроф путем разрушения опасных объектов (АЭС, ГЭС, топливно-энергетические объектов, химических и нефтеперегонных заводов).
Зачастую даже самые простые способы воздействия на природу, использованные в вооруженном конфликте, способны оказать весьма негативное влияние на положение одной из противоборствующих сторон. Так, поджог нефтяных скважин, осуществленный в 1991 году иракскими войсками в ходе войны в Персидском заливе, помимо огромного экологического ущерба, привел к подрыву до этого процветавшей экономики Кувейта. Эти же действия в войне США и Англии в 2003 году не нашли еще оценки ученых-экологов, но отрицательные последствия их на экономику и среду обитания человека в зоне Персидского залива очевидны.
В целом, по мнению иностранных экспертов, обладание ЭО сделает в XXI веке этот вид ОГП мощным фактором геополитической угрозы и позволит в условиях резко возросшего ресурсопотребления достаточно уверенно контролировать ключевые и наиболее богатые источники природных ресурсов, а также управлять биосферными процессами на огромных территориях.
Геокосмическое (озонное оружие) основывается на использовании тех или иных способов искусственного разрушения в определенных местах стратосферного слоя озона. Как известно, озон поглощает жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца и тем самым защищает от него все живое на Земле. При возникновении окон в озоновом слое возникает серьезная опасность нанесения огромного ущерба войскам, населению и превращения обширных районов в необитаемую пустыню. Экологические последствия могут оказаться катастрофическими.
Понятно, что создание нетрадиционных систем вооружения - весьма длительный, наукоемкий и дорогостоящий процесс. Разработка практических средств такого рода по силе либо супердержаве (такой, какой в настоящее время являются США), либо группе высокоразвитых стран, объединенных общими военными целями (НАТО).
Следует отметить, что большая часть из рассмотренных видов геофизического оружия ещё не стала реальностью сегодняшнего дня, а применявшиеся в локальных войнах геофизические способы воздействий на противника не носили массового характера.
Лучевое (лазерное) оружие - оружие направленной энергии, поражающим фактором которого является высоко интенсивное лазерное излучение.
Основными объектами поражения ЛО являются люди (ожоговые поражения сетчатки глаз и кожных покровов), а также военная техника и оптические приборы
В последнее время в печати появляется информация о “электромагнитном оружии” (применялось весной 1999 года в Югославии), которое якобы может поражать вычислительные комплексы, системы радиотехнического противодействия, энергетические системы и другое электротехническое оборудование путем генерирования вблизи них мощных импульсов электромагнитного излучения (с помощью взрывомагнитных генераторов).
Информационное оружие (ИО) - совокупность устройств и средств, предназначенных для информационного поражения (защиты) объектов информационной инфраструктуры в информационной борьбе. Это оружие XXI века.
Что бы осознать опасность информационного оружия, проанализируем выступление начальника отдела прессы и информации Эрика Повела, которое состоялось в 2001г. на международной конференции «Основные направления военного строительства в Европейских странах», проходившей в Москве в начале марта. Столь высокий чиновник и аналитик НАТО выступил там с докладом на тему: «Кризис в Косово и средства массовой информации. Информационная политика НАТО». Не будем останавливаться на политических причинах, так называемой Западом, мировоззренческой войны, а попытаемся извлечь – почему же для западных демократий, столь зависимых от средств массовой информации, эта мировоззренческая война представила значительную проблему. Почему бы не изучить полезный опыт информационной кампании и способы защиты от аналогичного воздействия противной стороны.
Необходимость защиты от ИО очевидна, так как один из основных выводов Эрика Повела гласит, что победа в информационной войне не менее важна, чем победа в самой военной кампании. Как мы видим, два успеха или две победы, но в разных сферах, вполне соизмеримы и могут иметь чуть ли не одинаковое значение. Объяснение тому на первый взгляд простое – политику или политикам, которые принимают решение на ведение мировоззренческих войн, очень важна, оказывается, общественная поддержка; во-вторых, политику или политикам необходимо показывать противной стороне, что они решительны в достижении целей. Этого можно достичь только приличным информационным сопровождением военной операции, а может быть и проведением отдельной информационной операции или кампании.
Так, в ходе «косовского конфликта» была проведена НАТО информационная кампания. Условно она была разделена на 5 «театров военных действий»:
1) сама операция «Союзная сила» в первую очередь;
2) непрерывные политические и дипломатические усилия по разрешению кризиса;
3) первая в истории НАТО гуманитарная операция в Албании «Союзная гавань»;
4) информационная война, или взаимодействие со средствами массовой информации;
5) и последним полем боя были неизбежные внутренние распри в НАТО, как между военными и политиками, так и среди государств альянса.
Такое условное разбиение кампании показывает ее стратегический характер. При этом следует отметить такую особенность, что допущенные просчеты в информационном противодействии имели более серьезные политические последствия, чем просчеты в ходе военной операции.
Одной из первых проблем стало достижение консенсуса членов НАТО в проведении операции «Союзная сила». Общественные настроения были изменчивы. С одной стороны это была внутренняя, т.е. внутриблоковая проблема, с другой она была серьезным внешним сдерживающим фактором решения на военную операцию. Но были и другие внешние проблемы:
а) ожидание общественности увидеть «чистую, высокотехничную войну» не соответствовало ее представлениям. Так в ходе операции авиация НАТО сбросила 23000 бомб, из которых примерно 30 не попали в цель. Господин Повел здесь лукавит. На самом деле и бомб, и промахов (по другим источникам) было больше и какую другую цель нашли эти снаряды – тоже вопрос. Но парадокс заключается в том, что чем точнее становятся системы вооружений, тем сильнее шокирована общественность и средства массовой информации, когда случаются какие-то сбои, а во время войны они неизбежны. Невероятная точность сразу игнорируется в каждом таком случае, а ничтожно малый процент промахов становится центральной драмой конфликта. Здесь можно только посочувствовать НАТО.
б) Цензура Белграда. Что ж, со стороны союзников информация тоже не всегда была транспарентна. Цензура, тем более в военное время – это способ защиты. Умалчивание информации – это тоже способ защиты своих интересов и он очень успешно применяется Западом в политике двойных стандартов. Мы знаем, как сегодня велика роль России в оказании гуманитарной помощи пострадавшему от бомбардировок населению в Югославии, Афганистане, Ираке и в связи с этим, какое особое значение, можно сказать, геополитическое значение, приобретает деятельность МЧС РФ в данном вопросе. Однако по телеканалу «Евроньюс», где нам каждый день демонстрируют европейские новости, освещение этой деятельности незаметно. Между тем, с широким размахом освещалась и военная и миротворческая деятельность западных союзников и, таким образом, всему миру показывались управляемость обстановкой в кризисных районах и заслуги в целом всей коалиции. Кстати, подобную деятельность мы наблюдаем и сегодня в Ираке, с самого начала кампании «Шок и трепет» в марте 2003 года и по настоящее время.
Какие же уроки из информационной кампании рекомендует нам извлечь господин Повел.
Урок первый. Нельзя ожидать постоянного успеха в работе со СМИ, освещающих кризис или конфликт. Эти события неизбежно ведут к поляризации мнений. Конфликт изначально предполагает оппонента, что неизбежно приводит к появлению пропаганды, дезинформации и контраргументов. Современное общественное мнение не поддерживает конфликты.
Урок второй. Как только становится ясно, что военный конфликт неизбежен, подразделения работы со СМИ необходимо укреплять. Создание Центра взаимодействия со СМИ в ходе воздушной кампании – все же лучше, чем ничего, но далеко не идеальное решение.
Урок третий. Предоставление информации военного характера должно быть улучшено. В начале воздушной кампании нас упрекали, прежде всего, не за жертвы среди мирного населения, а за неспособность ясно и без проволочек объяснять, что происходит. Выяснилось, что если из-за отсутствия информации пресс-служба не способна прокомментировать какой-либо инцидент, он оставался в заголовках новостей на протяжении нескольких дней.
Урок четвертый. В конфликтах нам необходимо лучше знать противника. Прошло несколько недель, прежде чем мы сумели найти людей, знающих Югославию не понаслышке, прежде чем мы начали просматривать всю югославскую прессу и их телепрограммы. Нам необходимо более целенаправленно работать с населением противника. Мы предлагали развернуть радиостанцию для вещания на территории Югославии или передавать направленный радиосигнал с самолетов, но эти идеи были реализованы только под конец конфликта. С этих позиций представляет особый интерес возможное развертывание радиостанции «Свободная Европа», которая способна вести свои передачи для Чечни на английском, русском и чеченском языках. Точка зрения правительства России предельно ясна, однако более интересны все же были бы способы защиты от этой акции. Очевидно, что в первую очередь это будут способы политические и только потом другие и, в дальнейшем, они должны будут носить превентивный характер. Упущенные инициативы, особенно в борьбе за геополитические интересы в собственном регионе, в последующем могут стоить более солидных инвестиций.
Урок пятый. В эру телевидения необходимо иметь убедительные фото- или видеоматериалы. Пресса всегда охотнее верила снимкам из стана Милошевича, чем заявлениям НАТО. В этой связи необходимо дополнить этот урок современной обстановкой в Ираке, которая также не всегда объективно и убедительно отражается МО и СМИ США. На этот раз очень серьезную конкуренцию им оказывали не разгромленные СМИ Ирака, а независимая арабская телекомпания «Аль-Джазира», неоднократно обличавшая и обличающая необъективную информацию военного командования союзников.
Урок шестой. Чего нам удалось добиться – это широкомасштабного освещения конфликта в СМИ. Ни один телезритель не мог избежать показа событий из Югославии. Ежедневные брифинги и выступления руководителей НАТО создавали условия, при которых основная идея НАТО доводилась до сознания всего мира.
После перечисления всех этих уроков, можем ли мы сказать, что наше информационное сопровождение военной кампании достигло своих целей? Каковы критерии успеха? Их три.
Во-первых, мы убедили в своей правоте общественность стран НАТО. Энтузиазма не было – но кто сегодня будет поддерживать вооруженные действия! Но, несмотря на все промахи и неудачи, мы твердили им о правоте того, что делали военные, и нам поверили.
Во-вторых, мы убедили противника, и доказательство тому – уход Милошевича. Думаю, что наша информационная деятельность хотя бы в малой степени, но способствовала его отставке.
В-третьих, мы влияли на жертв войны, поддерживая их надежду на завершение трагедии. Многие албанцы заявляли позже, что наши сообщения спасали их от отчаяния. В иракской войне 2003г. этот критерий по различным причинам имел некоторые проблемы в реализации.
Анализируя выступление господина Повела, можно сделать основной вывод, что информационное оружие достаточно серьезное средство достижения самых решительных целей в войнах и вооруженных конфликтах и ему принадлежит будущее. Это подтверждается еще более искусной информационной и психологической компаниями США и Англии в войне против Ирака в 2003г. и его послевоенном устройстве.
Учитывая в целом особую опасность оружия глобального поражения, мировому сообществу необходимо уже сегодня, пока его производство еще не поставлено на конвейер, предпринять усилия по ограничению и даже запрещению создания подобных вооружений.
Обычные и ядерные средства поражения противника, применяемые по объектам экономики
В настоящее время ряд развитых государств (США, Великобритания, Франция, Китай и др.) обладает мощным арсеналом самых современных высокоэффективных средств поражения - ядерных и обычных, многие из которых могут поражать объекты (цели) военного и гражданского характера на территории РФ не только в тактической (при непосредственном столкновении войск друг с другом), но и оперативной и даже стратегической глубине обороны.
Такими средствами поражения являются ракеты всех типов (баллистические; крылатые морского и воздушного базирования; управляемые авиационные) и авиационные бомбы (управляемые и неуправляемые), доставляемые в районы их пуска (сброса) различными носителями (стратегическая и тактическая авиация, корабли и подводные лодки). Боевой состав и ТТХ этих средств вместе с боеприпасами представлены в таблицах 6.1.1 - 6.1.5.
Таблица 6.1.1
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература