5.3.3. Перспективы развития гпс
25 июля 2002 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (далее - Закон). В соответствие с данным законодательным актом, внесены изменения и дополнения в более чем 35 законодательных актов, регламентирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Одновременно, в развитие положений Закона планируется разработка еще нескольких основополагающих законодательных актов в области пожарной безопасности.
Предстоит разработать и принять федеральный закон, регламентирующий порядок прохождения службы в Государственной противопожарной службе. Принятие данного законодательного акта позволит создать "собственную" законодательную базу по прохождению службы в территориальные органы управления и подразделения Государственной противопожарной службе, так как в настоящее время это определено Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится разработанный при участии Министерства проект федерального закона "Об обязательном страховании имущества юридических лиц в случае пожара».
В связи с принятием федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» предстоит сопровождение соответствующих проектов указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации, которые детализируют положения законодательства о пожарной безопасности и вносят изменения в десятки решений Президента и Правительства. Основная цель внесения этих изменений сводится к уточнению правового статуса ГПС и сохранению существующих правовых гарантий и социальных льгот для личного состава Государственной противопожарной службы.
Подготовка нормативно-правовых актов, связанных с созданием Государственной пожарно-спасательной службы МЧС России.
В настоящее время МЧС России осуществляется планомерная работа по модернизации государственного пожарного надзора с учетом критических замечаний, высказанных в адрес надзорных органов, в том числе и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Исходя из принципов проводимой реформы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, названный вид деятельности в системе противопожарной службы является основной, исключительно федеральной функцией.
Основной целью проводимой реформы является создание эффективных механизмов государственного регулирования пожарной безопасности, включая систему организационных, нормативных и экономических мер, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, совершенствование на этой основе форм и методов осуществления государственного пожарного надзора.
Совместно с Минэкономразвития России и Торгово-промышленной палатой России проделана работа, направленная на пересмотр технологий надзорной деятельности, исключения не оправдавших себя, малоэффективных форм и методов работы. Ее итогом стал ряд директивных документов, направленных на жесткую регламентацию организации и осуществления контрольных мероприятий, упрощение процедур приемки в эксплуатацию различных объектов.
Одновременно ведется работа по созданию современных противопожарных требований, позволяющих реализовать права собственника рисковать своим имуществом, при безусловном выполнении противопожарных мероприятий, направленных на безопасность людей в условиях пожара. Внедряется система гибкого объектно-ориентированного подхода в нормировании для оптимизации требований пожарной безопасности с учетом индивидуального и социального риска.
Параллельно Министерство проводит работу в Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по пересмотру Федерального закона «О пожарной безопасности» с целью конкретизации прав и обязанностей органов власти различного уровня в этой области.
Для создания оптимальных условий осуществления ГПН, а также обеспечения финансовой независимости государственных инспекторов по пожарному надзору от объектов (субъектов) надзора планируется их содержать исключительно за счет средств федерального бюджета, в пределах выделенных федеральным бюджетом ассигнований на содержание Государственной противопожарной службы МЧС России, путем перераспределения численности, содержащейся за счет бюджетов различного уровня.
В целом вопросы совершенствования деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора рассмотрены на коллегии МЧС России в мае 2002 г., на которой принята соответствующая концепция совершенствования этой работы.
Данный документ разработан с участием ведущих ученых и практических работников противопожарной службы на основе имеющего российского и зарубежного опыта, с учетом происходящих социально-экономических преобразований и реформирования органов государственной власти. Концепция получила положительные отзывы от Всероссийского союза страховщиков, экспертов Торгово-промышленной палаты России.
Министерство считает, что реализация названных мероприятий позволит планомерно заменить неоправданное административное влияние более эффективными мерами ответственности самих хозяйствующих субъектов за исполнение требований пожарной безопасности, отказаться от форм всеобъемлющего контроля, сосредоточив усилия на обеспечение государственного надзора за объектами с массовым пребыванием людей, а также признаваемыми в соответствии с законодательством потенциально опасными и социально значимыми.
О принимаемых мерах по совершенствованию деятельности государственного пожарного надзора, в том числе снижению неоправданного административного влияния в сфере предпринимательства доложено Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С введением его в действие с одной стороны создается ряд дополнительных условий влияния на пожарную безопасность в стране, с другой – повышается ответственность за принятие решения должностными лицами ГПС.
Принятие новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит полностью реализовать возможность по использованию прав, предоставленных Федеральным законом «О пожарной безопасности». Теперь органам ГПС предоставляется право привлекать к административной ответственности не только должностных лиц и граждан, но и юридических лиц. При этом суммы штрафа на граждан увеличены до 10 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц до 40, на юридических лиц до 400.
Поэтому, учитывая положения проекта нового Кодекса, Министром подписан приказ от 20.06.2002 г. № 302, утвердивший «Перечень должностей личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора».
Основные изменения заключаются в следующем:
правами государственного пожарного надзора наделены не все должностные лица ГПС, а только те, которые непосредственно участвуют в процессе выполнения надзорных функций;
выстраивается четкая схема подчиненности по линии ГПН – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору – главный государственный инспектор субъекта Российской Федерации – главный государственный инспектор города (района);
разграничены права и полномочия каждого уровня государственного инспектора: например, принимать решения об административной ответственности в виде штрафа на юридических лиц имеет право только главные госинспектора и их заместители.
Деятельность государственного инспектора должна быть понятна и предсказуема для руководителей поднадзорных объектов и граждан, с одной стороны, документально оформлена и подконтрольна с другой.
ГУГПС МЧС России со своей стороны планирует:
Направить на места разработанные Главком временные методические рекомендации о порядке производства по делам об административных правонарушениях.
По результатам 2002 года проанализировать правоприменительную практику должностных лиц органов управления и подразделений ГПС и ее влияние на обстановку с пожарами в регионе.
Усилить контроль за соблюдением должностными лицами органов управления и подразделений ГПС законности при применении мер воздействия за нарушения требований пожарной безопасности. По каждому выявленному случаю нарушений законодательства проводить служебные проверки с принятием мер дисциплинарного воздействия к виновным.
Провести дополнительные занятия в системе служебной подготовки по применению законодательства и нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность должностных лиц органов управления и подразделений ГПС по организации производства по делам об административных нарушениях требований пожарной безопасности
Активизировать работу со средствами массовой информации по разъяснению населению требований пожарной безопасности и информированию об ответственности за их нарушение.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература