logo
том 2 - 2003 1 диск г

Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)

Воинские формирования (основные)

Имеется

Спасательные центры

16

Центр по проведению спасательных операций особого риска

1

Отдельная спасательная бригада

1

Отдельная учебная бригада

1

Отдельные механизированные полки

1

Отдельные механизированные батальоны

1

Отдельные смешанные авиаэскадрильи

3

База аэродромно-технического и материального обеспечения

1

Центр управления в кризисных ситуациях

1

Центральный командный пункт

1

Пункты управления

6

Центральный узел связи

1

Центр охраны и обеспечения

1

Центральная база материально-технического снабжения

1

Всероссийский научно-исследовательский

институт по проблемам ГОЧС

1

Академия гражданской защиты

1

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования

1

ИТОГО

39

Общая штатная численность военнослужащих войск гражданской обороны составляет более 23 тысяч человек, в том числе:

Общая штатная численность гражданского персонала войск гражданской обороны составляет около 4,4 тыс. человек.

Укомплектованность личным составом войск гражданской обороны по состоянию на 1.01.2003 г. составляет 85,3%, (в том числе: офицерами – 82,4%; прапорщиками - 71,9%; сержантами и солдатами – 88,3 %, из них по призыву – 61,1%, по контракту-27,3%; женщинами – военнослужащими – 15,4%).

Состояние готовности войск гражданской обороны к применению по предназначению в мирное время находится на уровне, обеспечивающем поддержание готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Справочно:

В этих целях нами была разработана и введена в действие Директива Министра МЧС России от 10 сентября 2001 года № 1-ДСП

“О порядке приведения органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей войск гражданской обороны и организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в готовность к применению по предназначению в мирное время”.

Состояние подготовки личного состава войск ГО оценивается удовлетворительно.

В целях достижения выучки личного состава, слаженности действий соединений и воинских частей войск гражданской обороны в 2002году проведено 153 командно- штабных и тактико-специальных учения, тренировки, из которых оценены: на “хорошо” - 125, “удовлетворительно” - 28.

За 2002 учебный год проведена проверка 42 соединений и воинских частей. Из них на “хорошо” оценены 30, на “удовлетворительно” -12.

Эти цифры говорят сами за себя – идет рост обучения и готовности соединений и воинских частей к выполнению возложенных на них задач.

Хочется обратить внимание на спасательные центры, которые придали войскам гражданской обороны облик, отвечающий требованиям дня и решаемым задачам. В отличие от того времени, когда войска гражданской обороны лишь эпизодически участвовали в ликвидации различных бед мирного времени, в текущем году наши соединения и воинские части регулярно привлекались к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Наиболее эффективно применялись воинские части Южного и Приволжско-Уральского региональных центров, 179 Спасательного центра и 294 Центра проведения спасательных операций особого риска в составе Объединенной группировок войск в ходе контртеррористической операции на территории Южного (Северо-Кавказского) региона Российской Федерации. В этом году активное участие в ликвидации последствий наводнения в Южном федеральном округе принимали войска гражданской обороны и поисково-спасательные формирования региона.

Справочно:

За период работы: горячей пищей обеспечивалось до 25 тысяч человек ежедневно, проведена санитарная обработка более 13 тысяч человек, развернуто 32 пункта выдачи воды, медицинская помощь оказана более 20 тысячам человек, перевезено грузов более 2,5 тысяч тонн, в том числе продовольствия 1,5 тысячи тонн, найдено и обезврежено более 9 тысяч боеприпасов, развернуты и обеспечены всем необходимым лагеря вынужденных переселенцев на 155 тысяч человек.

Силами Министерства в 2002 году успешно проведена операция по ликвидации последствий наводнения на территории Южного федерального округа.

В настоящее время, проводится с участием сил и средств Министерства восстановление объектов жизнеобеспечения в Южном федеральном округе.

Справочно:

Спланировано и отправлено субъектами Российской Федерации: 52 587 т грузов, в т.ч. 35 387 т - за счет средств федерального бюджета и 18 200 т - за счет средств АК “АЛРОСА”, 322 дома (2057 квартир), в т.ч. 242 (1112 кв.) - за счет средств федерального бюджета и 80 (945 кв.)- за счет средств АК “АЛРОСА”, а также: 2801 чел. строителей, 255 ед. техники и 4452,6 т гуманитарной помощи. Для их доставки в Республику было задействовано: 967 вагонов, 327 платформ, 653 контейнеров и 29 барж.

К восстановительным работам были привлечены силы и средства от МЧС России в количестве 696 человек, 76 ед. техники (ОГ МЧС России – 76 чел., Сибирский РЦ – 358 человек, 49 ед. техники; ДВРЦ – 247человек, 25ед. техники). Кроме того, осуществлялась доставка грузов гуманитарной помощи и переброска личного состава авиацией МЧС России.

В ходе ликвидации последствий паводка (Южный Федеральный округ), произошедшего в июне 2002 г., в результате которого в девяти субъектах Российской Федерации погибло 114 человек, пострадало свыше 310 тыс. человек, разрушено и повреждено более 43 тыс. жилых домов, а также большое количество объектов культурного и социального назначения, территориальные подсистемы РСЧС в основном обеспечили формирование системы кризисного управления, организовали проведение поисково-спасательных и других неотложных работ, выполнили мероприятия по жизнеобеспечению и социальной поддержке пострадавшего населения.

В данных мероприятиях от МЧС России было задействовано более 3500 человек и 1100 единиц техники.

17 сентября 2002 г. под руководством Министра проведено совместное заседание коллегии МЧС России и коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе (г. Ростов-на-Дону) “О повышении эффективности функционирования территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, с учетом анализа ситуации, сложившейся в результате паводка в июне 2002 г.”.

Силами МЧС России выполнялись работы:

Во исполнение решений Президента и Правительства Российской Федерации спланирована и успешно проведена операция по доставке грузов гуманитарной помощи мирному населению Исламского Государства Афганистан (ИГА), пострадавшему вследствие вооруженного конфликта между силами Северного альянса и движения Талибан.

Операция была спланирована в 2 этапа.

Первый этап - доставка грузов гуманитарной помощи в Республику Таджикистан.

Справочно:

Первый этап операции завершен. В Республику Таджикистан авиацией МЧС России доставлено 175, 2 тонны грузов на сумму 21, 581 млн. руб. Всего в период с 29.11.2001 г. по 5.02.2002 г. 25 авиарейсами МЧС России (18 самолетами и 7 вертолетами) доставлено 343, 65 тонн продовольствия, 42,781 тонна медикаментов, 0,5 тонн спортинвентаря, 2,65 тонн канцтоваров и другого имущества.

Второй этап:

В операции по оказанию гуманитарной помощи населению ИГА от МЧС России принимали участие свыше 150 человек, более 40 ед. техники, самолеты и вертолеты МЧС России.

Ярким примером выполнения задач по ликвидации последствий террористических актов просматривается деятельность сил МЧС России в ходе проведения спасательной операции по ликвидации последствий террористического акта в г. Москве (захват заложников 23-26 октября 2002 г.)

В ходе операции было привлечено : личного состава – 758 чел., техники – 145 ед., в т. ч. от МЧС России: личного состава – 654 чел., техники – 41 ед.; от Московской территориальной подсистемы РСЧС: личного состава – 104 чел., техники – 104 ед.

За время проведения спасательной операции (в течении 1 час. 12 мин.) из здания Дворца культуры было эвакуировано более 700 пострадавших.

Группа пиротехнических работ 294 ЦСООР и 179 СЦ, в количестве 22 военнослужащих и 3-х собак, во взаимодействии со специалистами ФСБ России привлекалась для проведения работ по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов в здании Дворца культуры.

Вместе с тем, по ряду вопросов содержания войск гражданской обороны мы испытываем серьезные трудности.

Объем финансирования расходов по текущему содержанию войск гражданской обороны, предусмотренный федеральным бюджетом на 2002 год, обеспечивает не более 35 % от фактической потребности (по заявке испрашивалось более 2,6 млрд. руб.; выделено – около 1 млрд. руб.).

Учебно-материальная база войск гражданской обороны нуждается в совершенствовании и техническом переоснащении.

Наибольшую озабоченность у нас вызывает состояние боевой и мобилизационной готовности войск гражданской обороны.

Задачи войск гражданской обороны с самого начала войны по сравнению с задачами мирного времени станут в сотни раз масштабнее. Поэтому мы сейчас серьезно работаем над проблемой повышения мобилизационной готовности войск гражданской обороны.

Мы считаем, что в настоящее время сложилось несоответствие мобилизационных возможностей войск гражданской обороны реальным и потенциальным военным угрозам. С возрастанием в войнах ХХI века объема задач, решаемых войсками гражданской обороны, соответственно должна повышается их численность и мобилизационная готовность.

На фоне общего кризиса в стране за последнее десятилетие внимание к этой проблеме существенно ослабло. Мобилизационные возможности по развертыванию войск гражданской обороны были снижены как по количеству мобилизационных ресурсов, так и по их качеству.

Кроме того, около десяти лет назад, при выделении войск гражданской обороны в состав МЧС России была нарушена система всестороннего обеспечения деятельности войск гражданской обороны в военное время. По существу, она осталось в Минобороны, которое обеспечивает и поставку мобилизационных ресурсов войскам гражданской обороны.

На создание собственной системы всестороннего обеспечения деятельности войск гражданской обороны в военное время МЧС России пока не выделены средства. По причине отсутствия накопленных запасов материальных средств до необходимых норм по обеспечению мобилизационного развертывания и действий войск гражданской обороны в военное время, состояние ряда соединений и воинских частей войск гражданской обороны сейчас оценивается как не способное к переводу с мирного на военное время.

Обеспеченность войск гражданской обороны основными видами вооружения, военной и специальной техники в настоящее время составляет более 70 %, в том числе: инженерной техникой – 42% (с учетом средств инженерного вооружения приписанных из народного хозяйства входящих в перечень допустимой замены процент укомплектованности основными СИВ составляет – 95-100%), техникой РХБЗ – 68 %, индивидуальными средствами защиты – 96 %, приборами РХР и дозиметрического контроля – 86 %, дегазирующими веществами и растворами – 95 %, средствами индикации отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ (АХОВ) – 10 %, средствами малой механизации – 69 %.

Укомплектованность стрелковым вооружением соединений и воинских частей войск ГО составляет 83,7% (автоматы – 112%, пистолеты – 114 %, ручные пулеметы – 68 %, гранатометы – 41 %).

Из общего количества основных видов вооружения, военной и специальной техники, имеющейся в наличии, только 15 % являются современными.

Рис. 6.3.1 Качественная характеристика основных видов военного вооружения и специальной техники войск гражданской обороны

Из приведенных данных мы видим, что более 41% вооружения и специальной техники находятся в эксплуатации или на хранении более 12 лет и требуют замены.

Выделяемые средства на закупку вооружения и специальной техники не в полной мере обеспечивают восполнение выбывающих в процессе эксплуатации материальных средств.

Для обеспечения текущего ремонта и эксплуатации вооружения, военной и специальной техники в прошлом году было выделено немногим более 21 млн. рублей, что составляет 10,3% от потребности.

По причине недостаточного финансирования продолжает оставаться низкой оснащенность войск ГО и спасательных формирований современными средствами защиты органов дыхания и кожи от АХОВ.

Существующие системы жизнеобеспечения, связи и оповещения пунктов управления войск гражданской обороны имеют значительный срок службы (более 20 лет) и не в полной мере отвечают современным требованиям.

Ограниченное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ затрудняет проведение необходимых мероприятий по разработке и принятию на вооружение передовых технологий и современной техники.

Общее состояние войск гражданской обороны обуславливает необходимость проведения ряда мероприятий по реорганизации, направленных на повышение основных параметров, характеризующих готовность войск гражданской обороны к выполнению задач по предназначению.