5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
Вместе с тем, существующая организация деятельности ПСС МЧС России имеет ряд недостатков, основные из которых:
малочисленность формирований – 29 служб (50%) имели "федеральную" численность 25 человек и менее, что не позволяло организовать круглосуточное дежурство и подготовить формирования к действиям в условиях химического заражения (техногенные аварии и катастрофы), а также затрудняло реагирование на крупномасштабные чрезвычайные ситуации, внедрение современных технических средств и высоких технологий;
отсутствие авиационных средств доставки в местах дислокации большинства формирований затрудняло применение авиационных технологий, снижало мобильность и оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации;
громоздкость "аппарата обеспечения деятельности" (в целом за ПСС МЧС России) – ведение самостоятельной финансово-экономической деятельности в каждой службе (отряде) требует наличия соответствующих сотрудников, которые содержатся за счет численности формирования.
Замысел развития сил и средств МЧС России предусматривает проведение комплекса мероприятий организационного, научно-технического и методологического характера, объемы и сроки которых обусловлены социально-экономическими и демографическими возможностями государства, требованиями законодательных, нормативных правовых и иных актов, определяющих основы государственной политики в области защиты населения и территорий, гражданской обороны, пожарной безопасности и военного строительства Российской Федерации.
Мероприятия по развитию сил и средств МЧС России ориентированы, прежде всего, на их оптимизацию с целью повышения эффективности выполнения задач в соответствии с функциональным предназначением.
Развитие сил и средств осуществляется с учетом создания Государственной спасательной службы МЧС России и в соответствии с научно обоснованными (по критериям эффективности применения и стоимости содержания) планами (программами, концепциями) строительства (развития) войск гражданской обороны, поисково-спасательной, Государственной противопожарной служб МЧС России и подведомственных МЧС России учреждений (организаций), разрабатываемыми в сфере основных направлений их деятельности.
Принципы создания и функционирования Государственной спасательной службы МЧС России будут законодательно закреплены федеральным законом.
Основными целями развития сил и средств МЧС России является:
создание многопрофильной, высокоэффективной, функционально единой группировки спасательных сил оптимального состава, структуры и численности, обеспечивающей выполнение возложенных задач, в том числе при введении режима чрезвычайного положения и ликвидации последствий террористических актов;
повышение мобильности спасательных формирований и их технологических возможностей по выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
повышение готовности сил к переводу с мирного на военное время и выполнению задач в соответствии с предназначением;
повышение эффективности управления силами при выполнении возложенных на них задач в мирное и военное время;
повышение оперативности реагирования органов повседневной готовности (управлений, центров управления кризисными ситуациями, единых дежурно диспетчерских служб, центров управления силами и средствами Государственной противопожарной службы МЧС России) при возникновении чрезвычайных ситуаций;
совершенствование материально-технического обеспечения сил;
повышение кадрового и технического потенциала сил и средств подсистем РСЧС на территориях с наиболее неблагоприятными природными, климатическими и техногенными факторами.
Главной целью развития ПСС МЧС России является создание мобильной, высокоэффективной, оснащенной современными техническими средствами, владеющей высокими спасательными технологиями группировки спасательных сил.
Реализация главной цели развития ПСС подразумевает решение следующих основных задач:
создание в регионах крупных, мобильных поисково-спасательных отрядов, способных оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, выполнять весь комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, действовать в интересах как собственного региона, так и других регионов (при чрезвычайных ситуациях регионального и федерального уровня);
создание условий для эффективного применения авиации как средства доставки сил и как средства ведения аварийно-спасательных работ путем определения мест базирования региональных поисково-спасательных отрядов в непосредственной близости от авиапредприятий, используемых на арендной основе, а также использования авиационных подразделений МЧС России;
повышение численности спасателей за счет оптимизации организационно-штатной структуры и численности, высвобождаемой при сокращении общего количества органов управления;
создание специализированных подразделений в структуре региональных поисково-спасательных отрядов и организация централизованной подготовки спасателей;
оснащение поисково-спасательных формирований современными техническими средствами, освоение и внедрение высоких спасательных технологий.
Сокращение общего количества поисково-спасательных формирований позволит повысить оснащенность региональных поисково-спасательных отрядов и их филиалов до требуемого уровня без значительных дополнительных финансовых затрат.
Развитие ПСС МЧС России планируется осуществлять по следующим основным направлениям:
реорганизация ПСС МЧС России;
техническое оснащение ПСС МЧС России;
совершенствование системы материально-технического обеспечения ПСС МЧС России;
совершенствование систем управления и связи ПСС МЧС России;
совершенствование системы подготовки специалистов ПСС МЧС России;
обустройство формирований ПСС МЧС России;
совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности ПСС МЧС России;
развитие и совершенствование технологий ведения аварийно-спасательных работ;
развитие и совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совершенствование системы международной коллективной помощи.
Развитие ПСС МЧС России осуществляется в пределах установленного финансирования и при экономном расходовании выделяемых на содержание средств.
Реорганизация ПСС МЧС России. Целью реорганизации является создание оптимальной по составу и структуре группировки спасательных сил МЧС России.
Реорганизация проводится, исходя из следующих основных принципов:
плановость;
территориальность – учет специфики регионов (потенциально опасное производство, наиболее вероятные природные катастрофы);
концентрация сил – создание крупных региональных поисково-спасательных отрядов.
В составе спасательных сил МЧС России иметь федеральные силы, включающие:
Силы центрального подчинения:
соединения и воинские части гражданской обороны центрального подчинения;
Центральный аэромобильный спасательный отряд;
Государственное унитарное авиационное предприятие;
Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения;
организации, учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности спасательных сил.
Силы регионального подчинения:
соединения и воинские части гражданской обороны регионального подчинения, в том числе авиационные;
региональные спасательно-пожарные отряды.
В составе территориальных спасательных сил иметь:
силы субъектов Российской Федерации и категорированных городов:
республиканские, национальных округов, краевые, областные и городские пожарно-спасательные отряды (центры) на базе пожарных подразделений и аварийно (поисково)-спасательных формирований, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и категорированных городов.
силы органов местного самоуправления:
городские, районные, поселковые пожарно-спасательные (спасательные) отряды на базе пожарных и спасательных подразделений, содержащихся за счет средств местных и других бюджетов;
пожарно-спасательные службы предприятий (объектов).
В рамках реорганизации спасательных сил МЧС России предусмотреть создание нештатных подразделений, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами:
в регионах – на базе региональных спасательно-пожарных отрядов, соединений и воинских частей гражданской обороны;
в составе Корпуса сил СНГ и Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования – на базе подразделений, выделяемых в их состав.
Реорганизацию осуществить в пределах установленной штатной численности ПСС МЧС России. К 2005 году в составе ПСС иметь (табл. 5.2.5):
Таблица 5.2.5
Формирования ПСС | Численность, чел. | Кол-во отряда |
региональные поисково-спасательные отряды | 180-220 | 7 |
филиалы региональных поисково-спасательных отрядов | 60-80 | 6 |
Оптимизация состава ПСС МЧС России. Целью оптимизации состава ПСС МЧС России является создание наиболее "боеспособной" группировки спасательных сил МЧС России.
Приоритеты отдаются:
сокращению общего количества поисково-спасательных формирований МЧС России;
рациональному размещению региональных спасательно-пожарных и поисково-спасательных отрядов;
усилению работы по созданию поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации.
В 2001 – 2005 годах планируется провести сокращение 44 поисково-спасательных формирований МЧС России, передав их на финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Высвобождаемую "федеральную" численность направить на формирование крупных региональных поисково-спасательных отрядов, дислоцировав их на территориях, которые невозможно прикрыть “местными” спасательными формированиям.
Рост количества поисково-спасательных формирований, содержащихся за счет средств "местных" бюджетов позволит обеспечить эффективное реагирование на "местные" чрезвычайные ситуации и снизит нагрузку на федеральные силы.
Совершенствование организационно-штатной структуры региональных поисково-спасательных отрядов. Укрупняя региональные поисково-спасательные и пожарно-спасательные отряды, планируется оптимизировать их организационно-штатные структуры, выделив в их составе (с учетом особенностей регионов) специализированные подразделения: пиротехнические, кинологические, химические, водолазные и др.
Реорганизацию ПСС МЧС России провести поэтапно, не снижая готовности спасательных сил к выполнению возложенных задач, с учетом необходимости обеспечения в переходный период надежной защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выдержать следующую динамику изменения количества поисково-спасательных формирований МЧС России в период до 2005 года (табл. 5.2.6):
Таблица 5.2.6
-
Регионы
Количество ПСФ по годам (на 01.01)
2001
2002
2003
2004
2005
Северо-Западный
6
5
3
3
1
Центральный
6
4
2
1
1
Северо-Кавказский
14
12
9
5
3
Приволжско-Уральский
11
9
6
4
2
Сибирский
13
10
7
5
3
Дальневосточный
4
2
2
2
2
Калининградская область
1
1
1
1
1
Всего:
57
43
30
21
13
Техническое оснащение. Главной целью технического оснащения является повышение мобильности и возможностей формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
Приоритеты в техническом оснащении (переоснащении) ПСС МЧС России отдаются:
разработке и принятию на оснащение МЧС России современных средств;
закупкам и рациональному распределению наиболее эффективных принятых на оснащение технических средств как отечественного, так и зарубежного производства.
Исходя из цикличности разработки и внедрения аварийно-спасательных средств:
в 2001 году разработана Программа оснащения ПСС МЧС России современными техническими средствами, учитывающая прежде всего финансовые возможности, а также новые организационно-штатные структуры поисково-спасательных формирований, их реальную оснащенность и возложенные задачи;
в 2002 году разработан План поставок аварийно-спасательных средств, в котором приведены конкретные изделия, исходя из штатных специальностей в каждом формировании, климатических условий (географического положения) и др.
Совершенствование материально-технического обеспечения сил осуществлять путем единой системы материально-технического обеспечения МЧС России.
Для чего планируется:
продолжить переоснащение, в рамках реализации Государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, сил России новой пожарной, спасательной техникой и оборудованием, военной техникой, техникой связи и другими материальными средствами, необходимыми для развертывания войск гражданской обороны и подразделений ГПС по мобилизационному плану;
оснастить силы постоянной готовности МЧС России современными отечественными авиационными средствами, пожарной, спасательной техникой и оборудованием, техникой связи и другими материальными средствами, обеспечивающими эффективное использование высоких технологий, мониторинга, анализа и обработки информации;
приступить к рациональной интеграции системы материально-технического обеспечения и ремонта техники в унифицированную систему тылового и технического обеспечения военной организации государства, создаваемую в рамках военной реформы.
Совершенствование системы управления ПСС МЧС России. Главной целью совершенствования системы управления ПСС МЧС России является создание многопрофильных, высокоэффективных, функционально единых систем управления поисково-спасательными формированиями на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
Приоритеты отдаются:
внедрению мобильных составляющих систем управления поисково-спасательными формированиями, обеспечивающих координацию работ с мест, максимально приближенных к местам чрезвычайных ситуаций;
приведению структуры органов управления ПСС МЧС России в соответствие с ее структурой и составом, предусмотренным на 2005 год;
интеграции систем управления поисково-спасательными формированиями на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;
обеспечению эффективного взаимодействия органов управления поисково-спасательными службами как с государственными и местными органами власти, так и с органами, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Освоение современных информационных систем. Целью освоения и внедрения современных информационных систем является повышение устойчивости и оперативности управления поисково-спасательными формированиями как в повседневной деятельности, так и в режиме чрезвычайной ситуации.
Приоритеты отдаются:
разработке, созданию и внедрению автоматизированной системы объектового комплекса ПСС МЧС России;
разработке, созданию и внедрению подвижного пункта управления для передачи (приема) информации с мест ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Исходя из этого, в рамках создания Автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС к 2005 г. планируется:
разработать концепцию создания автоматизированной системы объектового комплекса ПСС МЧС России;
разрабатывать программное обеспечение (приема – передачи данных) объектового комплекса ПСС МЧС России;
создать аппаратную часть объектового комплекса ПСС МЧС России и начать оснащение поисково-спасательных формирований;
провести техническое проектирование подвижного пункта управления ПСС МЧС России;
создать аппаратную часть подвижного пункта управления ПСС МЧС России и, к исходу 2004 года, начать оснащение поисково-спасательных формирований.
Совершенствование системы подготовки специалистов ПСС МЧС России. В целях формирования высокопрофессионального кадрового корпуса спасательных сил, способного эффективно решать возложенные задачи:
переработать Концепцию кадровой политики МЧС России;
разработать унифицированные программы профессиональной подготовки спасателей и пожарных, в том числе с учетом обучения действиям в условиях ликвидации последствий террористических актов с использованием химических отравляющих веществ, специальных средств, наличия взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов;
систематизировать (оптимизировать) учебно-тренировочный процесс подготовки спасательно-пожарных (пожарно-спасательных) формирований, направленный на обеспечение освоения новых технологий, приемов и способов ведения аварийно-спасательных работ;
создать унифицированную учебную материальную базу спасательных сил Министерства;
совершенствовать формы обучения личного состава спасательно-пожарных (пожарно-спасательных) формирований, в том числе, действиям в особо опасных условиях с массовым поражением населения;
совершенствовать методику обучения специалистов по применению робототехнических средств путем внедрения компьютерного оборудования;
разработать нормативно-квалификационную базу подготовки специалистов спасательно-пожарных (пожарно-спасательных) формирований.
Главной целью совершенствования системы подготовки специалистов является обеспечение пополнения кадрового корпуса спасателей в соответствии с новыми структурой и составом ПСС МЧС России.
Совершенствование системы подготовки специалистов осуществляется по следующим основным направлениям:
развитие учебно-материальной базы на местах;
развитие сети учебных заведений МЧС России по подготовке руководителей, специалистов и спасателей;
расширение форм обучения;
совершенствование программ обучения;
освоение и внедрение современных технологий спасения.
Развитие учебно-материальной базы на местах. Целью развития учебно-материальной базы на местах является повышение качества профессиональной подготовки и практических навыков спасателей в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Приоритеты отдаются:
оборудованию классов профессиональной подготовки спасателей: пиротехнический; химический; медицинский; противопожарный; водолазный; приборов, техники и оборудования; связи;
созданию и совершенствованию учебно-тренировочных комплексов для занятий по физической подготовке;
созданию кинологических учебно-тренировочных площадок.
Развитие сети учебных заведений МЧС России по подготовке руководителей, специалистов и спасателей. Целью является обеспечение гарантированного выполнения кадрового заказа на подготовку для ПСС МЧС России квалифицированных спасателей-специалистов и руководителей поисково-спасательных формирований, повышение качества их профессиональной подготовки.
Приоритеты отдаются развитию 40 Российского центра подготовки спасателей, в котором планируется проводить подготовку, переподготовку и повышение классной квалификации спасателей по 4 уровням: 3, 2, 1 и международного класса.
Обучение вести по следующим основным дисциплинам:
основы ведения аварийно-спасательных работ;
противопожарная подготовка;
медицинская подготовка;
психологическая подготовка.
Усилить работу по организации и совершенствованию подготовки спасателей по следующим специальностям:
спасатель-взрывник;
спасатель-парашютист;
спасатель-водолаз;
специалист по ремонту и обслуживанию гидравлического аварийно-спасательного инструмента;
промышленный альпинист.
С 2002 года, с учетом опыта 2001 года, начата полномасштабная подготовка в филиале 40 Российского центра подготовки спасателей, созданном в п. Красная Поляна, по следующим видам подготовки: горной, спелеологической, водной, горнолыжной, а с 2003 г. – конной и водолазной.
С 2002 года организована подготовка спасателей по специальностям, профиль подготовки которых отсутствовала в системе МЧС России (газодымозащита, врачиспецфизиологи, водолазные специалисты и др.), в учебных заведениях других министерств и ведомств.
Подготовку (переподготовку) руководителей региональных поисково-спасательных отрядов (филиалов), руководителей их подразделений проводить в Академии гражданской защиты МЧС России.
Расширение форм обучения. Целью расширения форм обучения является повышение эффективности использования накопленного практического опыта.
Приоритеты отдаются наиболее активному использованию таких форм, как стажировки, совместные учения, соревнования и др.
Исходя из этого:
в 2001 г. создан и функционирует при Центральном аэромобильном спасательном отряде Центр стажировки и повышения квалификации спасателей;
проведены мероприятия по материально-техническому оснащению, разработке программ и методик обучения, подбору специалистов.
Обучение и стажировку спасателей в Центре стажировки и повышения квалификации спасателей проводится по следующим основным видам подготовки:
десантная подготовка;
воздушно-десантная подготовка;
промышленный альпинизм;
кинологическая подготовка.
Разработан План организации обучения и стажировок спасателей за рубежом.
Переработано Положение о соревнованиях спасателей МЧС России, где расширен спектр дисциплин, включаемых в соревнования (зимние этапы).
Совершенствование программ обучения. Целью совершенствования программ обучения ставится расширение перечня специальностей, по которым проводится подготовка спасателей.
Приоритеты отдаются корректировке существующих программ профессиональной подготовки спасателей 1999 года и разработке дополнительных программ по видам подготовки, которые внедряются.
Ввести следующие календарные нормативы по подготовке спасателей (табл. 5.2.7):
Таблица 5.2.7
Квалификация | Количество учебных часов | Количество учебных дней |
Первоначальная подготовка спасателя | 146 | 28 |
Спасатель 3 класса | 298 | 50 |
Спасатель 2 класса | 289 | 49 |
Спасатель 1 класса | 222 | 38 |
Спасатель МК класса | 198 | 34 |
Спасатель-взрывник | 211 | 36 |
Спасатель- парашютист | 148 | 25 |
Спасатель-водолаз | 290 | 45 |
Ремонт ГАСИ | 169 | 28 |
Промышленный альпинист | 64 | 11 |
Развитие и совершенствование технологий ведения аварийно-спасательных работ. В целях повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации различных чрезвычайных ситуаций:
завершить разработку нормативно-методической базы по организации и технологиям ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях различных чрезвычайных ситуаций;
продолжить разработки по направлениям развития технологий ведения поиска и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях с применением морских, авиационных, космических средств и приборов поиска, действующих на основе различных физических принципов;
продолжить внедрение новых робототехнических средств и совершенствование технологий их применения для выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ в условиях, особо опасных для жизни человека, в том числе при ликвидации последствий террористических актов с использованием химических отравляющих веществ, специальных средств, наличия взрывчатых веществ и взрывоопасных предметов.
Развитие и совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках реализации Программы развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
завершить проработку концептуально-методических основ прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработку способов моделирования процессов прогнозирования;
продолжить создание и совершенствование региональных и территориальных центров мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
продолжить внедрение и освоение новых автоматизированных систем обработки информации.
Совершенствование системы международной коллективной помощи. В рамках реализации Концепции стратегического развития международной деятельности МЧС России необходимо:
обеспечить активное вовлечение сил МЧС России в процесс ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом, прежде всего трансграничных;
продолжить совершенствование деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и подразделений МЧС России, входящих в его состав;
совершенствовать механизмы международной интеграции сил и средств в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, прежде всего, стран СНГ в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям и техногенного характера государств-участников СНГ;
совершенствовать механизмы взаимодействия со странами «дальнего зарубежья» в рамках двухсторонних договоренностей, межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, имея ввиду выход на реализацию совместных программ и проектов;
активно продвигать российские спасательные технологии, оборудование и технику на международный рынок гуманитарных услуг, в том числе, по разминированию с использованием передовых технологий.
Совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России. Привести законодательные, другие нормативные правовые и иные акты, регламентирующие деятельность сил МЧС России, в соответствие с существующими социально-политическими, экономическими и демографическими условиями.
Сформировать правовую базу, обеспечивающую активное участие Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в деятельности системы международной коллективной помощи.
Подготовить ряд законодательных и других нормативных правовых актов по основным направлениям деятельности сил МЧС России, предусматривающих функциональное и организационное объединение спасательных сил. В их числе:
проект федерального закона «О Государственной спасательной службе»;
проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральное законодательство в связи с выходом Федерального закона «О Государственной спасательной службе»;
проекты указов Президента Российской Федерации, предусматривающие утверждение основ государственной политики в области гражданской обороны, штатной численности войск гражданской обороны и Положения о войсках гражданской обороны;
проекты постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, предусматривающие конкретизацию основных положений по организации и обеспечению деятельности как сил МЧС России, так и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом;
ведомственные нормативные акты, вносящие изменения в действующие уставы, наставления, положения, правила и др.
Главной целью совершенствования нормативно-правового обеспечения функционирования ПСС МЧС России является формирование достаточной нормативной правовой базы, регламентирующей все стороны жизнедеятельности поисково-спасательных формирований.
Приоритеты отдаются:
нормативно-правовому обеспечению создания и функционирования поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России;
совершенствованию механизма реализации социальных льгот спасателей.
Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования формирований ПСС МЧС России предусматривает:
разработку типового Устава регионального поисково-спасательного отряда;
разработку типового Положения о региональном поисково-спасательном отряде;
внесение отдельных изменений в действующее законодательство в части изменения состава ПСС МЧС России и задач, возлагаемых на поисково-спасательные формирования МЧС России.
Совершенствование механизма реализации социальных льгот спасателей. Совершенствование механизма реализации социальных льгот спасателей предусматривает внесение изменений в действующее законодательство (подготовку подзаконных актов) по следующим основным вопросам:
пенсионное обеспечении спасателей МЧС России;
бесплатная медицинская реабилитация (в части оплаты проезда к месту реабилитации за счет тех же источников финансирования, что и оплата реабилитации);
выплата денежных компенсаций взамен питания, когда его невозможно организовать централизованно;
порядок представления спасателям денежных ссуд на получение (строительство) жилья.
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития ПСС МЧС России. Целями проведения научных исследований по проблемам деятельности и развития ПСС МЧС России являются:
формирование научно обоснованных норм обеспечения и нормативов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
разработка норм обеспечения поисково-спасательных формирований;
разработка, создание и внедрение современных технических средств спасения.
Приоритеты в научной работе отдаются активизации разработки, создания и внедрения:
робототехнического комплекса “Щит”;
аварийно-спасательного инструмента гидродинамического действия;
ряда авиационных средств, приборов поиска пострадавших, специальной защитной одежды для спасателей и др., а также
проведению научно-исследовательских работ по определению оптимального размещения поисково-спасательных формирований на территории Российской Федерации и по созданию необходимой нормативной правовой базы.
Содействие созданию и развитию формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований
Целями содействия являются:
сокращение сроков создания формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
повышение эффективности применения общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций "местного" уровня.
Приоритеты отдаются:
оказанию методической помощи в разработке нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований;
реализации единой технической политики в области оснащения поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации;
оказанию помощи в организации обучения и подготовки специалистов поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований.
Оказание методической помощи в разработке нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации.
В рамках оказания методической помощи планируется:
разработать пакет типовых нормативных актов, а также методических материалов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации;
оказать методическую помощь специалистам субъектов Российской Федерации по разработке нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований (силами специалистов центрального аппарата и учреждений МЧС России);
организовать действенный контроль соответствия нормативных правовых актов по созданию и деятельности поисково-спасательных формирований в субъектах Российской Федерации федеральным нормативным правовым актам, регламентирующим эти вопросы.
Оказание помощи в организации обучения и подготовки специалистов. Для оказания помощи в организации обучения и подготовки специалистов поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, специалистов общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований планируется:
разработать и внедрить единые программы обучения спасателей;
более широко использовать учебные заведения МЧС России на договорной основе;
организовать проведение стажировок специалистов поисково-спасательных формирований, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, специалистов общественных, добровольных, коммерческих, студенческих спасательных формирований на базе ПСС МЧС России и Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
активизировать работу по освоению и внедрению на "местах" современных спасательных технологий.
Совершенствование взаимодействия ПСС МЧС России с аварийно-спасательными (поисково-спасательными) формированиями министерств и ведомств, субъектов РФ и органов местного самоуправления; с общественными, добровольными, коммерческими, студенческими спасательными формированиями.
Целью совершенствования взаимодействия ПСС МЧС России с аварийно-спасательными (поисково-спасательными) формированиями министерств и ведомств, субъектов РФ и органов местного самоуправления; с общественными, добровольными, коммерческими, студенческими спасательными формированиями является повышение эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера на всех уровнях реагирования.
Приоритеты отдаются:
разработке и практической отработке планов взаимодействия аварийно-спасательных (поисково-спасательных) формирований при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработке и реализации планов аттестации аварийно-спасательных формирований (спасателей);
обучению (стажировке) специалистов других министерств и ведомств на базе поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России и учебных заведений МЧС России.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература