logo
том 2 - 2003 1 диск г

5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава органов управления ГОЧС всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руководству ими при действиях по защите населения, предупреждению и ликвидации ЧС.

Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями.

Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает:

подготовку расчетов и предложений для принятия начальником решения, принятие решения;

Основой управления действиями бригады (полка, подразделения) при ведении АСДНР является решение командира.

В виду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляются параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.

Наиболее целесообразным может быть следующий порядок работы командира и штаба с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР:

Уясняя задачу, командир должен понять цель предстоящих действий, задачу бригады (полка), подразделения, место и роль их в выполнении задачи по ликвидации чрезвычайной ситуации; к кому поступает бригада (полк, подразделение) в оперативное подчинение, с кем взаимодействовать при выполнении задачи, срок готовности к выполнению задачи.

Расчет времени производится штабом с целью определения оптимального порядка работы по организации действий и сосредоточения сил для выполнения задачи. Основой для расчета является указанный старшим начальником срок готовности к выполнению задачи, время получения задачи, время необходимое на приведение в готовность и выдвижение в районы ЧС.

В распоряжении на приведение в готовность и выдвижении в район ЧС указываются: данные об обстановке и предстоящей задаче; маршрут движения, район сосредоточения, время начала движения и сосредоточения в указанном районе; время готовности к началу аварийно-спасательных работ; организация обеспечения; порядок связи и информации.

В указании по организации разведки командир определяет: цели и задачи разведки; какие данные и к какому времени необходимо добыть; на каких объектах (участках) сосредоточить основные усилия разведки.

Приведение соединения (части, подразделения) в готовность и организация выдвижения осуществляются в соответствии с заблаговременно разработанным планом действий при возникновении ЧС, с уточнением его исходя из поставленной задачи и условий ее выполнения.

Выдвижение бригады (полка, подразделения) в район действий организуется и осуществляется в соответствии с требованиями главы 5 Устава войск Гражданской обороны Российской Федерации.

Для проведения рекогносцировки штаб, с учетом указаний командира, создает рекогносцировочную группу, в которую с учетом характера чрезвычайной ситуации и обстановки, кроме командира, включаются необходимые начальники служб, офицеры штаба, командиры основных подразделений.

В ходе рекогносцировки командир уточняет обстановку и задачу у Руководителя ликвидацией ЧС (старшего оперативной группы комиссии по ЧС, организующей ликвидацию ЧС). Изучает: участки (объекты) работ и пути подхода к ним; характер разрушений, завалов, пожаров; наличие, характер, масштабы и границы заражения, затопления; состояние населения, наличие местных материалов, необходимых для ведения АСДНР; состояние коммунально-энергетических сетей и местности в районе ведения работ; места удобные для развертывания пунктов управления, медицинского пункта, район развертывания подразделений тыла, место развертывания пункта обезвреживания техники и санитарной обработки личного состава.

Оценка обстановки включает: оценку очага поражения, состояния и возможностей своих подразделений; местных сил и материально-технических средств, которые будут способствовать выполнению поставленной задачи; времени года, суток, состояния погоды и местности.

При оценке очага поражения анализируются: характер и масштабы основных поражающих факторов, состояние объектов и территории, где будут проводиться работы; состояние населения, наличие и характер факторов, препятствующих ведению работ; вид и объемы АСДНР.

При оценке состояния и возможностей своих подразделений анализируются: состав, оснащенность техникой и инструментом, обеспеченность материально-техническими средствами, готовность к действиям; возможности системы управления с учетом характера предстоящих работ.

При оценке местных возможностей анализируются: с какими местными органами необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам; наличие местных материалов, необходимых для проведения АСДНР, возможности их использования.

При оценке времени года, суток и состояния погоды анализируются их возможное влияние на выполнение поставленной задачи.

По каждому элементу оценки обстановки делаются выводы и производятся расчеты, которые в итоге составляют основу решения.

Основными выводами при оценке состояния очага поражения могут быть: характер и объемы предстоящих АСДНР; характер и масштабы вредных и опасных факторов, препятствующих ведению работ, что необходимо предпринять для их ликвидации или снижения до минимально возможного уровня; основные наиболее целесообразные способы ведения АСДНР; характер и потребное количество сил и средств для выполнения предстоящих работ; направление (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; порядок и сменность при ведении работ; задачи разведки по уточнению обстановки; меры безопасности и защиты подразделений в ходе работ; что необходимо дополнительно предпринять по подготовке подразделений к действиям; районы (места) размещения тыла, пунктов управления исходя из характера обстановки.

При оценке состояния и возможностей своих подразделений основными выводами могут быть: состояние готовности подразделений, что необходимо дополнительно выполнить по ее повышению; удаление подразделений от объектов работ; подразделения, которые необходимо задействовать, исходя из характера и объема предстоящих работ; время возможного начала работ; соответствие возможностей подразделений и запасов материальных средств потребному количеству сил и средств; что необходимо предпринять для повышения возможностей; наиболее целесообразные способы ведения работ исходя из возможностей имеющихся сил и средств; распределение подразделений по объектам работы и сменам; задачи основных подразделений; основные вопросы взаимодействия.

При оценке местных возможностей основными выводами могут быть: с какими местными органами необходимо организовать взаимодействие и по каким вопросам в интересах выполнения задачи; какие местные ресурсы необходимо использовать, что необходимо предусмотреть в этих целях.

При оценке состояния времени года, суток, состояния погоды и местности основными выводами могут быть: что необходимо предусмотреть для защиты личного состава от неблагоприятных климатических и погодных условий; необходимая сменность работ с учетом времени года и погоды; мероприятия по обеспечению непрерывности ведения работ; особенности жизнеобеспечения личного состава, пораженного населения и эксплуатации техники; места размещения пунктов управления, района отдыха, тыла; мероприятия по обеспечению проходимости маршрутов.

На основе выводов из оценки обстановки командир принимает решение на ведение АСДНР. Основу решения составляет замысел действий.

В замысле определяются: цель предстоящих действий; район (участок, объекты) сосредоточения основных усилий; задачи подразделений; последовательность выполнения задач; состав смен; сроки выполнения задач; организация управления и взаимодействия.

Решение на ведение АСДНР командир объявляет своим заместителям, штабу, начальникам служб и командирам основных подразделений.

Задачи подчиненным подразделениям ставятся лично командиром бригады (полка), его заместителями, начальниками служб и офицерами штаба, начальником ПСС.

В первую очередь задачи ставятся подразделениям, назначенным для выполнения главной задачи, действующим на направлении (участке) сосредоточения основных усилий с таким расчетом, чтобы обеспечивалось выполнение всего комплекса АСДНР в бригаде, полку на сутки, в батальоне, ПСС при каждой смене.

Задачи подразделениям ставятся с учетом их предназначения.

Взаимодействие в бригаде, полку, батальоне организуется между штатными подразделениями, выполняющими общую задачу, а также между ними и местными (объектовыми, территориальными) формированиями при их наличии на участке (объектах) ведения АСДНР.

Взаимодействие организует лично командир бригады (полка, батальона), начальник ПСС путем отдачи соответствующих указаний при постановке задач.

В последующем взаимодействие уточняется непосредственно на местах работ с учетом их хода и складывающейся обстановки.

Взаимодействие организуется по задачам, месту действий, способам их выполнения и времени с целью добиться единого понимания всеми командирами поставленной задачи, порядка и способов ее выполнения.

Взаимодействие организуется прежде всего в интересах подразделений, выполняющих главную задачу - спасение пораженных и локализацию источника поражения.

При этом обычно согласовываются: порядок действий при вводе на участок (объекты) работ; организация ликвидации или снижения до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ; порядок действий спасателей, инженерно-технических и других специальных подразделений при ведении спасательных работ в сложных условиях обстановки; порядок взаимодействия с местными (объектовыми) формированиями и специалистами при ликвидации повреждений на коммунально-энергетических сетях; порядок действий при смене; порядок действий при резком изменении обстановки, возникновении непосредственной опасности для жизни спасателей; порядок связи и информации; места размещения пунктов управления.

На основе решения командира (начальника ПСС) и их указаний штаб бригады (полка, подразделения), (группа управления ПСС) разрабатывают приказ и планируют ведение АСДНР.

Приказ является основным юридическим, директивным документом, определяющим замысел и организацию работ.

В приказе указывается:

Планирование АСДНР заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения подразделениями основных задач, распределении усилий подразделений и материальных средств по задачам и объектам работ, установлении порядка взаимодействия подразделений.

План разрабатывается на карте (плане участка, объектов) с приложением графика (календарного плана) работ и пояснительного текста.

На карте (плане) отражается: исходный район, маршруты ввода, участки (объекты) работ, источники поражения - пожары, источники заражения (загрязнения), основные препятствия; зона заражения (загрязнения); места размещения медицинских пунктов, пунктов специальной и санитарной обработки, маршруты эвакуации пораженных;

район размещения тыла; пункты управления и другие вопросы.

Текстуально отражаются: цель и общий замысел действий, состав привлекаемых сил и средств; расчет потребности материально-технических средств, организация взаимодействия.

На графике (календарном плане) работ отражаются: распределение сил и средств по основным задачам (участкам, объектам работ), выполнение задач (работ) по времени.

Кроме того, отрабатываются планы по службам (видам обеспечения) - план разведки, связи, радиационной, химической и биологической защиты, технического и тылового обеспечения, комендантской службы.

Указанные планы отрабатываются заместителями командира (начальниками служб) на рабочих картах.

В батальонах - вопросы обеспечения отражаются в общем плане действий как отдельный раздел.

В поисково-спасательных службах группой управления разрабатывается календарный план ведения спасательных работ.

Планирование осуществляется на весь период выполнения поставленной задачи - до ее полного выполнения.

По ходу действий план уточняется ежесуточно с учетом хода аварийно-спасательных и других неотложных работ и складывающейся обстановки.

Управление ведением АСДНР командир бригады (полка) осуществляет с пункта управления или путем выезда непосредственно в подразделения, прежде всего в действующие непосредственно на направлении (участке) сосредоточения основных усилий.

Основными методами управления соответственно являются: личное общение с подчиненными и уточнение задач на основе непосредственного изучения хода работ; отдача распоряжений по средствам связи на основе изучения донесений; личные переговоры с командирами подразделений и отдача коротких распоряжений по средствам связи.

Для управления подразделениями в бригаде (полку) развертываются командный пункт и тыловой пункт управления. В батальоне - командно-наблюдательный пункт. В ПСС - пункт управления.

Командный пункт развертывается на направлении действий основных сил бригады (полка), возможно близко от пункта управления комиссии по чрезвычайным ситуациям, которой бригада (полк) передана в оперативное подчинение (оперативной группы указанной ко­миссии).

Тыловой пункт управления развертывается в районе расположения тыловых подразделений.

Для обеспечения работы командира при выезде на места работ в бригаде (полку) создается подвижный командно-наблюдательный пункт.

Командиры рот, взводов осуществляют управление с пунктов управления, развертываемых на участке (объекте) работ, командиры отделений (машин) - непосредственно с мест работы этих подразделений.