6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
В этом учебном вопросе нам необходимо усвоить, что изменилось во взглядах западных стран на применение современных средств поражения. Очевидно, эти изменения являются всего лишь на всего следствием изменения основных взглядов западных держав, изложенных, прежде в военно-стратегических концепциях США и НАТО рис.6.1.1.
Рис. 6.1.1 Военно-стратегические концепции США и НАТО
В представленной модели оперативно-стратегических концепций США и НАТО мы видим, что в современных взглядах на характер войн и вооруженных конфликтов наряду с развитием ядерных средств поражения вполне достойное место занимает концепция достижения военно-технического превосходства над потенциальными противниками в обычных вооружениях за счет создания, главным образом, высокоточных систем поражения.
Осенью 2001 года было признано, что новая ситуация после событий 11 сентября в области безопасности требует от военного ведомства США развития стратегического анализа для двадцать первого века. Президентом Бушем были даны указания Министерству обороны трансформировать вооруженные силы и подготовить их к новому непредсказуемому миру. Результатом этого стали четырехлетний обзор по обороне и анализ состояния ядерных сил. Они и привели к началу главного изменения в американском подходе к роли ядерных наступательных сил в стратегии сдерживания и стали главной причиной проекта преобразования национального ядерного потенциала.
Доклад Пентагона конгрессу 8 января 2002г. по своей сути ознаменовал собой новую ядерную доктрину США, основным содержанием которой стала новая триада рис. 6.1.2:
наступательные ударные системы (ядерные и неядерные);
оборонительные (активные и пассивные);
обновленная оборонительная инфраструктура для обеспечения новых возможностей в противодействии возникающим угрозам.
Создание такой триады может ослабить зависимость США от ядерного оружия и усилить способность отразить атаку в условиях развития возможностей оружия массового уничтожения. Этого можно достичь двумя путями:
увеличением оборонительных средств, что будет означать более ослабленную зависимость от наступательных ударных сил при решении задач сдерживания, как во времена холодной войны;
увеличением неядерных средств, т.е. обычного оружия и сил для информационных операций. Это будет означать, что США будут меньше, чем прежде, зависеть от ядерных сил, добиваясь устрашения с помощью наступательного оружия.
Рис. 6.1.2 Взгляд на изменение триады США
Считается, что комбинация новых возможностей, составляющих новую триаду, сократит риск для страны, поскольку она приводит ядерные силы к отметке в 1700-2200 оперативно-развернутых стратегических ядерных боеголовок. Об этом было объявлено президентом Бушем 13 ноября 2001 года.
Таким образом, первый компонент новой триады наряду с имеющимися межконтинентальными баллистическими ракетами, баллистическими ракетами подводных лодок и ядерными бомбардировщиками дальнего радиуса действия будет иметь в своем составе и ударные неядерные вооружения, среди которых весомая роль будет отведена, очевидно, высокоточным системам поражения.
Второй компонент новой триады включает развертывание активной и пассивной обороны, так как сами по себе наступательные силы не в состоянии сдержать агрессию в двадцать первом веке. События 11 сентября 2001 г. подтвердили это. Средства ракетной обороны должны обеспечить активную защиту от целей, находящихся на малых и средних расстояниях.
Третий компонент – это гибкая оборонительная инфраструктура. Она должна обеспечить доверие к надежности ядерных запасов и к способности структур управления и контроля противостоять нападению.
Системы управления, связи и разведки должны обеспечить нормальное функционирование всех компонентов триады и их взаимодействие.
К 2012 г. оперативно развернутые силы будут включать: 1700-2100 стратегических ракетных боеголовок, которые будут обеспечивать американскую политику сдерживания, держать на прицеле объекты противника, включая органы политического управления и военную мощь, и препятствовать достижению его военных целей. Планируемые к 2012 г. силы включают 14 ПЛАРБ «Трайдент» (с двумя из 14 боеготовыми ракетами в каждый момент времени), 500 МБР «Минитмен», 76 бомбардировщиков В-52Н и 21 бомбардировщик В-2.
Для создания новой триады необходим пересмотр существующих сил, включая улучшение средств, используемых для строительства и для выполнения планов удара, с тем, что бы во время кризисных ситуаций руководство могло адаптировать имеющиеся варианты предварительного планирования или создавать новые.
Инициативы, отраженные в предполагаемом бюджете на 2003-2007 гг. (оборонный план на будущие годы), включают:
мобильные и перемещаемые цели;
поражение тяжелых и глубоко спрятанных целей. МО будет выполнять программу значительного улучшения средств обнаружения, распознавания таких целей;
удар на большую дальность. МО будет осуществлять системный подход для поражения важных фиксированных и подвижных целей на любой местности и при любых погодных условиях;
подводные лодки с крылатыми ракетами. МО предполагает профинансировать переделку четырех ПЛАРБ, выведенных из стратегических сил, в подводные лодки с крылатыми ракетами;
точный удар. Усилия по увеличению числа целей, которые могут быть атакованы одним ударом. Предусматривается многоцелевая система распределения информации для обеспечения помехоустойчивой безопасной цифровой сети по обмену важной информацией для ударных средств, единая ракета класса «воздух-земля», запускаемая вне зоны ПВО (JASSM); боеприпасы повышенной точности и беспилотный ударный самолет;
новая ударная система. С 2003г. МО начинает разрабатывать концепцию новой ударной системы, которой могут быть вооружены модернизированные АПЛ с крылатыми ракетами. Ожидается, что новые системы должны обладать такими качествами, как своевременное поражение цели, точность и способность быстрого перенацеливания.
Рассматривая взгляды ведущих западных держав на применение современных средств поражения, следует отметить, что опыт развязывания военных действий США и их союзниками в зоне Персидского залива (1991, 1998 гг.), в Югославии (1999 г.), в Афганистане (2001 г.) и снова в Персидском заливе (начало 20 марта 2003 г.), показывает приверженность концепции «Воздушно-космическая операция» рис.6.1.3.
При этом основная ставка делается на ударную огневую операцию и внезапное нанесение первых и последующих массированных ударов. Однако, специальная операция диверсионно-разведывательных сил, начало ВНО силами эшелона вторжения и проведение первых наступательных операций группами армий и армейскими корпусами коалиционного состава на практике до 21 марта 2003г. не проводились. Теперь, мы все являемся свидетелями, что кроме сил спецопераций США и Англии в боевых действиях участвуют и наземные войска. И впервые из уст американских генералов стало известно о таком способе поддержки наступающих войск, как «огневой вал». Очевидно, факт неожиданного сопротивления иракских войск и потерь заставили американские и британские войска вспомнить этот способ времен 2-й мировой войны. В последнее время, особенно в ходе боевых действий в Афганистане имели место предложения о возможности применения тактического ядерного оружия. В новой триаде, как бы в подтверждении этому, ядерное оружие может быть применено против целей, способных противостоять неядерным атакам, а именно против глубоких подземных бункеров или объектов, связанных с применением биологического оружия.
Рис. 6.1.3 Сценарий развязывания военных действий на ТВД (вариант)
А в целом огромный арсенал средств поражения, который может быть использован против человека и среды его обитания в войнах и вооруженных конфликтах в начале двадцать первого века, показан на рис.6.1.4.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература