5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
В области общего образования по инициативе ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России реализуется новый подход к изучению ряда школьных предметов через призму экологии и прогнозирования рисков на базе передовых информационных технологий.
При этом анализ мониторинговых и прогностических данных выступает инициирующим фактором более успешного усвоения таких предметов, как география, экология, физика, информатика, биология, иностранный язык и других. Для воплощения этой идеи в 2000 году в средней школе № 1294 г. Москвы создан Центр «Юный эколог и спасатель».
С целью распространения передового опыта обучения на основе информационных технологий, в 2001 году на базе данной школы открыта городская экспериментальная площадка по проекту «Интеграция знаний о безопасности жизнедеятельности в техногенной, природной, социальной среде в учебные курсы базового компонента на основе системно-деятельного подхода и информационных технологий».
Предполагаемым результатом деятельности площадки является внедрение в образовательный процесс методики, ориентированной на развитие личности учащегося, формирование у него системного мышления, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности общества на основе использования информационных технологий. Это позволяет существенно повысить эффективность обучения молодежи в области предупреждения и ликвидации ЧС. Расширение экспериментальной площадки предусматривает включение в ее состав образовательных учреждений из различных административных округов г. Москвы (в настоящее время – это средние школы № 1294 и № 1958, кадетский класс школы № 709 и другие).
В процессе обучения учащихся экспериментальной площадки широко используется географическая информационная система (ГИС), разработанная специалистами Федерального центра и занявшая первое место в мире на международных соревнованиях, проводимых под эгидой Совета Европы. ГИС содержит ряд расчетных задач по обеспечению безопасности человека и охране окружающей среды, информацию об экономике, экологии, населенных пунктах России и мира, растительности, реках, дорогах, расположении потенциально-опасных объектов и возможных ЧС.
На базе данной ГИС разработана компьютерная обучающая программа «ГЕО-Экстремум» (рис.5.7.1), предназначенная для интегрированного преподавания ряда образовательных предметов (Основы безопасности жизнедеятельности, география, экономика, физика, экология, информатика и др.). Использование данного программного продукта при изучении географии подтверждается возможностями его применения в качестве электронного атласа, создания контурных карт и картографических пособий.
П рограмма обладает рядом положитель-ных качеств:
наличие трёхмерной карты мира, подписей объектов с возможностью выбора данных на русском и английском языках; доступность к справочным сведениям по странам и населенным пунктам;
информационный блок на карте России содержит сведения о субъектах, населенных пунктах (до районного центра), гидрографических объектах;
наличие системы поиска объектов (город, страна, река и т.д.);
возможность нанесения и редактирования точечных, линейных и площадных объектов, выбор условных знаков и редактирования справочной информации;
возможность создания новых информационных объектов, массивов с привязкой к местности и редактирования справочных сведений о них;
возможность выбора свойства слоя карты; масштабирования, измерения расстояний и площадей.
Компьютерная программа «ГЕО-Экстремум» рекомендована Московским комитетом образования для широкого использования в образовательных учреждениях.
Для внедрения указанных подходов и методов дистанционного обучения в массовую общеобразовательную практику специалистами Федерального центра разработаны современные недорогие спутниковые антенны.
С их использованием станет возможным получать мониторинговую и прогностическую информацию о ЧС в реальном масштабе времени, в любом уголке нашей необъятной Родины. Применение малогабаритного программно-технического комплекса в учебном процессе (рис. 5.7.2) позволяет учащимся на основе ежедневного анализа космической информации (состояние лесного массива, сельскохозяйственных угодий, зон пожарной опасности, границ снеготаяния, наводнений и др.) выработать профессиональные навыки, а значит вступить во взрослую жизнь более подготовленным. Внедрение в процесс обучения так называемой «Космической географии» позволяет более наглядно и успешно осваивать учебный материал.
В настоящее время возможна поставка в образовательные учреждения недорогих программно-технических комплексов с многоканальным выводом информации в сеть компьютеров, что позволит даже при отсутствии выхода в INTERNET ежедневно получать информацию об окружающей среде за сотни тысяч километров от места расположения учебных заведений. Данный комплекс не имеет аналогов в мире.
Рис. 5.7.2 Состав и схема размещения компонентов программно-технического комплекса
Это также может способствовать повышению эффективности преподавания не только курса «ОБЖ», но и ряда других общеобразовательных предметов. Комплекс обеспечивает выборку координат любых объектов на Земле и отображение их характеристик; «привязку» контуров географических карт; измерение расстояний между выбранными точками, площади и температуры объектов и др.
Комплекс отмечен дипломом ВВЦ на проводимой Минобразования России в 2001 г. выставке «Учебная техника для профессионального образования».
В нашей стране мультимедиа обучающие программы пока не получили достаточного распространения, однако в Центре уже отработаны методы использования специальных комплексов программного обеспечения в области безопасности дорожного движения, а также программ, обучающих реагированию в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями (рис. 5.7.3). Большую роль при такой подаче материала играет именно психическое состояние обучаемых в момент создания проблемных ситуаций, так как обучаемые в подростковом возрасте остро воспринимают только то, что касается их лично. Примером может служить компьютерная обучающая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» для учащихся 7-8 классов, созданная по мотивам русских народных сказок. Обучаемые легко запоминают свои основные действия в том случае, если землетрясение застает их дома.
Занимаясь по компьютерной обучающей программе «Безопасность на улицах и дорогах», учащийся овладевает правилами дорожного движения в игровом варианте: нарушение правил приводит «к его гибели».
Таким образом, видя проблемные ситуации на экране компьютера, учащийся будет, скорее всего, вести себя разумно в реальной жизни. Кроме того, учащиеся отрабатывают приемы само- и взаимопомощи, приобретают навыки спасательных работ при пожарах, дорожно-транспортных происшествиях, учатся оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах.
Рис. 5.7.3 Мультимедиа обучающие программы «Как Иван-царевич подземного змея победил» и «Безопасность на улицах и дорогах»
Авторским коллективом Федерального центра с привлечением ряда ведущих специалистов Российской Федерации в области образования, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций под общей редакцией С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева разработана сетевая версия мультимедийного учебника по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (рис. 5.7.4), успешно прошедшая многоплановую экспертизу специалистов Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России и получившая соответствующий рекомендательный гриф.
Рис. 5.7.4 Мультимедийный учебник на CD-ROM «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений составлен в соответствии с Программой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, и содержит полный учебный курс за десятый класс общеобразовательной школы в поурочном разрезе в виде мультимедиа иллюстрированного и озвученного лекционного материала с контрольными вопросами (всего 108 уроков, 56 из них – материал для практических занятий). В разделе «В помощь преподавателю» приведены нормативные документы Минобразования России и МЧС России по методике преподавания предмета, проведению учебных сборов, вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пр.
Мультимедийное учебное пособие было удостоено серебряной медали на Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» в рамках одноименной выставки-продажи, прошедшей 1-4 ноября 2002 г. на ВВЦ под эгидой Минобразования России, и золотой медали – на Международной выставке инноваций в г. Сеул, что еще раз подчеркивает его актуальность и значимость.
Чтобы повысить мотивацию и качество обучения в области безопасности жизнедеятельности, в ФЦ ВНИИ ГОЧС разрабатываются новые системно-функциональные информационно-образовательные технологии (СФИТ) по использованию адаптированных к учебным целям программно-технических средств, применяемых в оперативной работе МЧС России, для обучения всех групп населения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты населения от ЧС.
Реализация проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001» показала, что и в общеобразовательной школе широкому распространению новейших информационных технологий мешает не только недостаток современной вычислительной техники. Недостаточная подготовленность учителей к использованию новых информационных образовательных технологий, а также отсутствие программно-технических средств, встраиваемых в учебный процесс традиционной школы, не меньшая проблема. Использование передовых образовательных технологий в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки организационных форм и насыщения содержания учебной деятельности, а также переподготовки преподавательских кадров.
Органично интегрированные в учебный процесс опережающие информационные технологии, состоящие из трех модулей (малогабаритного программно-аппаратного комплекса дистанционного спутникового зондирования Земли; геоинформационной системы, адаптированной для учебных целей; комплекта учебно-дидактических пособий, состоящего из мультимедийного учебника, методических разработок конкретных аудиторных и практических занятий в рамках данной технологии), смогут стать средством решения этих задач общеобразовательной школы на современном этапе.
В области профессионального образования Федеральным центром проводится работа по открытию ряда специальностей и специализаций по предупреждению и ликвидации ЧС, созданию передовых технологий подготовки кадров РСЧС.
Так, разработана и согласована с Минобразования России программа новой учебной специализации «Управление предупреждением и ликвидацией ЧС» по специальности 0613 «Государственное и муниципальное управление» с дополнительной подготовкой «Управление системами по предупреждению и ликвидации ЧС».
Необходимость целевой подготовки квалифицированных специалистов по обработке и анализу мониторинговой информации, принятию управленческих решений по предотвращению ЧС и уменьшению масштабов их последствий обусловлена созданием в городах России единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и объединенных систем оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) в ЧС (поручение Правительства Российской Федерации от 16.07.98 г. № БИ-П4-20705, распоряжение Президента Российской Федерации от 23.03.2000 г. № 86-РП).
Данная программа проходит апробацию в Жуковском авиационном техникуме им. В.А. Казакова, на базе которого создан опорный Экспериментальный центр.
Её содержание имеет комплексный междисциплинарный характер, сочетающий элементы гуманитарных, естественнонаучных и специальных предметов по управлению предупреждением и ликвидацией ЧС.
Одним из важнейших направлений деятельности в области профессионального образования является создание базовых кафедр МЧС России в ведущих ВУЗах страны. В настоящее время при Федеральном центре созданы базовые (выпускающие) кафедры «Высокие технологии предупреждения и ликвидации ЧС» Московского физико-технического института (государственного университета) и Кубанского государственного университета, кафедра «Менеджмент риска в чрезвычайных ситуациях» Современного Гуманитарного Университета (СГУ).
На кафедрах готовятся высококвалифицированные специалисты по современным наукоемким информационным технологиям в области прогнозирования и снижения риска природных и техногенных катастроф. Учебный процесс на кафедре СГУ организован и осуществляется по программам, методикам и учебным планам, разработанным специалистами Федерального центра по следующим дисциплинам:
основы теории снижения риска;
основы мониторинга и прогнозирования ЧС;
основы дистанционного зондирования Земли из космоса для предупреждения и ликвидации ЧС и контроля территорий;
основы информатики ЧС;
основы оценки социально-экономического ущерба ЧС (бакалавриат);
технологии мониторинга и прогнозирования ЧС (бакалавриат);
технические средства предупреждения и ликвидации ЧС (бакалавриат);
технологии космического мониторинга ЧС и контроля территорий (магистратура);
технологии управления риском ЧС (магистратура);
информационные технологии безопасности (магистратура).
В учебном процессе также широко используются космические снимки территории России, данные мониторинга ЧС, ГИС, научно-методическое и программное обеспечение анализа, прогнозирования и ликвидации ЧС, созданные в Федеральном центре.
Опыт создания базовых кафедр по подготовке специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС планируется широко использовать в ряде ведущих ВУЗов страны.
Специалисты, выпускаемые этими кафедрами, будут обладать высоким уровнем научно-технической активности и психологической устойчивости, обусловленной современной подготовкой и надежной перспективой дальнейшего творческого роста.
Для устранения существенного дефицита педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности МЧС России планирует создание системы дистанционного обучения.
С использованием данной формы обучения станет возможным квалифицированно проводить методические занятия по предупреждению и ликвидации ЧС учителям и преподавателям, у которых данный предмет не является основным, дифференцированно доводить необходимую учебную информацию непосредственно до различных категорий обучаемых, а также дистанционно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования.
Федеральным центром в настоящее время проводится активная работа по созданию системы дистанционного обучения совместно с Современным Гуманитарным Университетом, ведущим ВУЗом страны в области дистанционного обучения. Разработана методика организации и функционирования совместных базовых кафедр дистанционного обучения и подготовки специалистов в области ГО, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС. Предполагается широкое использование дистанционного обучения, в том числе на территориях с нарушенными условиями жизнеобеспечения населения.
В связи с обращениями в МЧС России Председателя Правительства Чеченской Республики С.В. Ильясова и помощника Президента Российской Федерации С.В. Ястржембского об оказании помощи по организации в Чеченской Республике обучения по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», как важного шага в направлении восстановления мирной жизни – в настоящее время Федеральным центром реализуется проект дистанционного обучения с использованием мультимедийных компьютерных программ и учебных пособий в области безопасности жизнедеятельности.
В целях развития системы дополнительного профессионального образования в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Федеральном центре создан и успешно функционирует Центр подготовки специалистов в области современных технологий предупреждения и ликвидации ЧС, который получил лицензию Комитета образования города Москвы (серия СЛОД № 002627 код-Г) на право ведения образовательной деятельности.
В данном Центре осуществляется дополнительное профессиональное образование специалистов, в том числе и зарубежных, по следующим курсам (специализациям):
системы дистанционного зондирования земной поверхности с помощью средств наблюдения космического базирования; системы математического моделирования предупреждения и ликвидации ЧС;
технологии мониторинга природно-техногенной сферы;
робототехнические системы и современные технологии ведения аварийно-спасательных работ (теоретический курс);
применение взрывчатых веществ при ведении аварийно-спасательных работ (теоретический курс);
сертификация аварийно-спасательных средств;
экономический механизм формирования внебюджетных фондов для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в регионах и муниципальных образованиях.
Ежегодно в Центре проходит обучение более 90 специалистов, в том числе и зарубежных.
Проводятся исследования по внедрению передовых российских технологий в подготовку специалистов для обеспечения деятельности служб гражданской защиты европейских стран.
В целях объединения интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов в 2000 г. по инициативе Федерального центра подписано совместное соглашение и утверждена Межотраслевая программа научно-инновационного сотрудничества между МЧС России и Минобразования России на период до 2004 г. в области подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.
Программа предусматривает разработку системы конкретных действий, направленных на координацию выполнения НИОКР, развитие инновационной деятельности ВУЗов, подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров в интересах РСЧС.
В 2001-2002 годах в рамках выполнения НИР по плану НИОКР МЧС России разработана следующая научно-техническая продукция:
методические рекомендации по оснащению кабинета (класса, лаборатории) по «ОБЖ» и «БЖД» для образовательных учреждений;
учебно-методическое пособие по проблемам защиты населения и территорий от ЧС для учреждений среднего профессионального образования;
компьютерная обучающая программа по теме «Защита от ЧС природного и техногенного характера» для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений;
комплект плакатов по дисциплине «БЖД» для студентов ВУЗов;
учебная программа для повышения квалификации преподавателей организаторов курса «ОБЖ» в учебно-методических центрах ГОЧС;
мультимедийная энциклопедия по действиям населения в условиях ЧС;
проект базовой межвузовской лаборатории по защите от ЧС на базе учреждения высшего профессионального образования Минобразования России;
компьютерная презентационная программа для образовательных учреждений «Стратегия безопасного будущего» (рис. 5.7.5);
методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления различного уровня.
Рис. 5.7.5 Компьютерная презентационная программа для образовательных учреждений «Стратегия безопасного будущего»
Данная научно-техническая продукция прошла апробацию на Всероссийской специализированной ярмарке-выставке «Учебная техника для профессионального образования» (25-28 сентября 2001 г., ВВЦ) и Научно-практической конференции «Высшая школа и регионы: основы взаимодействия и сотрудничества» (26-29 октября 2001 г., г. Туапсе), Всероссийской конференции «Современная образовательная среда» (1-4 ноября 2002 г.), проведенными Минобразования России.
Использование указанной продукции позволит существенно улучшить образовательный процесс в области ГО и защиты от ЧС.
Таким образом, новые информационные образовательные технологии являются наряду с инженерно-техническими мероприятиями мощным фактором управления риском ЧС. С помощью данных технологий станет возможным:
1. Наряду с процессом формирования устойчивых знаний и навыков в области безопасности жизнедеятельности более эффективно изучать другие общеобразовательные дисциплины: географию, математику, физику, информатику и др.
2. Используя дистанционные методы обучения, обеспечить значительный контингент людей требуемыми знаниями и решить задачу преодоления дефицита квалифицированных преподавателей ОБЖ.
3. Наряду с образованием, параллельно осуществлять ежедневное воспитание в молодом человеке чувство гражданской ответственности за безопасность страны и общества. Это достигается целенаправленной подачей необходимой информации в реальном масштабе времени.
4. Воспитывать в молодых людях чувство патриотизма и гордости за нашу страну. Это становится возможным при внедрении в учебный процесс передовых российских информационных технологий, не уступающих, а, зачастую, превосходящих аналогичные зарубежные технологии.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература