logo
том 2 - 2003 1 диск г

Введение

Надежная способность государства дать решительный отпор любому агрессору немыслима без всесторонней и заблаговременной подготовки тыла страны.

Современные средства вооруженной борьбы, их мобильность, быстродействие, огромная разрушающая сила и неограниченная досягаемость выдвигает повышенные требования к поддержанию высокой боевой готовности Вооруженных Сил и готовности Гражданской обороны государства как в мирное время, так и при угрозе и в случае нападения любого противника на Российскую Федерацию.

Важное место в обеспечении высокой обороноспособности страны отводится Гражданской обороне.

В Федеральном Законе “О гражданской обороне”, принятом 12 февраля 1998 года, дано следующее определение: Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Если раскрыть это определение более подробно, то следует рассматривать ГО как составную часть единой общегосударственной системы оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения, территорий, экономики, материальных и культурных ценностей страны от средств нападения вероятного противника, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

Кроме того, под ГО понимается и общегосударственная организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, предназначенная для выполнения мероприятий по защите населения и территории страны в военное время от ЧС как военного, так и природно-техногенного характера.

За время существования ГО, и особенно в последние годы, сложилась система научно обоснованных знаний, составляющих ее теорию. Предметом данной теории является входящая в общий комплекс оборонных задач государства система мероприятий по защите в военное время населения и тыла страны силами и средствами, которыми располагает гражданская оборона.

Стоящие перед ГО большие и ответственные задачи, связанные с разработкой путей, способов и средств сохранения людских и материальных ресурсов, максимального снижения их возможных потерь, обеспечения устойчивого функционирования органов управления, сил, территорий, отраслей и объектов экономики страны в военное время, решаются на основе глубоких теоретических исследований, обобщения опыта и использования всех достижений науки и техники, что повышает целеустремленность проводимых мероприятий, их эффективность и практическую ценность.

В Федеральном Законе “О гражданской обороне” изложены задачи ГО, а также принципы, которыми она руководствуется в своей деятельности при решении данных задач.

Успешное решение многообразных и сложных задач гражданской обороны может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиями всех привлекаемых ОУ, сил и средств при максимально полном использовании имеющихся возможностей для защиты населения, территорий, отраслей и объектов экономики, окружающей природной среды, с тщательным планированием, подготовкой, организацией и проведением защитных мероприятий, всесторонним согласованием этих усилий под руководством соответствующих начальников и органов управления ГО.

В условиях современной войны особое значение имеет взаимодействие Гражданской обороны, Вооруженных Сил, отраслевых министерств и ведомств, всех остальных органов управления и привлекаемых сил и средств, которое необходимо рассматривать как один из важнейших факторов, обеспечивающих успешное решение возложенных на каждого из них задач.

В интересах ГО сущность данного взаимодействия состоит в согласовании общих усилий в интересах наиболее успешного выполнения задач по защите населения и территорий в различных условиях обстановки, а также во взаимном оказании помощи всеми имеющимися в распоряжении силами и средствами, выделенными для решения данной задачи.

Основным предназначением НГО и ОУ ГО всех уровней в мирное время является обеспечение высокой готовности ГО к выполнению всех возложенных на нее задач на соответствующей территории или в ведомстве при угрозе или с началом войны.

ОУ и силы ГО должны быть всегда готовы к решению своих задач, и прежде всего внезапно возникающих, в предельно короткие сроки, а население – к самозащите от опасностей военного времени и участию в мероприятиях ГО.

Для решения этих задач необходимо в первую очередь организовать и обеспечить перевод ГО с мирного на военное время с целью приведения ее в готовность к выполнению предусмотренных Планами ГО мероприятий по защите населения и территорий от опасностей военного и природно-техногенного характера, с учетом взглядов вероятного противника на способы развязывания и ведения современной войны.

Все это требует четкой организации и всесторонней подготовки не только органов управления ГО различного уровня, Войск и формирований ГО, но и всего населения.