logo
том 2 - 2003 1 диск г

6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны

Применение войск гражданской обороны в мирное время осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при этом по штатам военного времени - на основании решения Президента Российской Федерации. Управление войсками гражданской обороны в мирное и военное время осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с директивой Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10 сентября 2001 года № 1ДСП для соединений и частей войск гражданской обороны установлена степень готовности “ГОТОВНОСТЬ № 1”.

ГОТОВНОСТЬ № 1 - это такое состояние органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций, при котором они для участия в ликвидации ЧС (угрозы ЧС) приводятся в готовность к применению в штатной структуре мирного времени. (Привлечение воинских формирований войск ГО к ликвидации ЧС (угрозе ЧС) по штатам военного времени может осуществляться в исключительных случаях (распорядительным порядком) на основании распоряжения Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 27.05.1996 г. № 784).

Органы управления, соединения (воинские части) войск ГО и организации могут приводиться в ГОТОВНОСТЬ № 1 как в полном составе, так и меньшими силами в составе: оперативных групп органов управления (ОГ), одной или нескольких воинских частей (подразделений), сводных мобильных отрядов (СМО), дежурных подразделений, дежурных смен (усиленных дежурных смен) и т.д.

ГОТОВНОСТЬ № 1 для применения по предназначению в мирное время органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций вводится Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Право на приведение подчиненных органов управления, соединений, воинских частей войск ГО и организаций в ГОТОВНОСТЬ № 1 (с немедленным докладом по команде) также предоставляется:

Для войск гражданской обороны установлены:

В настоящее время Департаментом войск гражданской обороны и спасательных формирований разрабатывается проект указа Президента Российской Федерации “О порядке привлечения сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время ”, которым утверждается Положение и вводится степень готовности для применения соединений и воинских частей ВС РФ в мирное время.

Применение войск гражданской обороны в военное время.

Применение войск гражданской обороны в военное время осуществляется в соответствии с требованиями:

Порядок применения войск гражданской обороны изложен в:

Порядок перевода войск гражданской обороны с мирного на военное время определяется:

а) в региональных центрах:

б) в соединениях (воинских частях) войск ГО:

в) в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организациях:

Поставку мобилизационных ресурсов войскам гражданской обороны обеспечивает Министерство обороны Российской Федерации через военные комиссариаты.

Отмобилизование и перевод войск гражданской обороны с мирного на военное время проводятся по решению Президента Российской Федерации и осуществляются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

Полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в части управления войсками гражданской обороны определяются Положением о МЧС России (в настоящее время перерабатывается в связи с переходом в МЧС России Государственной противопожарной службы).

Перевод войск гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами Российской Федерации и состоит в своевременном и организованном выполнении комплекса мероприятий, направленных на обеспечение условий необходимых для своевременного приведения их в готовность к действиям по ликвидации последствий применения противником современных средств поражения.

Между пунктами управления организуется и постоянно поддерживается обмен информацией по обстановке, на них ведется идентичная по форме и содержанию рабочая документация, последовательно развертывается по полной схеме система связи.

Основы действий войск гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также при проведении АСДНР в условиях военного времени определяются Уставом войск гражданской обороны Российской Федерации.

Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны, привлекаемые для проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, террористических актов и для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий нападения противника (в военное время) могут передаваться в оперативное подчинение:

Перечень документов, определяющих возможность и порядок передачи соединений и воинских частей войск гражданской обороны в оперативное подчинение начальникам ГО субъектов Российской Федерации:

Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности Войск гражданской обороны функционирует военный совет, который по должности возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Оперативное развертывание войск гражданской обороны к действиям по ликвидации последствий нападения противника и к решению задач в очагах поражения осуществляется в рамках стратегического развертывания Вооруженных Сил, вводом в действие Плана гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, и обеспечивается:

Вопросы, связанные с участием войск гражданской обороны в выполнении задач территориальной обороны и защите объектов экономики страны от высокоточного оружия, проведении маскировочных мероприятий в городах и на коммуникациях, решаются в соответствии с планами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, Плана гражданской обороны Российской Федерации и командования военных округов в рамках Дополнительного протокола № 1 к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949г.

Общее руководство подготовкой территориальной обороны осуществляет Правительство РФ. МЧС участвует в планировании территориальной обороны и выполняет задачи по вопросам территориальной обороны, поставленные Правительством РФ. При этом в соответствии с “Положением о территориальной обороне” федеральные органы исполнительной власти отвечают за охрану и оборону непосредственно подчиненных им важных объектов (т.е. МЧС России отвечает непосредственно за охрану и оборону своих объектов).