Введение
Несколько слов о потенциале ГПС. В настоящее время, в Российской Федерации имеется 163 территориальных органов управления, 961 отряд ГПС, а также 5,3 тыс. пожарные части и 489 отдельных постов ГПС, в которых несут круглосуточное дежурство более 54 тыс. человек.
Для повышения эффективности боевых действий по тушению крупных пожаров в течение 1,5 часов может быть привлечено дополнительно почти 15 тыс. человек, свободных от несения службы. С этой целью в Российской Федерации создано 336 опорных пунктов пожаротушения.
Для обеспечения квалифицированного руководства силами на пожаре в системе ГПС создано 263 службы пожаротушения, которые укомплектованы 3,2 тыс. высокопрофессиональными специалистами.
Для реализации задач по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, а также оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим в составе ГПС были созданы специализированные подразделения, предназначенные для выполнения специфических работ при возникновении ЧС. В настоящее время в системе ГПС имеются семь специализированных отрядов и 84 специализированные части по тушению крупных пожаров, штатная численность которых составляет около 5,3 тыс. человек. В тоже время по типовому штату численность указанных подразделений должна составлять 9,4 тыс. сотрудников ГПС.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 в состав сил постоянной готовности РСЧС включены региональные отряды по тушению крупных пожаров ГПС в г.г. Реутове Московской области, Хабаровске, Екатеринбурге, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, в Ростовской области. В зону обслуживания каждого регионального отряда входит более 10 субъектов
Российской Федерации. В зону обслуживания каждого регионального отряда входит более 10 субъектов Российской Федерации.
Несколько слов по обстановке с пожарами на территории Российской Федерации.
В 2001 году произошло 246 тыс. пожаров (за 5 лет снижение на 16,5%), общие материальные потери от них составили около 48 миллиардов рублей.
При пожарах погибли более 18 тысяч человек (рост по сравнению с 2000 г. на 12,5%). Еще 14 тысяч получили травмы (рост на 1%).
Основное количество пожаров - 73 % и гибели при них людей - 90% по-прежнему происходит в жилом секторе.
Причинами почти 70 % пожаров является неосторожное обращение с огнем, а также нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования.
В среднем за год в Российской Федерации ежедневно возникало более 700 пожаров, при которых уничтожалось до 200 строений различного назначения и несколько десятков единиц автотракторной техники и т.д.
За год пожарами уничтожается или значительно повреждается жилая площадь, эквивалентная городу с численностью населения 300 тыс. человек.
В 2001 году зарегистрировано 159 крупных пожара и пожаров с групповой гибелью людей. При них погибли 120 человек и травмированы 90 человек. Материальные потери составили 6,7 млрд. руб. Крупные пожары зарегистрированы в 52 субъектах Российской Федерации.
За последние 10 лет на территории Российской Федерации произошли 1752 пожара, отнесенных к категории «крупные», при которых погибли и пострадали более 4,5 тыс. человек.
Приведу несколько примеров:
19 февраля 1990 года при пожаре в видеосалоне парка культуры и отдыха им. Ленинского комсомола (Свердловская область) погибли 13 человек, а 23 августа этого же года при пожаре на Уфимском заводе синтетического спирта было травмировано 131 человек.
В феврале 1992 года произошел пожар в здании гостиницы «Ленинградская» в г. Санкт-Петербурге». При тушении этого пожара погибло 9 сотрудников ГПС. Пожарными спасено более 200 человек.
14 апреля 1993 года в результате пожара выведен из строя завод двигателей АО «КАМаз».
13 марта 1995 года произошел пожар в здании гостиницы «Сибирь» в г. Иркутске. В результате этого пожара погибли 7 человек и пострадали 21 человек. В ходе тушения спасено 45 человек.
14 марта 1996 года произошел пожар в здании общежития СПТУ-13 Республика Саха (Якутия). В результате пожара погибло 17 и пострадало 15 человек. 14 мая этого же года при тушении пожара, происшедшего в результате железнодорожной катастрофы на территории Чувашской республики, получили отравление продуктами горения более 100 сотрудников органов внутренних дел.
11 февраля 1998 года произошел пожар в здании Службы Морского транспорта Минтранса Российской Федерации. Из задымленных этажей здания с использованием автолестниц и коленчатых подъемников пожарными эвакуировано 94 человека, по маршевым лестницам в резервных СИЗОД под прикрытием водяных стволов выведено 12 человек, всего на пожаре было спасено 106 человек.
10 февраля 1999 года произошел пожар в административном здании Главного управления внутренних дел Самарской области. В результате пожара здание ГУВД практически полностью уничтожено огнем, погибли 57 сотрудников и работников органов внутренних дел. Пожарными с использованием ручных и механических пожарных лестниц через оконные проемы на пожаре было спасено 65 человек, по лестничным клеткам эвакуировано более 80 человек.
5 июля 2000 года произошел пожар с последующим взрывом железнодорожной цистерны с бензином в г. Омске, в результате которого ожоги различной степени тяжести и травмы получили 21 сотрудник ГПС. Из строя было выведено 4 пожарных автомобиля, а также уничтожены рукавные линии.
При тушении пожара и в последующий период за медицинской помощью обратилось 89 человек.
27 августа 2000 года произошел пожар в телебашне Государственного центра радиовещания и телевидения (ГЦРТ). В ходе тушения пожарными во взаимодействии со спасателями МЧС России, сотрудниками милиции и администрацией телебашни спасено и эвакуировано более 300 человек из числа посетителей и обслуживающего персонала и не допущено распространение горения на основное телекоммуникационное оборудование. Для ликвидации пожара привлекалась группировка сил и средств:
От МВД России; 2209 человек, 241 ед. техники, 2 пожарных вертолета, в том числе:
ГПС: 872 человека, 82 пожарных автомобиля, 2 вертолета;
ГИБДД - 96 человек, 46 ед. техники;
Патрульно-постовая служба 785 человек, 47 ед. техники;
ОМОН - 200 человек, 8 ед. техники;
Вневедомственная охрана - 284 человека, 12 ед. техники;
Специальные моторизованные части милиции - 300 человек, 19 ед. техники;
Муниципальная милиция - 76 человек, 27 ед. техники.
От МЧС России 117 человек и 6 ед. техники.
От городских служб:
Центр экстренной медицинской помощи - 36 человек (11 экипажей, из них 9 экипажей скорой помощи);
Мосводоканал - 4 человека и 1 ед. техники.
Необходимо отметить, что в 2001 году в системе ГПС произошли 30 случаев гибели и группового травмирования сотрудников ГПС, в результате которых 22 человека погибли и 32 получили травмы различной степени тяжести. Непосредственно при тушении пожаров погибли 8 человек.
Всего за период с 1996 по 2001 годы при ведении боевых действий по тушению пожаров и при исполнении служебных обязанностей погибли 132 человека. Это численность практически трех пожарных частей.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература