7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
Присяжнюк Н.Л.
На основе изучение руководящих документов можно сделать вывод о том, что деятельность пожарной охраны, в том что числе и государственной противопожарной службы (ГПС), тесным образом связана с экономикой пожарной безопасности (ПБ). Это вытекает из тех функций и задач, которые стоят перед этими службами в области обеспечения ПБ. Некоторые из них: организация разработки и осуществление государственных мер, нормативное регулирование в области ПБ; координация ГПС деятельности других видов пожарной охраны; разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области ПБ; организация и осуществление государственного пожарного надзора; вопросы лицензирования, противопожарного страхования и др.
Почему же при такой тесной связи отмеченных функций и задач с экономикой ПБ на сегодняшний день существуют экономические проблемы в деле обеспечения пожарной безопасности?
Потому что наступила "новая эпоха", осуществляется переход к рыночной экономике или еще и потому, что в силу тех или иных причин объективного и субъективного характера экономические проблемы в области ПБ на протяжении десятков лет не решались должным образом? Сколько десятилетий тому назад учеными, инженерами и другими сотрудниками ставились экономические проблемы, но они решались очень слабо или вовсе не решались.
Какие же "старые - новые" экономические проблемы в области обеспечения ПБ, те проблемы, на которые мы "натыкаемся" и сегодня. Это, во-первых, оценка капитальных затрат на обеспечение ПБ. Эта проблема решена частично, но не до конца. Несколько цифр. По данным ВНИИПО и ЦНИИПромзданий доля затрат в общем объеме стоимости строительно-монтажных работ в промышленности 8,6%. По данным ВИПТШ МВД РФ эта цифра достигает 18%.
В США эта цифра в промышленности составляет около 8%. При чем отмечается тенденция ее роста. Так в одном из зданий, построенных в г. Сиэтле компании "Трансамерика" стоимости всей протиповопожарной защиты достигла 23% общей стоимости строительства. При этом утверждается, что если пожар возникает даже один раз в 50 лет, то расходы на создание и эксплуатацию противопожарной защиты будут оправданы. Можно сказать, что величина капитальных затрат на обеспечение ПБ носит противоречивый характер. И это в первую очередь связано не столько с проблемой по ее оценке, сколько с неприданием этому существенной значимости.
Если оценка общих капзатрат на обеспечение ПБ является сложной, емкой, проблематичной задачей, то оценка капзатрат по отдельным элементам не вызывает особых трудностей. Тогда почему на сегодняшний день нет ответов на такие вопросы: какие капзатраты на установки пожаротушения в резервуарных парках РФ; какие капитальные затраты на наружное и внутреннее противопожарное водоснабжение промизданий; какие капзатраты на пожарную сигнализацию по отдельным объектам и т.д.
Во-вторых, это проблема оценки ущерба (потерь) от пожаров. На сегодняшний день нет однозначности в подходах к определению ущерба от пожаров. И, в особенности, это касается определения косвенных потерь. Не вдаваясь в методические подробности расчета косвенных потерь, отметим только несколько, на мой взгляд, существенных недостатков.
Первый их них, это то, что к косвенному ущербу пытаются относить и текущие затраты. Например, затраты на тушение и ликвидацию пожара. Ведь в последнее время в технико-экономическом анализе используют так называемые общие (приведенные) затраты на обеспечение пожарной безопасности, куда включают капитальные затраты, эксплуатационные расходы (текущие затраты) и ущерб от пожаров. В этом случае происходит повторные счет одной и той же величины. Поэтому такое смешивание (затрат и ущерба) способствует появлению ошибок.
Ко второму существенному недостатку следует отнести включение в косвенные убытки затрат на восстановление объекта после пожара. Здесь правильнее было включать только часть затрат, которые определяются потерей эффективности отвлеченных капзатрат на восстановление объекта. В противном случае, ошибка может составить 50÷200% и более. К третьему недостатку можно отнести попытку включения в косвенные потери затрат на содержание личного состава пожарной охраны отнесенных к числу пожаров. В этом случае усматривается не только смешивание затрат с ущербом, но и парадоксальный факт - чем меньше пожаров (во многом благодаря личному составу), тем больше косвенные потери в расчете на один пожар.
На мой взгляд, при совершенствовании методических подходов по определению ущерба от пожаров необходимо сосредоточить внимание на расширение показателей косвенных потерь, полноте учета и правильности их расчета.
К третьей проблеме можно отнести проблему оценки эффективности мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Разумеется, что если не в полной мере решены выше перечисленные проблемы, то как можно решить эту проблему, решение которой базируется на сопоставлении затрат и результатов. Проблема оценки эффективности мероприятий по обеспечению ПБ можно отнести к проблеме номер один. Иначе не понятно как можно определить тактику, стратегию обеспечения ПБ, как можно создавать различные концепции обеспечения ПБ, осуществлять научно-техническую политику в области обеспечения ПБ, если мы не можем ответить на вопрос: какая социально-экономическая эффективность мероприятий, которые созданы и внедрены за последние десятилетия.
Понятно, что оценить досконально эффективность всех мероприятий задача не простая. Но, опять-таки, если взять отдельные мероприятия (элементы системы ОПБ), например, установки пожаротушения в резервуарном парках, которые внедрялись давным-давно и продолжают внедряться сегодня несмотря на то, что кроме убытков (неоправданных затрат) ничего не наблюдается. Почему они продолжают внедряться? Это социально-экономическая необходимость (за несколько десятилетий ни один пожар не потушен) или это дань моде? Это относится и к пожарной сигнализации, к системам дымоудаления, к автомобилям порошкового пожаротушения и т.д.
К основным причинам такого положения можно отнести следующие. Во-первых, слишком много в деятельности инженерно-технического персонала в области обеспечения ПБ накопилось схоластики и умозрительных конструкций, слишком сильна ориентация на интуитивные доводы и субъективные факторы.
Приведем лишь один пример. Согласно СниП 2.04.02-84* расчетное количество одновременных пожаров на промышленном или сельскохозяйственном предприятий надлежит принимать в зависимости от занимаемой должности; один пожар при площади до 150 га, два пожара - более 150 га.
Возникает вопрос, почему количество пожаров зависит только от занимаемой площади (га), а не от более реальных показателей (плотности застройки, категории знаний по пожарной опасности и т.п.)? Сколько затрат требует только это "научно обоснованное" требование, которое, к стати и говоря, существует с тридцатых годов прошлого века?! Почему нет даже дифференцированности предприятий?
Во-вторых, многие не хотят заниматься анализом фактической эффективности, так как это рутинная работа, а научной новизны практически нет. Поэтому большинство специалистов склонны заниматься созданием различных моделей, методик, концепций, схватывать кажущиеся модным на сегодняшний день, так как это дает дорогу в ученый мир и позволяет приобретать авторитет в среде этого ученого мира.
К третьей причине можно отнести низкий уровень экономической подготовки по специальным вопросам в учебных заведениях, готовящих кадры для пожарной охраны. Недостаточный уровень экономической подготовки кадров для пожарной охраны не способствует вовлечению более широкого круга специалистов в творческую работу. Этим объясняется и низкий коэффициент использования знаний, полученных в учебных заведениях на практике.
В свою очередь, причины, приводящие к недостаточной экономической подготовке кадров для пожарной охраны можно разделить на три группы: причины организационного характера; причины психологического характера; причины методического характера.
К причинам организационного характера можно отнести отсутствие специальной экономической подготовки в пожарно-технических училищах (ПТУ). Нам представляется, что это единственное в стране (а может быть и в мире) средне-технические учебные заведения, где вообще не предусмотрено изучение специальной экономики, характерной профилю деятельности выпускников. Желает лучшего и организация экономической подготовки в высших учебных заведениях ГПС. Здесь важно, чтобы более полно, в достаточном объеме отражались экономические вопросы на всех специальных кафедрах. Такая практика давно введена во всех ВУЗах инженерного профиля. необходимо повысить требования к технико-экономическому анализу, выполняемому слушателями (курсантами) в дипломных проектах (работах) и др.
К причинам психологического характера можно отнести следующее. Во-первых, у слушателей почему-то складывается такое мнение, что экономика ПБ не представляет какой-либо сложности, она и так понятна (меньше затратить и больше получить) и не требует серьезного отношения.
Во-вторых, отсутствие достоверной информации рождает мнение о том, что не нужен какой-либо экономический анализ, если он основан на "липовой" статистике. И, отчасти, это верно, в основном из-за низкого качества учетно-регистрационной работы на местах.
К третьей причине психологического характера можно отнести то, что он их не получил, но работал неплохо, был даже в передовиках. Поэтому, видимо, можно работать без этих знаний и после института (академии) ГПС. В итоге складывается следующая ситуация: на практике знания экономики ПБ используются мало или вовсе не используются, так как специалист этими знаниями не обладает, а не обладает потому, что они якобы не нужны. Это существенные психологические барьеры, от которых необходимо избавляться путем не только совершенствования экономического образования, но и путем совершенствования практической деятельности выпускников учебных заведений в системе ГПС.
К причинам методического характера можно отнести то, что в существенной литературе, как правило, нет разъяснений почему нужно использовать именно эту формулу, а не другую, откуда она вытекает, в чем заключается ее смысл и др. Такое положение, к сожалению, не только в институтах ПБ, а практически во всех инженерных ВУЗах. Слушателю инженерного ВУЗа, который приучен к работе по конкретным научным дисциплинам, где все разложено по "полочкам", такая литература вызывает недоумение, что в свою очередь, отбивает желание изучать экономику ПБ.
Для преодоления возникших проблем в области совершенствования экономического образования слушателей (курсантов) учебных заведений в системе ГПС МЧС РФ необходимо разработать стройную систему, соответствующую требованиям сегодняшнего дня, а результатом будет более высокая отдача от специалистов в области обеспечения ПБ, основанная на творческой, более интересной и полезной деятельности.
Не останавливаясь на ряде других экономических проблемах (финансирование, материально- техническое обеспечение ГПС и др.) отметим только то первоочередное, что необходимо сделать для разрешения многих экономических проблем в области обеспечения ПБ.
Во-первых, необходимо оценить эффективность тех мероприятий, которые внедрялись на протяжении нескольких десятилетий и продолжают внедряться и сегодня. Другими словами говоря, необходимо нормативную базу (СниПы, ГОСТы, НПБ и др.) "просеять через плотное сито" и полезное (эффективное) требование оставить, а не эффективное отменить (приостановить) или заменить. Кто-то должен этим заниматься; Поэтому, во-вторых, то количество кадров которое призвано непосредственно заниматься экономическими вопросами явно недостаточно. Необходимо их увеличить хотя бы в 4-5 раз (ВНИИПО). В АГПС при НИО создать группу экономической деятельности в системе ОПБ хотя бы из 3Х - 4Х человек; И, в-третьих, в практической деятельности необходимо больше внимания уделить вопросам эффективности СОПБ, больше творчества и рачительного отношения к затратам на обеспечение пожарной безопасности на доверенных им объектам.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература