logo
том 2 - 2003 1 диск г

6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны

Шпаковский Ю.Г.

Проблема защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них, всегда была актуальной. В современных условиях, в связи с учащением военных конфликтов, использованием в них новых средств поражения, возрастанием опасности терроризма, проблема приобрела особую значимость.

Историки подсчитали, что последние 5,5 тысячелетий сопровождались 15 тыс. войн, а за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов! К сожалению, научно – технический прогресс способствует не только улучшению условий жизни и повышению производительности труда, но и совершенствованию средств поражения и способов борьбы. Но всегда наиболее пострадавшей стороной оказывалось мирное население. Об этом говорит устойчивая тенденция роста числа жертв среди мирного населения по отношению к военному персоналу. На сегодняшний день это соотношение составляет - один погибший военнослужащий на 20 жертв среди мирного населения.

Любая война – это огромные людские и материальные потери, тяжелые экономические и социальные последствия которых преодолевать приходится усилиями всей страны. Поэтому государство возвело вопросы защиты населения при ведении военных действий в ранг государственной политики.

Принципиальные положения государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны подтверждают важность и значение ее на современном этапе развития страны и необходимость дальнейшего совершенствования.

Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны представляет собой систему официально принятых взглядов на цели, принципы, содержание и порядок осуществления мероприятий по подготовке государства к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Целью этой политики является создание в стране условий, направленных на предотвращение или максимальное снижение людских потерь, материального ущерба, а также сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Политика государства в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О гражданской обороне", других нормативных правовых актов, и реализуется с учетом следующих основных принципов:

Одна из важных задач деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – сохранение потенциала гражданской обороны. Однако в полной мере решить эту задачу не удается.

Причинами такого состояния гражданской обороны являются не только причины финансово-экономического характера, но и недостаточно полно сформированная нормативно-правовая база, недостаточно четко и однозначно регламентирующая деятельность структурных подразделений (органов управления), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и определяющая их функции и задачи.

В интересах развития и совершенствования нормативной правовой базы по организации и ведению гражданской обороны в 1998 году был принят Федеральный закон "О гражданской обороне", в котором, в частности, определено, что к силам гражданской обороны относятся:

Безусловно, воинские части гражданской обороны составляют ядро наиболее подготовленных и мобильных сил гражданской обороны, но они ориентированы, прежде всего, на решение задач военного времени. Наиболее же многочисленной составляющей сил гражданской обороны являются гражданские организации гражданской обороны.

Формирования гражданской обороны различного назначения начали создаваться ещё в 20 – 30-х годах. Серьезным поводом к этому стала агрессивная политика Германии. В этой связи расширялась общественная деятельность, направленная на подготовку граждан к защите Отечества. Одной из форм этой деятельности являлись массовые оборонные организации, которые занимались распространением основ военных знаний. Первой такой организацией стало Военно-научное общество, созданное в 1920 году, председателем совета которого был М.В. Фрунзе. К 1932 году было создано уже около 3 тысяч формирований, занимающихся защитой населения.

В том же 1932 г. была создана государственная система местной противовоздушной обороны (МПВО) – основа будущей системы Гражданской обороны СССР - с задачами предотвращения потерь населения крупных городов, сведения к минимуму материального ущерба от действий вражеской авиации и ликвидации последствий воздушных нападений. Силы МПВО формировались по двум главным направлениям: по линии военного ведомства (части МПВО войскового типа) и по линии органов МПВО и оборонных общественных организаций (невоенизированные формирования различного назначения). Формирования МПВО создавались в районах ПВО, на предприятиях, в учреждениях, организациях и состояли из участковых, объектовых, противопожарных команд, санитарных дружин и др. В составе участковых команд имелись пожарные, медико-санитарные, аварийно-восстановительные, дегазационные и другие подразделения и насчитывалось до 430 бойцов. Следует отметить, что участковые команды являлись внушительной силой, например, в Ленинграде в их состав входило свыше 14 тысяч человек. Численный состав объектовых команд определялся в зависимости от количества работающих на объектах и особенностей производства.

Таким образом, уже к 30-м годам, в основном, сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территории страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, коммунального хозяйства в военное время.

В 1975 году начальником Гражданской обороны СССР были утверждены Положение о невоенизированных формированиях гражданской обороны (а это не что иное, как гражданские организации гражданской обороны), и Нормы их оснащения. Невоенизированные формирования комплектовались из рабочих и служащих предприятий, не подлежащих призыву в армию. Для них накапливались средства защиты, другое имущество и приписывалась техника народного хозяйства – инженерная, коммунальная, транспортная и др. Их личный состав проходил обучение, участвовал в учениях. На эти формирования возлагались задачи ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также проведения других мероприятий гражданской обороны. Невоенизированные формирования, в бытность СССР, широко привлекались в мирное время для решения задач при ликвидации последствий стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, снежных заносов, ураганов, а также к проведению спасательных работ при возникновении аварий и катастроф. Только в 1979 году к борьбе со стихией привлекалось около 200 тысяч человек их личного состава, они стали реальной силой, способной выполнять сложные задачи.

В настоящее время, в целях защиты населения, территорий и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время, во исполнение Федерального закона "О гражданской обороне" постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" был определен порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны.

В соответствии с этим постановлением, гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по производственно - территориальному принципу на базе организаций независимо от их организационно – правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, имеющими в эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

К организациям, создающим гражданские организации гражданской обороны, относятся организации, соответствующие одному из следующих условий:

Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

Деятельность формирований осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.

По подчиненности гражданские организации гражданской обороны подразделяются на территориальные и объектовые.

Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Применяются территориальные формирования для выполнения мероприятий гражданской обороны в интересах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, наращивания группировки сил гражданской обороны при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Подчиняются формирования соответствующим начальникам гражданской обороны.

Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы. Объектовые формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ и в других организациях.

По предназначению гражданские организации гражданской обороны подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны.

В этой части нашей лекции рассмотрим формирования общего назначения. Они предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения) и в зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся:

В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества, вместо сводных команд (групп) создаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты.

В организациях лесного хозяйства, лесозаготовительных и других организациях, имеющих объекты в лесу, независимо от ведомственной принадлежности, создаются лесопожарные формирования (команды, отделения). Такие формирования создаются на базе пожарно-химических станций, штатных пожарных команд организаций и населенных пунктов, расположенных в лесных массивах или вблизи них.

На шахтах, где ведется добыча полезных ископаемых, формирования создаются в целях решения задач гражданской обороны на поверхности силами рабочих и служащих наземного комплекса работ, а под землей – силами рабочих и служащих подземного комплекса работ. К этим формированиям относятся вспомогательные горноспасательные команды, команды по обслуживанию убежищ (укрытий), расположенных в горных выработках. Их организация и состав определяется начальниками гражданской обороны, исходя из возможностей и местных условий.

Военизированные горноспасательные подразделения (части), существующие в организациях горной, химической, нефтехимической и других отраслей экономики должны учитываться как формирования гражданской обороны. В табели оснащения этих подразделений включается специальное имущество гражданской обороны.

В организациях морского транспорта создаются морские (речные) аварийно-спасательных команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация таких формирований также определяется соответствующими начальниками гражданской обороны, исходя их возможностей местных условий.

В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны кроме специальных ведомственных формирований создаются спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно - технические команды, а также другие формирования гражданской обороны в зависимости от наличия базы.

В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых как базы для развертывания территориальных формирований гражданской обороны общего назначения и специальных ведомственных формирований, создаются формирования служб гражданской обороны (группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ).

В организациях агропромышленного комплекса создаются команды (группы), посты радиационного и химического наблюдения, санитарные дружины, и посты, противопожарные (лесопожарные) команды, команды (группы) охраны общественного порядка, команды защиты сельскохозяйственных животных и растений.

В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические группы (звенья), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка.

В общеобразовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для решения задач гражданской обороны создаются объектовые формирования (спасательные команды, группы), а также (в зависимости от профиля учебного заведения) формирования служб гражданской обороны (противопожарные, медицинские, связи и другие).

Часть формирований решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, оказания медицинской помощи пораженным и раненым и выполнение других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Перечни организаций, которые создают гражданские организации гражданской обороны, определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Вид и количество формирований, их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

Расчеты потребности в формированиях:

Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших высшее и среднее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Зачисление трудоспособных граждан в состав объектовых формирований производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных – совместным приказом соответствующего начальника гражданской обороны и начальника гражданской обороны организации. Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение формирований техникой и имуществом согласно предусмотренных штатных перечней осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющейся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при отсутствии их или недостаточном количестве – за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций. Такое закрепление техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственная же передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.

Обеспечение формирований техникой и имуществом по номенклатуре устанавливается МЧС России и осуществляется централизовано. Распределение фондов специальной техники и имущества производится МЧС России по заявкам федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабжения являются: средства индивидуальной защиты; дозиметрическая аппаратура; приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля; средства связи и оповещения; индивидуальные средства медицинской защиты.

Штатные перечни и нормы оснащения разрабатываются:

Штатные перечни и нормы оснащения формирований до утверждения согласовываются с соответствующими вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а территориальных формирований – с организациями, на базе которых они создаются.

Учет формирований ведется федеральными органами исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Проверка готовности формирований (территориальных и объектовых) к выполнению задач гражданской обороны осуществляется:

Анализ мнений представителей органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации и региональных центров на конференциях и ежегодных сборах показывает, что вопрос создания формирований гражданской обороны на местах решается пока очень трудно. И тому есть ряд объективных причин:

Некоторые представители субъектов Российской Федерации предлагают создать немногочисленные, но высоко профессиональные штатные спасательные подразделения на каждом предприятии, попадающем под требования Федерального закона "О гражданской обороне". Подобные спасательные структуры действуют на АЭС, шахтах, флотах, авиации и железной дороге. Создание же их повсеместно, укомплектование спасателями, незанятыми в основном технологическом процессе, в условиях дефицита денежных средств не представляется возможным. На сегодняшний день приемлемым остается лишь создание нештатных, неоплачиваемых, но специально подготовленных гражданских организаций гражданской обороны.

Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны всегда отводилась службам гражданской обороны. В 80-х годах были созданы 4 общесоюзные службы гражданской обороны: медицинская, защиты животных и растений, охраны общественного порядка и противопожарная. На базе министерств, ведомств, управлений, организаций, объектов народного хозяйства создавались республиканские, краевые, областные, городские, районные и объектовые службы ГО: связи и оповещения, инженерная, техническая и другие. В зависимости от специфики местных условий, наличия базы и материально – технических возможностей в республиках, краях и областях создавалось, как правило, 14 – 16 служб, в городах, районах – 8-12 служб.

Место и роль каждой службы в решении задач ГО определялись её составом и назначением. Особое внимание придавалось повышению ответственности служб за обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения, за решение медицинских и других специальных вопросов по защите населения от оружия массового поражения.

Трудно недооценить роль служб в системе гражданской обороны. Они являлись "приводными ремнями" от штабов к структурам советских и хозяйственных органов. Без них система гражданской обороны на местах была бы недееспособна.

Федеральным законом "О гражданской обороне" 1998 г. также предусмотрено создание служб гражданской обороны.

Службы гражданской обороны создаются для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны (инженерных, медицинских и других), подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, для обеспечения перевода гражданской обороны с мирного на военное положение. Федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, службы гражданской обороны организаций создаются заблаговременно в мирное время.

Службы гражданской обороны решают комплекс задач:

Перечень служб гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций и их состав определяются с учетом специфики территорий и организаций, а также возможных опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий. Службами гражданской обороны в организациях, входящих в их состав, создаются формирования гражданской обороны. К ним относятся:

В зависимости от местных условий и при наличии базы, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями могут создаваться формирования других служб.

Ответственность за обеспечение готовности служб гражданской обороны несут руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы. Общее руководство службами гражданской обороны осуществляют соответствующие начальники гражданской обороны, а непосредственное руководство - начальники этих служб. Задачи, организация и деятельность служб гражданской обороны определяются положениями о службах гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими начальниками гражданской обороны по согласованию с органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Формирования служб гражданской обороны подразделяются на территориальные и объектовые.

К территориальным формированиям служб гражданской обороны относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли, и другие виды формирований и служб, создаваемые в зависимости от местных условий.

Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

Объектовые формирования служб гражданской обороны создаются в организациях.

Основными формированиями служб гражданской обороны, создаваемыми промышленными предприятиями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (отряды санитарных дружин, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.

В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться: команды обеззараживания, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, подвижные пункты питания, другие формирования в зависимости от местных условий.

Федеральные службы гражданской обороны создаются решением Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. № 1266 "О федеральных службах гражданской обороны") и действуют на основании положений об этих службах, утверждаемых соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, на базе которых они создаются, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации постановило создать ряд федеральных служб гражданской обороны, на которые возлагается решение следующих задач:

Таким образом, на федеральном уровне создано пять служб гражданской обороны, организационно-методическое руководство которыми было возложено, соответственно, на Минздрав России, МВД России, Минсельхоз России и Минкультуры России. Однако многие специалисты отмечают необходимость создания федеральных служб по каждой из задач гражданской обороны (то есть 12 – 15). Это, по их мнению, способствовало бы улучшению подготовки служб ГО в мирное время и оптимизации руководства в ходе ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ в военное время, формированию устойчивой вертикали руководства всеми силами служб.

Положения о службах гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций утверждаются соответственно начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по согласованию с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

Руководство деятельностью служб гражданской обороны и выполнением поставленных перед ними задач осуществляют начальники этих служб. Общими обязанностями начальников служб гражданской обороны различных уровней являются:

Указания вышестоящих начальников служб гражданской обороны являются обязательными для нижестоящих служб гражданской обороны данной специализации.

Основным итогом лекции можно считать, что цели, поставленные в начале занятия выполнены. Вы познакомились с историей, порядком создания и функционирования служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны. Вам были представлены основные нормативные документы: Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие, в которых и определены порядок создания формирований гражданской обороны, их классификация, возлагаемые на них задачи, их роль в выполнении задач гражданской обороны.