6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
Шпаковский Ю.Г.
Проблема защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них, всегда была актуальной. В современных условиях, в связи с учащением военных конфликтов, использованием в них новых средств поражения, возрастанием опасности терроризма, проблема приобрела особую значимость.
Историки подсчитали, что последние 5,5 тысячелетий сопровождались 15 тыс. войн, а за всю свою историю человечество прожило всего 292 года без вооруженных конфликтов! К сожалению, научно – технический прогресс способствует не только улучшению условий жизни и повышению производительности труда, но и совершенствованию средств поражения и способов борьбы. Но всегда наиболее пострадавшей стороной оказывалось мирное население. Об этом говорит устойчивая тенденция роста числа жертв среди мирного населения по отношению к военному персоналу. На сегодняшний день это соотношение составляет - один погибший военнослужащий на 20 жертв среди мирного населения.
Любая война – это огромные людские и материальные потери, тяжелые экономические и социальные последствия которых преодолевать приходится усилиями всей страны. Поэтому государство возвело вопросы защиты населения при ведении военных действий в ранг государственной политики.
Принципиальные положения государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны подтверждают важность и значение ее на современном этапе развития страны и необходимость дальнейшего совершенствования.
Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны представляет собой систему официально принятых взглядов на цели, принципы, содержание и порядок осуществления мероприятий по подготовке государства к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Целью этой политики является создание в стране условий, направленных на предотвращение или максимальное снижение людских потерь, материального ущерба, а также сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Политика государства в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О гражданской обороне", других нормативных правовых актов, и реализуется с учетом следующих основных принципов:
защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российского государства;
организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина;
мероприятия по подготовке к защите и по защите населения материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженного конфликта;
в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одна из важных задач деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – сохранение потенциала гражданской обороны. Однако в полной мере решить эту задачу не удается.
Причинами такого состояния гражданской обороны являются не только причины финансово-экономического характера, но и недостаточно полно сформированная нормативно-правовая база, недостаточно четко и однозначно регламентирующая деятельность структурных подразделений (органов управления), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и определяющая их функции и задачи.
В интересах развития и совершенствования нормативной правовой базы по организации и ведению гражданской обороны в 1998 году был принят Федеральный закон "О гражданской обороне", в котором, в частности, определено, что к силам гражданской обороны относятся:
воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;
гражданские организации гражданской обороны.
Безусловно, воинские части гражданской обороны составляют ядро наиболее подготовленных и мобильных сил гражданской обороны, но они ориентированы, прежде всего, на решение задач военного времени. Наиболее же многочисленной составляющей сил гражданской обороны являются гражданские организации гражданской обороны.
Формирования гражданской обороны различного назначения начали создаваться ещё в 20 – 30-х годах. Серьезным поводом к этому стала агрессивная политика Германии. В этой связи расширялась общественная деятельность, направленная на подготовку граждан к защите Отечества. Одной из форм этой деятельности являлись массовые оборонные организации, которые занимались распространением основ военных знаний. Первой такой организацией стало Военно-научное общество, созданное в 1920 году, председателем совета которого был М.В. Фрунзе. К 1932 году было создано уже около 3 тысяч формирований, занимающихся защитой населения.
В том же 1932 г. была создана государственная система местной противовоздушной обороны (МПВО) – основа будущей системы Гражданской обороны СССР - с задачами предотвращения потерь населения крупных городов, сведения к минимуму материального ущерба от действий вражеской авиации и ликвидации последствий воздушных нападений. Силы МПВО формировались по двум главным направлениям: по линии военного ведомства (части МПВО войскового типа) и по линии органов МПВО и оборонных общественных организаций (невоенизированные формирования различного назначения). Формирования МПВО создавались в районах ПВО, на предприятиях, в учреждениях, организациях и состояли из участковых, объектовых, противопожарных команд, санитарных дружин и др. В составе участковых команд имелись пожарные, медико-санитарные, аварийно-восстановительные, дегазационные и другие подразделения и насчитывалось до 430 бойцов. Следует отметить, что участковые команды являлись внушительной силой, например, в Ленинграде в их состав входило свыше 14 тысяч человек. Численный состав объектовых команд определялся в зависимости от количества работающих на объектах и особенностей производства.
Таким образом, уже к 30-м годам, в основном, сложилась система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территории страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, коммунального хозяйства в военное время.
В 1975 году начальником Гражданской обороны СССР были утверждены Положение о невоенизированных формированиях гражданской обороны (а это не что иное, как гражданские организации гражданской обороны), и Нормы их оснащения. Невоенизированные формирования комплектовались из рабочих и служащих предприятий, не подлежащих призыву в армию. Для них накапливались средства защиты, другое имущество и приписывалась техника народного хозяйства – инженерная, коммунальная, транспортная и др. Их личный состав проходил обучение, участвовал в учениях. На эти формирования возлагались задачи ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения (заражения) и зонах катастрофического затопления, а также проведения других мероприятий гражданской обороны. Невоенизированные формирования, в бытность СССР, широко привлекались в мирное время для решения задач при ликвидации последствий стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, снежных заносов, ураганов, а также к проведению спасательных работ при возникновении аварий и катастроф. Только в 1979 году к борьбе со стихией привлекалось около 200 тысяч человек их личного состава, они стали реальной силой, способной выполнять сложные задачи.
В настоящее время, в целях защиты населения, территорий и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время, во исполнение Федерального закона "О гражданской обороне" постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" был определен порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны.
В соответствии с этим постановлением, гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по производственно - территориальному принципу на базе организаций независимо от их организационно – правовой формы, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, имеющими в эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
К организациям, создающим гражданские организации гражданской обороны, относятся организации, соответствующие одному из следующих условий:
наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов;
отнесение организации в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115, к категориям особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;
подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;
размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.
Формирования создаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.
Деятельность формирований осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций. Формирования применяются в соответствии со своим предназначением и сроками готовности.
По подчиненности гражданские организации гражданской обороны подразделяются на территориальные и объектовые.
Территориальные формирования создаются на базе организаций органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на соответствующих территориях, а также на базе организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, по согласованию с этими органами. Применяются территориальные формирования для выполнения мероприятий гражданской обороны в интересах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, наращивания группировки сил гражданской обороны при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Подчиняются формирования соответствующим начальникам гражданской обороны.
Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы. Объектовые формирования подчиняются соответствующим начальникам гражданской обороны организаций. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых расположены данные организации, объектовые формирования могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ и в других организациях.
По предназначению гражданские организации гражданской обороны подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб гражданской обороны.
В этой части нашей лекции рассмотрим формирования общего назначения. Они предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения (заражения) и в зонах катастрофического затопления. К формированиям общего назначения относятся:
сводные команды (группы) – являются основными формированиями общего назначения и предназначаются для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
сводные команды (группы) механизации работ – предназначаются для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ;
спасательные команды (группы) – предназначаются для проведения аварийно-спасательных работ.
В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества, вместо сводных команд (групп) создаются сводные команды (группы) радиационной и химической защиты.
В организациях лесного хозяйства, лесозаготовительных и других организациях, имеющих объекты в лесу, независимо от ведомственной принадлежности, создаются лесопожарные формирования (команды, отделения). Такие формирования создаются на базе пожарно-химических станций, штатных пожарных команд организаций и населенных пунктов, расположенных в лесных массивах или вблизи них.
На шахтах, где ведется добыча полезных ископаемых, формирования создаются в целях решения задач гражданской обороны на поверхности силами рабочих и служащих наземного комплекса работ, а под землей – силами рабочих и служащих подземного комплекса работ. К этим формированиям относятся вспомогательные горноспасательные команды, команды по обслуживанию убежищ (укрытий), расположенных в горных выработках. Их организация и состав определяется начальниками гражданской обороны, исходя из возможностей и местных условий.
Военизированные горноспасательные подразделения (части), существующие в организациях горной, химической, нефтехимической и других отраслей экономики должны учитываться как формирования гражданской обороны. В табели оснащения этих подразделений включается специальное имущество гражданской обороны.
В организациях морского транспорта создаются морские (речные) аварийно-спасательных команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация таких формирований также определяется соответствующими начальниками гражданской обороны, исходя их возможностей местных условий.
В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны кроме специальных ведомственных формирований создаются спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно - технические команды, а также другие формирования гражданской обороны в зависимости от наличия базы.
В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых как базы для развертывания территориальных формирований гражданской обороны общего назначения и специальных ведомственных формирований, создаются формирования служб гражданской обороны (группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ).
В организациях агропромышленного комплекса создаются команды (группы), посты радиационного и химического наблюдения, санитарные дружины, и посты, противопожарные (лесопожарные) команды, команды (группы) охраны общественного порядка, команды защиты сельскохозяйственных животных и растений.
В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические группы (звенья), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, группы охраны общественного порядка.
В общеобразовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для решения задач гражданской обороны создаются объектовые формирования (спасательные команды, группы), а также (в зависимости от профиля учебного заведения) формирования служб гражданской обороны (противопожарные, медицинские, связи и другие).
Часть формирований решением соответствующего начальника гражданской обороны может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, оказания медицинской помощи пораженным и раненым и выполнение других возложенных на них задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.
Перечни организаций, которые создают гражданские организации гражданской обороны, определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Вид и количество формирований, их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально-технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.
Расчеты потребности в формированиях:
разрабатываются: для территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны (кроме медицинских) органами управление, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых эти формирования создаются; для объектовых формирований – структурными подразделениями организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;
утверждается: для территориальных формирований общего назначения и служб гражданской обороны соответствующими начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; для объектовых формирований – начальниками гражданской обороны организаций, на базе которых создаются формирования.
Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.
Комплектование формирований личным составом производится из числа мужчин в возрасте от18 до 60 лет, женщин - от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших высшее и среднее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.
Зачисление трудоспособных граждан в состав объектовых формирований производится приказом соответствующего руководителя организации, а в состав территориальных – совместным приказом соответствующего начальника гражданской обороны и начальника гражданской обороны организации. Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение формирований техникой и имуществом согласно предусмотренных штатных перечней осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющейся в организациях для обеспечения производственной деятельности, а при отсутствии их или недостаточном количестве – за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций. Такое закрепление техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственная же передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.
Обеспечение формирований техникой и имуществом по номенклатуре устанавливается МЧС России и осуществляется централизовано. Распределение фондов специальной техники и имущества производится МЧС России по заявкам федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.
Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабжения являются: средства индивидуальной защиты; дозиметрическая аппаратура; приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля; средства связи и оповещения; индивидуальные средства медицинской защиты.
Штатные перечни и нормы оснащения разрабатываются:
для территориальных формирований – органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых создаются такие формирования и утверждаются соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
для объектовых формирований – структурными подразделениями организаций, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и утверждаются руководителями этих организаций;
для медицинских формирований – Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждаются его руководителем.
Штатные перечни и нормы оснащения формирований до утверждения согласовываются с соответствующими вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, а территориальных формирований – с организациями, на базе которых они создаются.
Учет формирований ведется федеральными органами исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях и организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной.
Проверка готовности формирований (территориальных и объектовых) к выполнению задач гражданской обороны осуществляется:
по согласованию – с соответствующими начальниками гражданской обороны представителями МЧС России по предписанию Министра и его заместителей – в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях;
начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований лично или другими лицами по их поручению – во всех организациях, находящихся в сфере их ведения;
начальниками гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и федеральных служб гражданской обороны, а также должностными лицами по их указанию – в подведомственных им организациях.
Анализ мнений представителей органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации и региональных центров на конференциях и ежегодных сборах показывает, что вопрос создания формирований гражданской обороны на местах решается пока очень трудно. И тому есть ряд объективных причин:
низкое финансирование;
частая смена собственников объектов экономики;
отсутствие путей материального стимулирования собственников на вложение денежных средств на гражданскую оборону (льготное налогообложение, дополнительное государственное финансирование предприятий – формирователей и др.);
недостаток справочной литературы и т.д.
Некоторые представители субъектов Российской Федерации предлагают создать немногочисленные, но высоко профессиональные штатные спасательные подразделения на каждом предприятии, попадающем под требования Федерального закона "О гражданской обороне". Подобные спасательные структуры действуют на АЭС, шахтах, флотах, авиации и железной дороге. Создание же их повсеместно, укомплектование спасателями, незанятыми в основном технологическом процессе, в условиях дефицита денежных средств не представляется возможным. На сегодняшний день приемлемым остается лишь создание нештатных, неоплачиваемых, но специально подготовленных гражданских организаций гражданской обороны.
Важная роль в организации и проведении мероприятий гражданской обороны всегда отводилась службам гражданской обороны. В 80-х годах были созданы 4 общесоюзные службы гражданской обороны: медицинская, защиты животных и растений, охраны общественного порядка и противопожарная. На базе министерств, ведомств, управлений, организаций, объектов народного хозяйства создавались республиканские, краевые, областные, городские, районные и объектовые службы ГО: связи и оповещения, инженерная, техническая и другие. В зависимости от специфики местных условий, наличия базы и материально – технических возможностей в республиках, краях и областях создавалось, как правило, 14 – 16 служб, в городах, районах – 8-12 служб.
Место и роль каждой службы в решении задач ГО определялись её составом и назначением. Особое внимание придавалось повышению ответственности служб за обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения, за решение медицинских и других специальных вопросов по защите населения от оружия массового поражения.
Трудно недооценить роль служб в системе гражданской обороны. Они являлись "приводными ремнями" от штабов к структурам советских и хозяйственных органов. Без них система гражданской обороны на местах была бы недееспособна.
Федеральным законом "О гражданской обороне" 1998 г. также предусмотрено создание служб гражданской обороны.
Службы гражданской обороны создаются для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны (инженерных, медицинских и других), подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, для обеспечения перевода гражданской обороны с мирного на военное положение. Федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, службы гражданской обороны организаций создаются заблаговременно в мирное время.
Службы гражданской обороны решают комплекс задач:
планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;
контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав служб гражданской обороны, гражданских организаций гражданской обороны;
подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими службами гражданской обороны, с соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории, с органами военного командования;
руководство рассредоточением сил и средств служб гражданской обороны, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых службы созданы;
ведение учета сил и средств, входящих в состав служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектования личным составом, техникой и имуществом;
участие в поддержании в готовности пунктов управления;
планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
Перечень служб гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций и их состав определяются с учетом специфики территорий и организаций, а также возможных опасностей при ведении военных действий или вследствие этих действий. Службами гражданской обороны в организациях, входящих в их состав, создаются формирования гражданской обороны. К ним относятся:
разведывательные команды, группы и звенья для ведения разведки в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров;
посты радиационного и химического наблюдения – для наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;
команды группы и звенья связи – для обеспечения связью начальников гражданской обороны, органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;
медицинские отряды, бригады, дружины, и санитарные посты – для ведения медицинской, санитарно-эпидемической и биологической разведки, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения, на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;
противопожарные и лесопожарные команды – для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;
отделения и звенья; инженерные команды, группы – для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания защитных сооружений;
аварийно-технические команды, группы – для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;
команды, группы, станции радиационной, химической и биологической защиты, обеззараживания и специальной обработки – для ликвидации последствий радиоактивного загрязнения и химического заражения, обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения и в очагах поражения, эвакуация населения, проведения санитарной обработки личного состава формирований и населения, обеззараживания территорий и сооружений, наблюдения за радиационной и химической обстановкой, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов химического заражения;
автомобильные и автотранспортные колонны – для перевозки в загородную зону рассредоточенных рабочих и служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза и вывоза рабочих смен, доставки материальных средств;
команды и группы охраны общественного порядка – для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения;
подразделения общественного питания (подвижные пункты питания) – для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения и при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также пораженного населения;
подразделения торговли продовольственными товарами (подвижные пункты продовольственного снабжения) – для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;
подразделения торговли промышленными товарами (подвижные пункты вещевого снабжения) – для обеспечения санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем, обувью;
подвижные автозаправочные станции – для обеспечения автотранспорта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;
пункты, звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов – для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой;
подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы – для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуация;
бригады, команды по защите сельскохозяйственных животных – для ведения ветеринарной разведки, ветеринарной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических и ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;
команды, бригады, звенья по защите сельскохозяйственных растений – для ведения фитопатологической и энтомологической разведки, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.
В зависимости от местных условий и при наличии базы, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями могут создаваться формирования других служб.
Ответственность за обеспечение готовности служб гражданской обороны несут руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы. Общее руководство службами гражданской обороны осуществляют соответствующие начальники гражданской обороны, а непосредственное руководство - начальники этих служб. Задачи, организация и деятельность служб гражданской обороны определяются положениями о службах гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими начальниками гражданской обороны по согласованию с органами, осуществляющими управление гражданской обороной.
Формирования служб гражданской обороны подразделяются на территориальные и объектовые.
К территориальным формированиям служб гражданской обороны относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли, и другие виды формирований и служб, создаваемые в зависимости от местных условий.
Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.
Объектовые формирования служб гражданской обороны создаются в организациях.
Основными формированиями служб гражданской обороны, создаваемыми промышленными предприятиями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (отряды санитарных дружин, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.
В зависимости от наличия соответствующей базы могут также создаваться: команды обеззараживания, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, подвижные пункты питания, другие формирования в зависимости от местных условий.
Федеральные службы гражданской обороны создаются решением Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. № 1266 "О федеральных службах гражданской обороны") и действуют на основании положений об этих службах, утверждаемых соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, на базе которых они создаются, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации постановило создать ряд федеральных служб гражданской обороны, на которые возлагается решение следующих задач:
федеральная медицинская служба гражданской обороны - организация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам;
федеральная противопожарная служба гражданской обороны – организация и проведение мероприятий, направленных на противопожарное обеспечение населенных пунктов и организаций, локализацию и тушение пожаров;
федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка – организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, а также обеспечение охраны материальных и культурных ценностей;
федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений – организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства, а также мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений;
федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей – организация и проведение мероприятий, направленных на защиту культурных ценностей, памятников истории и культуры.
Таким образом, на федеральном уровне создано пять служб гражданской обороны, организационно-методическое руководство которыми было возложено, соответственно, на Минздрав России, МВД России, Минсельхоз России и Минкультуры России. Однако многие специалисты отмечают необходимость создания федеральных служб по каждой из задач гражданской обороны (то есть 12 – 15). Это, по их мнению, способствовало бы улучшению подготовки служб ГО в мирное время и оптимизации руководства в ходе ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ в военное время, формированию устойчивой вертикали руководства всеми силами служб.
Положения о службах гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций утверждаются соответственно начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по согласованию с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.
Руководство деятельностью служб гражданской обороны и выполнением поставленных перед ними задач осуществляют начальники этих служб. Общими обязанностями начальников служб гражданской обороны различных уровней являются:
организация планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением служб гражданской обороны;
управление силами и средствами служб гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах (на объектах) возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;
организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным освежением запасов материально-технических и иных средств гражданской обороны;
руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав службы гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти службы;
организация разработки предложений начальнику гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других мероприятий гражданской обороны;
организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими службами гражданской обороны.
Указания вышестоящих начальников служб гражданской обороны являются обязательными для нижестоящих служб гражданской обороны данной специализации.
Основным итогом лекции можно считать, что цели, поставленные в начале занятия выполнены. Вы познакомились с историей, порядком создания и функционирования служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны. Вам были представлены основные нормативные документы: Федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации и другие, в которых и определены порядок создания формирований гражданской обороны, их классификация, возлагаемые на них задачи, их роль в выполнении задач гражданской обороны.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература